МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Костина Анна Александровна

Метод ТВОРЧЕСКИх ПРОЕКТов КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Одной из главных задач дошкольного музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей. Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявление, стало общепринятым в педагогике и психологии. О.П. Радынова в книге «Музыкальное воспитание дошкольников» перечисляет  виды деятельности дошкольников, которые являются ведущими  в развитии таких музыкальных способностей дошкольников, как: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство.  Каждая из способностей музыкального развития в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве  [4, с.30-34]. Развитие исполнительских и творческих способностей является важной задачей  дошкольного музыкального воспитания детей. Их развитие начинается с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания.

Одним из действенных способов реализации названной задачи для музыкального руководителя является «метод творческих проектов». Его использование в системе дошкольных учреждений связано с интенсивными изменениями жизни, активным проникновением научно-технического прогресса во все ее сферы, что  диктует педагогу выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Что же такое — метод проектов?  У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты [3].

 «Метод творческих проектов»  не сразу позволит получить результат, это кропотливая работа, требующая значительных дополнительных ресурсных затрат времени, материалов, информационных источников.  Проектная деятельность не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Общий принцип, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом, в активной познавательной и творческой совместной деятельности, в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы воспитанник воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно [2]. Метод проектов актуален и эффективен и сегодня, он развивает познавательную активность ребенка, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения [1].

Проектная деятельность часто используется в общеобразовательных школах с учащимися средних и старших классов. В сети дошкольных заведений метод творческих проектов используется редко. Анализ проблемы показал, что на сегодняшний день музыкальными руководителями  разработаны такие проекты для дошкольников, как: Соболева А.В. проект: «Волшебный мир звуков»; Маркова Р.П. проект «Музыка красок и радуга звуков!»; Еноктаева О.А проект «Сказка в музыке».

Перечисленные авторы выделяют в методе проектов множество положительных выводов:

  • развитие творческого мышления дошкольников, умение добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал;
  • групповая деятельность, позволяющая устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других;
  • интерес к познавательной деятельности,  мотивирование детей, влияние как на отдельного ребенка в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей;
  • организовывать деятельность дошкольников и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

Непопулярность проектной деятельности среди музыкальных руководителей детских садов можно объяснить некоторыми факторами. Первое, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности дошкольников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у малышей вызовет затруднения, поэтому проект в дошкольном заведении - это огромная работа музыкального руководителя, требующая нестандартных методов. Детям просто необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Еще одним из минусов является то, что воспитанники только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения.

В рамках данной статьи  приведем структуру   творческого проекта для детей дошкольного возраста. Одной из начальных стадий работы над творческим проектом является описание его актуальности. В данном разделе проекта разработчик описывает  проблему, которую решает предстоящий проект.

Работа над следующим этапом проекта  связана с  формулированием его целей и задач. Цель - это то, ради чего начинается проект. Главное назначение цели  показать тип проблемы, на решение которой направлен проект. Задачи проекта будут связаны с выполнением конкретных  шагов на пути к достижению его цели.

При работе над проектом необходимо определить его тип,  от которого будет зависеть форма проведения. Существует несколько вариантов проведения проекта:

1. Творческий, включающий о специальные задания, по окончанию выполнения которых, организовывается детское торжество, приуроченное к той или иной теме.

2. Исследовательский, связанный с разнообразными  опытами дошкольников и оформлением продукта проекта (стенгазета, альбом, выставка).

3. Игровой -  проект, в основе которого лежит творческая игра. Малыши входят в образ героев мультфильмов или сказок и ищут пути решения поставленных задач.

4. Информационный. Задача состоит в поиске подходящей информации. Дети проводят анализ данных, основываясь на собственных убеждениях или социальных убеждениях.

Рабочий план проекта должен пояснить, как  будет выполняться  проект для достижения поставленных задач.

Планирование работы связано с ответом на вопросы: к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; с какими предметами научиться работать для достижения цели;  составление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);  обсуждение плана с семьями на родительском собрании;  консультация со специалистами ДОУ;  сбор информации; материалов.

Четкое планирование  работы творческого проекта  помогает педагогу наметить  методы его реализации, с помощью которых  будет осуществляться выполнение поставленных задач и генеральная цель проекта.

Реализация проекта. Этот этап работы над проектом содержит проведение  музыкальных занятий, творческих заданий, игр, наблюдений, поездки,  домашние задания родителям и детям, выполнение самостоятельные творческих работ детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.). Музыкальному руководителю необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то изготовить самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

Предполагаемые итогами  реализации проекта – заключительный этап его проведения. Результатом музыкально-творческого проекта может стать накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства музыкальными произведениями;  закрепление знаний о инструментах, композиторах, произведениях; умение в творческой деятельности детей (рисовании, пении, танце и т.д.) понять и представить образ и настроение музыкального произведения; привлечение родителей к слушанию классической музыки дома.

В заключении отметим, что метод творческих проектов позволяет детям дошкольного возраста   раскрыть творческую жилку, способствует формированию музыкальной культуры и  подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

Л

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx256.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2

Литература 1. Артамонова Л. А. Методическая разработка: Консультация для педагогов ДОУ по теме « Проектная деятельность как эффективное средство развития познавательной активности дошкольников » . Режим доступа: URL https :// multiurok . ru / files / konsul - tatsiia - dlia - piedaghoghov - dou - po - tiemie - pro . html (дата обращения 10.10.2018) 2. Елагина И. И. Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 25-26. Режим доступа: URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2234/ (дата обращения: 13.10.2018) 3. Желтова Ю.В. Метод проектов и его использование в образовательном процессе (из опыта работы)// Из истории проектного метода. — 2015. — С. 4-7. Режим доступа URL https :// infourok . ru / metod - proektov - i - ego - ispolzovanie - v - obrazovatelnom - processe -764204. html (дата обращения: 10.10.2018) 4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед . ин-тов . – М.: Просвещение: Владос , 1994. – 223с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.

Консультация  для родителей на тему: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  через игру на музыкальных инструментах....

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности.В процессе музыкального воспитания детей дош...

«Игра на детских музыкальных инструментах как ресурс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и о...