Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Симоянова Галина Георгиевна

Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Развитие творческого воображения у детей в процессе ознакомления их с русских народным творчеством» в первой младшей группе.

Воспитатель: Симоянова Г.Г.

Цель: Познакомить детей с русским народным творчеством (фольклор, сказки, подвижные игры, пальчиковые игры, потешки).

Предварительная работа: Рассказывание сказок «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша обедает», «Сорока-Белобока»; Потешки: «Баю-баю, ты собачка не лай», «Ходит котик на торжок», «Водичка, Водичка», «Сидит белка на тележке», «Идет коза», «Киска-киска брысь».

Развитие творческого воображения у детей в процессе ознакомления их с русским народным творчеством. В дошкольном возрасте у детей возникает и формируется один из основных психических процессов – воображение, способность создавать на основе прошлого опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия.

Зачатки воображения появляются у ребенка в преддошкольном возрасте. В дошкольном возрасте его развитие связано с усложнением форм общения ребенка со взрослыми и переходом дошкольника от элементарных форм деятельности к более сложным. Под влиянием словесного общения со взрослым у ребенка возникает потребность на основе слов взрослого представить себе то, что выходит за пределы  его непосредственного восприятия, например, при прослушивании сказок, рассказов. Кроме этого, переход дошкольника к некоторым видам продуктивной деятельности – рисованию, конструированию, а также к ролевой игре – требует планирования предстоящей деятельности, выработки предварительного замысла.

В процессе рисования и конструирования ребенок должен уметь представить себе конечный результат своей деятельности – образ отраженного в рисунке объекта или будущей постройки – сохранить этот предваряющий образ до завершения деятельности. В игре необходимо придумать сюжет и его развитие, уметь перевоплотиться во взятую на себя роль и действовать в воображаемой ситуации.

При слушании сказки или рассказа взрослого, при восприятии картин и слушании песен ребенок должен представить себе объекты, которые он не воспринимал, и о которых  в его прошлом опыте нет представлений. Перечисленные задачи, встающие перед ребенком во всех этих видах деятельности, не могут быть разрешены без наличия у него воображения.

В середине второго года жизни у ребенка появляются подражательные игры, этот момент и является началом развития воображения.

Когда ребенок «пьет» из пустого стакана, «ест» из пустой тарелки, «поливает» из пустой лейки, то производимое ребенком предметное действие целиком определяется наличной обстановкой. Ребенок производит одно и тоже действие независимо от того, наполнена ложка или пуста. Раз это ложка, значит, её надо поднести ко рту – здесь ребенок овладевает самим предметным действием.

Появление зачатков воображаемой ситуации в деятельности ребенка, Ф.И. Фрадкина, относит к третьему году жизни, когда содержание реальных действий ребенка дополняется названием воображаемых предметов. Ребенок уже не только играет с реальными предметами и игрушками, но дополняет их своим кулачком или ручкой куклы, замещая ими то воображаемую конфету, то яблоко. Дети при этом называют воображаемые предметы. Они называют воображаемую пищу, якобы содержащуюся в игрушечной посуде.

Я Вам расскажу, как я развиваю творческое воображение у детей второго года жизни, используя русское народное творчество. Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песен, пальчиковых и подвижных игр. Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинаю припевать, покачивая ее:

Баю-бай, баю-бай,

 Ты, собачка, не лай,

 Белолапа, не скули,

 Мою дочку не буди.

Чтобы малыши быстрее и лучше запомнили песенку, я показала как громко лает собачка Белолапа (используя мягкую игрушку, затем дети воображали собачку.

После такого короткого обыгрывания малыши легко запоминали песенку и переносили в повседневную игру, воображали качание куклы, лай собачки.

Начиная утро с традиций использовали для пальчиков потешку «Сорока – белобока», дети воображали, что ладошка – это чашка, мешает ложкой кашку и кормит деток. Потешка «Ходил котик на торжок», дети воображали пирожок, предлагали пирожок игрушкам (куклам, зайкам, мишкам).

При ознакомлении детей со сказками: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», дети рассматривали картинки, иллюстрации этих сказок, после показа театров, дети начинали драматизировать сказки сами, например, ребенок воображал репку. В сказке «Теремок» воображали домик, это стол. В сказке «Курочка ряба» дед плачет, баба плачет, изображали слезы, как они капали в ладошки. В сказке «Волк и семеро козлят» дети воображали травку, которой кормили козлят. В потешке «Петя-петушок» клюёт зернышки, воображая ударяет по коленочкам.

Во время умывания, и причесывания знакомила малышей с такими песенками:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели».

«Расти, коса, до пояса,

 «Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся.

 Дочка, маму слушайся».

Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры и в «Дочки – матери», как бережно и с любовью они относятся к куклам. Воображают, что они умывают кукол, как причесывают их. Журчание воды в кране воображают звуками «с-с-с», используя игрушки «заместители», везут овощи, строительный материал. Используем потешку во время одевания:

Вот они - сапожки.

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Дети воображают сапожки, когда одевают своих кукол на прогулке. На музыкальном занятии используем потешки: песня «Цыплята», игра «Солнышко и дождик», воображают дождик.

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

На людей по ложке,

На меня по плошке,

А на Бабу Ягу -

Лей по целому ведру!

На прогулке зовем солнышко. Рисуем солнышко, воображаем какие у солнца лучики разные.

Солнышко, солнышко,

 загляни в окошко.

 Загляни в окошко,

 разбуди Сережку.

 Чтоб денек чуть- чуть был дольше,

 чтобы мы узнали больше,

 чтоб игрушки не скучали,

 а с Сереженькой играли.

Когда идет дождик, тоже читаем потешку: «Дождик, дождик, пуще, Будет травка гуще», воображают дождик, изображая его в рисунках. Наши дети взрослеют, и я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Малыши учились двигаться как лисички, зайчики, мишки, воображали себя в их роли.

Тень-тень-потетень,

 Выше города плетень.

 Сели звери под плетень.

 Похвалялися весь день.

 Похвалялася лиса:

 — Всему свету я краса!

 Похвалялся зайка:

 — Поди, догоняй-ка!

 Похвалялся медведь:

 — Могу песни я петь!

Характерной особенностью детского воображения является его яркость, большая эмоциональность. Многочисленные наблюдения показывают, что в своей игровой и изобразительной деятельности, в словесном творчестве ребенок дошкольного возраста воспроизводит те объекты и события, которые поражают его воображение, эмоционально его захватывают. Интересный рассказ, спектакль, события взволновавшие ребенка, сейчас находят отображение в его рисунках и играх. Игра «Дождик»:

Капли раз, капли два

Капли медленно сперва

Кап-кап-кап-кап. (медленно)

Стали капли поспевать

И друг друга догонять

Кап-кап-кап. (быстро)

Зонтик мы с собой раскроем

От дождя себя укроем. (Воображаем зонтик)

Таким образом развиваю творческое воображение у детей своей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе

Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе ...

Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка» (Первая младшая группа)

Тип проекта:Состав участников - групповой (дети, родители, воспитатель).Целевая установка – познавательно – речевой.Длительность проекта: краткосрочный (одна неделя).Предмет проекта: Матре...

Занятие кружка «В гостях у дедушки Фольклора» по ознакомлению с русским народным творчеством в первой младшей группе «Ходит сон близ окон».

laquo;Ходит сон близ окон» - занятие, рассчитанное для знакомства детей с таким малым жанром детского фольклора, как колыбельная. Занятие опирается на программу детского сада «От рождения...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. «Знакомство с русской народной сказкой «Репка» первая младшая группа

Цель: Знакомство с русской народной сказкой «Репка».                                     ...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в первой младшей группе «Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культурыв первой младшей группе«Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»...