Программа по адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения
рабочая программа (младшая группа)

Лобанова Светлана Сергеевна

Программа по адаптации к условиям образовательного учреждения детей младшего дошкольного  возрата. В данной работе раскрываются  особенности адаптационного периода, уровни адаптации, условия успешной адаптации, правила введения ребёнка в ДОУ. В основе практической работы  лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_adaptatsii_17g.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол №___ «______»_________2017 г

Принято на заседании педсовета

протокол №___ «______»_________2017 г  

Утверждаю:

заведующий МДОУ

«Детский сад № 62»

____________    Н.А. Ершова

Приказ № ______ от _____________

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕРЕЖДЕНИЯ

МДОУ «Детский сад № 62»

на 2017-2018 учебный год

разработала воспитатель:

Лобановой С.С.

 

2017 год

Содержание

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………....3

1.1.1. Цели и задачи Программы ...........................................................................3

2. Содержательный раздел.

2.1. Особенности адаптационного периода..........................................................4

2.2. Уровни адаптации……………………………………………………………4

2.3. Условия успешной адаптации.........................................................................5

2.4. Правила введения ребёнка в ДОУ..................................................................5

2.5 Задачи воспитания на адаптационный период……………………………...6

3. Организационный раздел

3.1.Направления психолого-педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения………………………………………………………………………...6

3.2. Планирование деятельности на период адаптации……………………...…9

3.3.Взаимодействие с родителями…………………………………………...…..9

4. Мониторинг……………………………………………………………….…..10

Список используемой литературы  .....................................................................11

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Появление ребёнка в семье - огромная ответственность для родителей, и близких. Уход, содержание и воспитание ребёнка всё это ложится на плечи родителей. В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей младшего дошкольного возраста, но современные социальные условия вынуждают родителей, воспользоваться общественными формами воспитания (детские дошкольные учреждения).  

Дети младшего дошкольного возраста имеют несколько особенностей, которые взаимосвязаны с психофизическим развитием: сильная привязанность к матери; страх перед новым окружением (помещением), перед незнакомыми людьми. Поэтому адаптационный период серьёзное испытание для ребёнка. Попадая в новую социальную среду, ребёнок находится длительное время в стрессовом состоянии. Это может привести к эмоциональным нарушениям или к замедлению темпа психофизического развития.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Педагоги дошкольного образования могут предоставить такую помощь, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.

Актуальность проблемы адаптации обуславливается тем, что при переходе к личностно-ориентированной модели воспитания, прежняя система взглядов не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Возникает необходимость в  разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми. Особенно необходима  разработка системы комплексной помощи, сопровождения адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Значимость данной проблемы послужило основанием для разработки программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Направленность программы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей); по форме организации – групповой; по времени реализации – на время адаптации.

 

1.1.1. Цели и задачи Программы 

Цель Программы: создать условия для благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего дошкольного возраста.

Задачи Программы:

1. Создать условия для организации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2. Формировать представления о социальном мире и о себе в нём.

3. Воспитывать социальные чувства эмоционально-оценочные отношения к окружающей действительности.

4. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.

В основе практической работы  лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей младшего дошкольного возраста.

2. Содержательный раздел.

2.1.Особенности адаптационного периода.

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим:

-  к позитивным результатам (адаптированность)

-  негативным результатам (стресс)

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:        - легкая адаптация

- адаптация средней тяжести

- тяжелая адаптация.

Успешная адаптация характеризуется следующими критериями:

- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость)

- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования.)

2.2. Уровни адаптации

1.Физиологический уровень адаптации.

При поступлении в детский сад ребёнку сразу приходится ко многому привыкать: к новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам, режимным моментам; необходимости  самоограничений; невозможности уединения; к новой пище, новым помещениям, освещенности.

2.Психологический уровень адаптации.

Ребёнку предстоит привыкнуть к отсутствию значимого взрослого (мама, папа, опекуна); необходимости в одиночку справляться со своими проблемами; к большому количеству новых людей и необходимости  с ними взаимодействовать; необходимости отстаивать своё личное пространство.

Длительность периода адаптации зависит от: особенностей высшей нервной деятельности, возраста ребёнка; от состояния здоровья; от резкого отличия обстановки, в которой находился ребёнок дома и обстановки в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

В период адаптации у ребенка могут проявляться различные негативные поведенческие реакции: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

2.3. Условия успешной адаптации

Более успешно проходит адаптация, когда у ребёнка сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

- самостоятельно ест разнообразную пищу;

- может своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет или на горшок;

-мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком;

- если домашний режим был  приближен к режиму детского учреждения.

Постепенное -  ступенчатая адаптация ребёнка к условиям ДОУ обеспечит максимально безболезненное привыкание.

Разработаны следующие этапы адаптации:

– в первый день ребёнок знакомится с воспитателем, с помещением группы (мама находится неподалёку); ребёнок находится в детском саду 30 мин.

- в течение первой недели ребёнок посещает детский сад  40 - 60 мин (детей объединяют в группы по психологической готовности к детскому саду);

- в течение второй недели время пребывания увеличивается на 1 - 1,5 часа, включая режимные моменты: зарядка, завтрак, выход на прогулку, прогулка (родители забирают ребёнка после прогулки);

- третья неделя: зарядка, завтрак, выход на прогулку, прогулка, возвращение с прогулки, обедают (после обеда забирают родители детей);

- четвёртая неделя: то же самое, и постепенное оставление на сон (родители приходят за ребёнком по звонку воспитателя после сон часа);

- полная адаптация 4 – 10 недель;

- рекомендуется родителям после полной адаптации забирать ребёнка не позднее 18.00, для закрепления его психологического и физического состояния для последующего комфортного пребывания в детском саду.

После знакомства с детьми (в первый день), их объединяют в группы по психологической готовности к детскому саду. Если групп мало принимаются новые дети, если много приём новых детей проводится со второй недели, по одному ребёнку в час, в группы, где дети уже прошли первый этап адаптации.

2.4. Правила введения ребёнка в ДОУ

1.  Ступенчатая адаптация.

2.  Полная адаптация 4 - 10 недель.

3. В период адаптации сохраняются все привычки ребёнка (вредные привычки аккуратно корректируются).

4. Важно оказывать положительную эмоциональную поддержку ребёнку в период его пребывания в детском саду.

5. Прививки, инъекции не рекомендуется делать в период адаптации.

6. Повышенное наблюдение за здоровьем ребёнка.

В период адаптации родителям (опекунам) рекомендуется соблюдать:

- тщательно следить за изменениями в состоянии ребёнка и своевременно сообщать о них воспитателям;

- будьте внимательны, заботливы терпеливы;

- спокойствие взрослого рядом с ребёнком способствует спокойной адаптации, тревожные взрослые создают панику для ребёнка и он боится, теряется в группе.

2.5 Задачи воспитания на адаптационный период

1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2. Формировать навыки общения с взрослым, навыки  совместной игры, мелких трудовых поручений.

3. Создать условие детям для уединённой игры.

4. Формировать навыки общения со сверстниками, делится, уступать помогать.

5. Формировать навыки совместной игры.

6. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию.

3. Организационный раздел

3.1. Направления психолого-педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Приём вновь поступивших детей проводится по графику согласованному с родителями, в период с августа по сентябрь.

До приёма детей в группу с родителями общаются специалисты: заведующий детским садом, психолог, медсестра, воспитатели группы раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, группы раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения.

Для успешной адаптации детей, воспитатели выбирают разнообразные методы и приёмы работы с детьми: игры – психологической разрядки с песком, манкой; развлечения; подвижные игры; дидактические игры; элементы устного народного творчества.

Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Взаимодействие воспитателя  и детей можно разделить на несколько периодов:

Первый период – « мы играем вместе с воспитателем».

На данном этапе воспитатель располагает к себе ребёнка, побуждает, его включатся в новые виды деятельности, и активно играет с ним во все игры. Воспитатель поддерживает уверенность, что мама скоро придёт.  Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребёнок беспокойно себя ведёт, капризничает.

Второй период – «я играю сам».

Постепенно ребёнок понимает, что новая обстановка не несёт опасности. Игры и новые игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его заигрываться и увлекаться игрой, но внимание воспитателя очень важно. В случаи необходимости воспитатель всегда придёт на помощь, организует совместные игры. Воспитатель поддерживает уверенность, что мама скоро придёт. Заканчивается этот период, когда ребёнок готов играть с другими детьми.

Третий период – «мы дружные ребята»

Ребёнок начинает проявлять стремления к игре с другими детьми, а возможно отнимать игрушки, ломать игрушки, драться. Воспитатель контролирует и объясняет как себя вести, поддерживая дружные и добрые отношения между детьми. По мере необходимости воспитатель увлекает детей в игру. Воспитатель поддерживает уверенность, что мама придёт, когда ребёнок поспит и покушает.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, используем разные направления работы с детьми:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Желание идти в детский сад не обходимо сформировать у ребёнка, положительной установкой. В первую очередь воспитатель создаёт в группе атмосферу тепла, уюта, благожелательности. Если ребёнок с первых дней почувствуёт  благожелательное отношение, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация. Для того чтобы завлечь ребёнка в детском саду, нужно правильно организовать предметно-развивающую среду.

В процессе адаптации ребёнка мы используем такие формы и методы работы как:

- элементы телесной терапии (массаж ладошек)

- колыбельные песни (перед сном)

- релаксационные игры (приёмы дыхательной гимнастики, мышечному и эмоциональному расслаблению)

- манная крупа, вода (элементы релаксационных игр)

- элементы сказкотерапии (пальчиковый, кукольный театр)

- слушанье музыки, разучивание движений

- игровые методы взаимодействия с ребенком (с учетом возможностей детей)

2. Формирование у ребёнка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).

Помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации одна из задач адаптации. Уверен ребёнок будет, если узнает и поймёт, кто его окружает; и в каком он окружении.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

- знакомство с воспитателями, установление открытых доверительных отношений

- знакомство с группой (раздевалка, игровая комната, спальня, умывальная)

- знакомство, сближение детей между собой

- знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет, кухня)

- знакомство с персоналом детского сада.

3. Приобщение ребёнка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости)

Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям замечать заботу друг о друге, выражение сочувствия друг другу. В каждом ребёнке формировать уверенность  в том, что его любят, как и всех остальных детей. К отрицательным примерам поведения: грубость жадность, хулиганство воспитывать отрицательное отношение. Формировать умения играть дружно, не ссорясь, помогать друг другу. Прививать умение радоваться за свои и чужие успехи.

4. Охрана и укрепление здоровья детей.

Приоритетными задачами на сегодняшний день в российском образовании - оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Дети, адаптирующиеся к условиям детского сада постепенно знакомятся с мероприятиями здоровье сберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

3.2. Планирование деятельности на период адаптации.

№ периода, дни адаптации

Вид деятельности

Содержание

I – й

от 3 дней

Беседа

«Знакомство с ребёнком»

«Детский сад»

«Игрушки в игровой комнате»

Массаж

«Наши пальчики – дружная семейка»

Игра

в манной крупе не большими игрушками

крупное лего

пазлы крупные

логические кубики, матрёшки, пирамидки

I I – й

от 2-3 дней

Беседа

«Игрушки в игровой комнате»

Игра

в манной крупе не большими игрушками

крупное лего

пазлы крупные

логические кубики, матрёшки, пирамидки

I I I – й

от 10 дней

Беседа

«Мы большие ходим в детский сад»

«Мы дружные ребята»

«Мальчики и девочки»

«Лето»

«Игрушки в игровой комнате»

«Берегите игрушки»

Игры

подвижные, малой подвижности

в игрушки группы

Худ. эст. развитие

рисование

3.3. Взаимодействие с родителями

Период адаптации – это новый период жизни, не только для ребёнка, но и для родителей. В этот период ведутся постоянные беседы с родителями о психологическом комфорте ребёнка, о его поведении, достижениях, неудачах. В родительский уголок выкладываются доклады по теме адаптации, памятки, рекомендации.

4. Мониторинг

Мониторинг проходит по трём направлениям:

1 – вовремя беседы с родителями, о поведении детей в семье в этот период.

2 – оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (наблюдение за ребёнком: эмоционального состояния, игровая деятельность).

3 – заполнения индивидуального листа адаптации ребёнка.

Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками, с желанием посещать детский сад.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум. Туда входят методист, старшая медсестра, воспитатели группы младшего дошкольного возраста. На нём обсуждаются результаты проведённой работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации, намечается дальнейшая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка условиям дошкольного образовательного учреждения

В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый  опыт и учится строить отношения в разных сферах.Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

«Организация игрового сеанса с детьми в процессе социальной адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Мастер-класс для повышения мастерства педагогов-психологов через педагогическое общение с применением нетрадиционных арт-терапевтических техник в процессе игрового сеанса для успешной адаптации к усло...

«Адаптация в условиях дошкольного образовательного учреждения у детей младшей группы»

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...

Педагогический опыт по сопровождению ребенка раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическое сопровождение – особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации...

Программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....