Распространение опыта семейного воспитания «Как научиться прощать?»
статья (подготовительная группа)

Черныш Вера Николаевна

«Как научиться прощать?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchitsya_proshchat_chernysh_v.n.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Городские Родительские чтения

«Как любить ребенка»

Название «Как научиться прощать?»

Автор: Тугузова Анастасия Александровна

МБДОУ «Детский сад №109»

Руководитель:

Черныш Вера Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №109»

г. Дзержинск

2020г.

Оглавление

1.

Введение

Стр.3

2.

Основная аналитическая часть

Стр.3

3.

Выводы

Стр.5

4.

Список литературы

Стр.5

1. Введение      

Как часто можно услышать: «Катя (Маша, Наташа)! Ты зачем отняла у Саши (Коли, Пети) его машинку? Верни ее сейчас же и попроси прощения!». И просят наши Кати, Маши и Наташи прощения, и все хорошо… Хорошо? Боюсь, что не совсем! Задумывались ли вы над тем, насколько ребенок чувствует себя виноватым, когда произносит обычное: «Прости меня, я больше так не буду»? Как правило, мы требуем, чтобы дети просили прощения за свой проступок, однако это еще не значит, что, извинившись, ребенок прочувствовал свою вину.

Возможен и другой вариант. Обидев своего братика или сестренку, неугомонный старший озорник на требование извиниться упрямо говорит: «Не хочу!». И что же делать? Не добившись требуемого, пустить все на самотек? Нельзя: подорвете свой авторитет. Жестко настаивать на своем – с помощью окриков – тоже нельзя: доверительные отношения между вами и вашими детьми исчезнут без всякого следа.

И все-таки научить ребенка просить прощения – осмысленно, осознанно – можно и нужно.

2.Основная аналитическая часть

К психологу за помощью я обратилась с двухлетней дочкой и четырехлетним сыном. Я пожаловалась, что сын, обидев свою сестренку, крайне неохотно просит прощения за свой поступок, а попросив, в скором времени принимается за прежнее. Психолог спросил, как я реагирую на такие ситуации, и я призналась , что уже совсем опустила руки и не знает, как дальше быть. А между тем опускать руки и не следовало бы. Основная трудность заключается в том, что детей надо УЧИТЬ просить прощения. Детская психика такова, что маленький ребенок далеко не всегда способен уловить даже самую прямую связь между своим поступком и его следствием. В описанном мною случае, например, он просто не понимал, что обижает младшую сестренку. Да, я велела ему попросить прощения, а за что, он не вполне уяснил. Вот и получается, что каждый раз он просил прощения, не поняв толком, за что и зачем. И естественно, вся история повторялась. Учить ребенка просить прощения необходимо, хотя это и сложно. В противном случае, вы рискуете «воспитать» (на самом деле ни о каком правильном воспитании здесь речь идти не может) эгоиста, который совершенно не будет прислушиваться к другим, и учитывать их интересы. Естественно, дружная семья в этом случае не получится.

Ребенку бессмысленно постоянно втолковывать, что следует просить прощения, – малыш все равно вас не поймет. Да, воля у него еще слаба: он не в состоянии бороться со своими желаниями, которые могут не совпадать с желаниями окружающих, он еще не умеет обдумывать свои поступки. Все это со временем непременно придет, но вам следует начать учить его этому как можно раньше.

Итак, никогда не говорите ребенку, что он должен просить прощения, если он не знает, за что именно. Я, обратившись за консультацией к психологу, стала не просто говорить своим детям: «Попроси прощения у сестренки!» или: «Извинись перед братом!». Я стала ОБЪЯСНЯТЬ, зачем это нужно. Случай представился очень скоро: братик отнял у сестренки какую-то игрушку. Вместо того чтобы накричать на мальчика, что я делала, к сожалению, слишком часто, я стала объяснять, в чем провинился сын: «Смотри, Маше обидно: ты у нее игрушку отнял. Если у тебя отнимут – тебе, ведь тоже обидно будет, да? Попроси у сестренки прощения и больше так не поступай. И она тоже не будет так себя вести». И что вы думаете? Мало-помалу, постепенно это стало действовать. Медленно, но верно. И уж куда лучше, чем окрики, которые уж точно не имели никакого смысла и никак не действовали на малыша.

Объясняя ребенку, что он виноват, необходимо поставить его на место обиженного. Одно дело, если вы скажете: «Сестренке было больно, когда ты ее ударил». Он этого не поймет, поскольку еще не способен принимать близко к сердцу то, чем могут обернуться его поступки для других. Другое дело, если вы скажете: «Если тебя ударят, тебе тоже станет больно и обидно!» Это он поймет. Чуть позднее он научится принимать близко к сердцу и чужие чувства и переживания. Думаю, у вас нет сомнения по поводу того, насколько важно научить ребенка просить прощения. Ведь это непросто сказать: «Я больше так не буду!» Попросить прощения – это значит осознать свою вину, понять, что это извинение так же необходимо другому, как ему самому, когда его обидят (даже невзначай). Умение просить прощения способствует тому, что все детские обиды и ссоры постепенно сходят на нет. Это вполне закономерно: вместо того чтобы продолжать дуться друг на друга, дети быстро улаживают конфликт – и все снова встает на свои места: обиды нет, как и не было.

Конечно, уча ребенка просить прощения, помните, что вслед за принесенным извинением должно следовать исправление поступка, насколько это по силам ребенку. Иначе попросить прощения для него будет равняться возможности легко отделаться и потом снова взяться за свое. И все-таки методика, о которой я рассказывала, может сработать только в одном случае: если вы сами будете показывать детям пример. Помните, что маленькие дети во всем стремятся походить на родителей. Они не просто «хотят побыстрее стать взрослыми» (вы, наверное, помните, что это в свое время было и вашей заветной мечтой), но и копируют ваше поведение. Вот и используйте это для того, чтобы своим собственным примером воспитывать детей. Естественно, в этом должны принимать активное участие оба родителя, так как дети копируют и папу, и маму. Так что подавайте детям пример. Не бойтесь просить друг у друга прощения: дети обязательно станут копировать вас и постепенно приобретут такое полезное качество характера: умение признавать свои ошибки и отвечать за свои поступки. Не могу обойти вниманием и такой важный нюанс. Все мы не застрахованы от ошибок. Согласитесь, что бывают моменты, когда неправыми являемся явно мы. Что поделаешь, бывает. Гораздо сложнее, если наша неправота задевает детей. Помните, как в «Томе Сойере» мать отругала мальчика за то, что он якобы выпил сливки, хотя на самом деле она сама же их выплеснула, потому что они прокисли? Как вы сами понимаете, такая ситуация может перерасти в открытый конфликт между вами и детьми. Последствия вы вполне можете себе представить: вряд ли кому-то захочется, чтобы возник конфликт. Одна молодая семейная пара искренне недоумевала. В чем дело? Они учат детей признавать свои ошибки, а дети открыто не хотят этого делать! Чтобы прояснить ситуацию, их спросили: признают ли они свои ошибки, если не совсем справедливо поступят с детьми? В ответ получили то же самое искреннее недоумение: а разве это нужно?.. Ну, что тут скажешь!

3.Вывод

Почему-то многие родители думают, что уча детей признавать свои ошибки, сами они от этого полностью освобождены, даже если несправедливость совершена по отношению к собственному ребенку. Якобы дисциплина этого не допускает! И вообще, признание своей вины перед ребенком может начисто подорвать родительский авторитет! Честное слово, трудно понять такие утверждения. Как они могут ждать, что их дети научатся признавать собственные ошибки, если сами стесняются сделать это перед детьми! Между тем если вы спокойно объясните своим малышам, что ошиблись, это только укрепит ваш авторитет, так как вы поведете себя с ними, как со взрослыми, и таким образом избежите конфликтов. И все обойдется без ссор или, что еще страшнее, обид, которые дети затаят на вас.

4. Список литературы

1.Барковская Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 140–141.

2.Бикеева А. С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительства на каждый день // Воспитание школьников. – 2012. – № 2. – С. 69–71.

 3.Безрукова С.В.Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

4.Кашкаров А. П. Проблемы семейного чтения // Воспитание школьников. – 2012. – № 9. – С. 30–34.

5. Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-8

6.Павлова Т. В. Рекомендации. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение. Рекомендации для родителей [Электронный ресурс]: PISMOREF.RU Мобильные рефераты. – URL: http://pismoref.ru/3487815760.html (дата обращения 27.10.2015).

7.Соловьева Ю.И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74

8.Федосеева В. В. Роль семейного чтения в развитии личности ребенка как составляющая повышения качества образования [Электронный ресурс]: социальная сеть работников образования. URL: nsportal.ru (дата обращения: 29.10.2015).

9.Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1

10.Щербенко Э. М. Чтение – лучшее учение: заметки I Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 43–46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта семейного воспитания.

Рекомендация для родителей ( режим дня, закаливание, плоскостопие)...

Мастер - класс для родителей по правилам дорожного движения «Изучаем правила дорожного движения. Из опыта семейного воспитания»

цель данного мастер-класса направленна на  -систематизирование знаний детей и взрослых о правилах дорожного движения- активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам...

конференция по обмену опытом семейного воспитания

конференция по обмену опытом семейного воспитания...

Из опыта семейного воспитания

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творчески...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Тема: «Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребёнка второго года жизни».

Тема:  «Роль сюжетного конструирования в умственномвоспитании ребёнка второго года жизни»....

Защита опыта семейного воспитания семьи Лыковых «Трудовое воспитание в семье».

Материал поможет родителям и педагогам в решении вопросов трудового воспитания детей....