"Использование подвижных игр, игровых ситуаций и спортивных игр в работе воспитателя".
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ловакова  Анастасия Ивановна

Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования способствует развитию всех систем организма. Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_podvizhnyh_igr_igrovyh_situatsiy.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование подвижных игр, игровых ситуаций

и спортивных игр в работе воспитателя.

Воспитатель старшей группы № 5

А. И. Ловакова

Здоровье ребенка – динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ребенок в течение всего бодрствования способствует развитию всех систем организма. Недостаток двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Поэтому детям в течение дня необходима двигательная деятельность. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые,  строительные, игры с песком. Среди многообразия игр следует выделить подвижные, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития детей. Кроме этого благодаря подвижным играм происходит формирование основных движений, развиваются психические качества, дети учатся соблюдению правил, осознанным действиям в разных ситуациях, активизируют здоровьесберегающие процессы, формируют физические качества, помогают освоиться в коллективе, пополняют словарный запас. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. Содержание игр должно сочетаться с предшествующей деятельностью. Если она была связана с длительным сохранением статической позы, то можно организовать игру большей подвижности, чтобы способствовать снятию мышечного напряжения и повышению двигательной активности всех детей в группе – «Ловишки». Если занятия были насыщены двигательной активностью, можно начать прогулку играми средней подвижности – «Карусель». В конце прогулки рекомендуется проведение игры, чтобы собрать детей и настроить их на окончание прогулки. Кроме подвижных игр на прогулке можно организовывать эстафеты и игры со спортивным инвентарем В непосредственно образовательной деятельности тоже есть место подвижной игре. В коммуникативной деятельности дети разучивают слова русских народных игр, потешек, повторяют диалоги («Заинька, походи, серенький, походи вот так этак походи …») В познавательной деятельности тоже допустимо проведение подвижных игр по командам, например, «Найди свой цвет».

Грамотно спланированная и организованная подвижная игра способствует повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укрепляется здоровье дошкольников.

В своей педагогической деятельности использую различные подвижные игры:

- игры для ознакомления дошкольников с культурой страны: «Лапта»;

- для закрепления навыков выполнения основных видов движений: «Догоните меня», «Принеси флажок», «Лошадки», «Ниточка - иголочка», «Стоп»;

- для коррекции осанки и профилактики плоскостопия – «Ходим в шляпах», «Переложи мяч ногами»;

- для развития сенсорных эталонов – «На ощупь», «Найди фигуру», «Попади в мишень», «Зеркало», «Поймай мяч»;

- воспитание толерантности и здорового образа жизни – «Калабаса», «Чужеземцы»;

- для развития речи у детей с ОНР используются подвижные игры с мячом, пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

 Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению. И тут на помощь приходит педагог, чтобы помочь ребенку овладеть механизмами эффективного игрового общения. Для развития полноценного игрового общения педагоги использую такую форму речевой работы с детьми, как игровые ситуации:

- ситуации – иллюстрации – взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей, с помощью дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально – приемлемого поведения и активизирует навыки эффективного общения;

- ситуации – упражнения – ребенок слушает, наблюдает и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия;

- ситуации – проблемы – способствуют усвоению ими основных векторов социальных отношений и моделировании стратегии своего поведения в мире людей. Взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Каждый ребенок находится в активной действующей позиции.

- ситуации – оценки – предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. Игровая проблема уже решена но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особый интерес вызывают у них спортивные игры (футбол, бадминтон) и спортивные упражнения (катание на санках, ходьба на лыжах). Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках, которые направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их в биологической потребности в движениях. В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоционально. Поэтому важно следить за самочувствием детей, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности. Спортивные игры и упражнения подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственные и волевые качества – решительность, самостоятельность, смелость, выносливость. Но важно то, что ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность. Кроме этого, спортивные игры и упражнения пополняют и обогащают словарный запас (ракетка, волан, стойка, кегли).

В образовательной области «Физическая культура» по программе «От рождения до школы» предусмотрено выполнение детьми различных спортивных игр и упражнений, согласно возрасту. Для детей старшей группы это: ходьба на лыжах, катание на двухколесном велосипеде и самокате; подвижные игры – эстафеты.

Спортивные игры и упражнения следует использовать в разные периоды дня. Утром, когда прием малышей производится на улице, можно привлечь небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают достаточно бодры и с удовольствием выполняют определенные движения. После дневного сна дети еще вялые, поэтому лучше использовать не спортивные игры и упражнения, а комплексы корригирующей гимнастки. На дневной прогулке можно использовать игры и упражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой.

Проведение спортивных игр и упражнений включается в календарный план. При планировании учитывается место игр и упражнений в режиме дня. На прогулке предусматривается 1-2 вида игр и упражнений. Их стоит планировать так, чтобы в комплексе они составляли разнообразную по двигательному содержанию деятельность.

Спортивные игры имеют огромное значение в решении образовательных и воспитательных задач – способствуют развитию точности, ловкости движений, глазомера, ориентации в пространстве. В игре детям приходится принимать решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции на зрительные и слуховые сигналы. В ходе игр у детей формируются положительные нравственно -волевые черты характера. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими. Дети учатся самостоятельно решать конфликты, споры между собой. Учитывая физиологические особенности детей, с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется проводить лишь спортивные упражнения, а детей старшего дошкольного возраста знакомить с элементами спортивных игр.

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на решение образовательных, воспитательных, а главное коррекционно– компенсаторных задач. Для детей с ОВЗ характерны недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень развития пространственной ориентации, замедленное овладение двигательными навыками. Оптимальному развитию таких детей и коррекции недостатков двигательной функций способствует увеличение объема двигательной активности. Во время занятий с этими детьми во всех упражнениях спортивного характера следует стремиться к мышечному расслаблению, но важно избегать переутомления, для чего необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки.

Целенаправленная деятельность позволяет переориентировать уровень компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье, укреплением взаимоотношений в семье, делает жизнь ребенка с ОВЗ более полноценной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подвижная  игра является     прекрасным средством    развития    и         совершенствования...

Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с  нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...

использование подвижных игр в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно в подвижные игры дети любого возраста с удовольствием играют. Но подвижная игра – ...

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)....

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)...