Конспект- сценарий открытого родительского собрания на тему "Его Величество Хлеб"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Трофимова Татьяна Ивановна

В материале представлен конспект - сценарий  мероприятия для  родителей, в  который входит: приветственное  слово, разминка (на знание пословиц  о  хлебе),  беседа о  хлебе,  познавательная игра "Хлеб всему голова",  стихи  о  хлебе,  эстафета,  конкурсы ("Продуктовая корзина"  и "Блюдо из  муки").

Мероприятие ориентировано  развитие представлений о  хлебе,  а также на  воспитание культуры обращения с хлебом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_ego_velichestvo_hleb.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №7 «Петушок» комбинированного вида»

г. Юрюзань Катав-Ивановского муниципального района

Челябинской области

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО  СОБРАНИЯ

на тему:

«Его Величество Хлеб»

Воспитатель I категории

Трофимова Татьяна Ивановна

май

2009

Его Величество Хлеб

         

             Воспитатель  встречает родителей в зале.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть  в нашем зале.  Тема нашей сегодняшней встречи «Его Величество Хлеб»

                Хлеб в России пекли с куполами,

                Чтоб хватило, как неба, на всех.

                За широкими в доме столами

                Крошку бросить считали за грех.

Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал бы его вкуса, не дорожил бы им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова.

Вот он лежит перед нами во всех видах – от сухаря до пышного каравая, пышущий солнечной и земной энергией. Хлеб в старину называли святым. И таких понятий в нашей родной речи очень мало: мать, Родина, хлеб. Русский человек всегда верил в его святость, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках.

 Несмотря на высокую цену хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением, выбрасывается. По старинному русскому обычаю  хлеб, нечаянно выпавший из рук, надо не только поднять и бережно обтереть, но и попросить у него прощения. Немалым грехом считалось уронить крошку хлеба и не поднять ее, еще большим грехом - растоптать ногами. В одном из очерков, посвященных селу, есть такие слова: « Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет - ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба! Пора и нам с вами подумать, а как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень, оттого, что он нам сейчас достается легко?

Старинная народная пословица гласит « Если хлеб на столе то и стол- престол, а когда хлеба ни куска- то и стол- доска! Вот и сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы, ведь пословица - это кладезь мудрости! Наша разминка так и называется « Кладезь мудрости»:

1 Хлеб везде хорош - и у нас, и за морем.

2. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

3. Ржаной хлеб всему голова.

4. Хлебушко калачу дедушка.

5. Худ обед, коли,  хлеба нет.

6. Полениться - и хлеба лишиться.

7. Калач приедается, а хлеб никогда.

8. Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

9. Много снегу - много хлеба, Много воды - много травы.

10. Пока есть хлеб да вода - не беда.

11. Хочешь есть калачи  - не сиди на печи.

12. Полениться - и хлеба лишиться.

13. Хлеба нет - и корочка в честь.

14. Хлеб сердце человеку укрепляет.

15. Не трудиться - хлеба не добиться.

16. Не и пору обед, как хлеба дома нет.

По следующему вопросу, я предоставляю слово нашему психологу - Елене Петровне Сырцевой. Она:

а. Знакомит с обобщенными результатами беседы с детьми.

Б. Знакомит с результатами беседы с родителями (как поступают они с черствым хлебом.)

Беседа « Цена хлеба».

Перед воспитателями и родителями стоит важная  нравственная и педагогическая задачи: научить детей беречь хлеб. При этом большое внимание следует уделить воспитанию определенного поведения детей. Дошкольникам свойственно подражать нам, взрослым, поэтому контролируйте при детях свое отношение к хлебу.

Ежедневно в каждой семье выбрасывается хлеб. Я очень вас прошу: берите столько хлеба в магазине, сколько можете съесть.

Вот сейчас для размышления и анализа я хочу прочитать отрывок из воспоминаний одного участника Блокадного Ленинграда. Отрывок называется « Ржаной и черный»  

«Как- то придя с работы в общежитие, мы с ребятами поспорили, кому идти за хлебом: за окном бушевала вьюга. Бросили жребий, и выпало идти мне. Ветер хлестал в лицо, забирался под полушубок, сбивал с ног.

Подойдя к магазину, я глубоко вдохнул теплый запах ржаного хлеба. Купив буханку, запрятал ее под полушубок и вышел на улицу. Обратно идти было легче, ветер дул мне в спину. Я чувствовал у себя на груди теплый хлеб. Он согревал, как живой. Мое появление было встречено на ура. Хлеб, разрезанный на куски, задышал в ладонях, награждая каждого сытным своим теплом.

А мне вспомнилось далекое детство. Война…

Однажды, набегавшись на улице, я заскочил домой и отполосовал от буханки душистый кусок хлеба, воткнул в него нож и прикрыл рушником. Увидев это, мама тихо сказала: «Запомни сынок, хлебу тоже больно, как и тебе. Нельзя с ним так обращаться» На всю жизнь запали мне в сердце ее слова.

« Ешь с хлебом. – в другой раз говорила она, - силы не будет, если хлеб не будешь есть». Кто же не хочет вырасти сильным?»

Конечно, сейчас не те времена, хлеба достаточно, но больно и неприятно видеть, когда мальчик мусолит булку, он уже наелся и не знает, что делать с ней, и выбрасывает ее в первый попавший контейнер.

И еще, почему мы, люди, привыкли называть хлеб черным? Наверное, лучше сказать « ржаной». « Черный» и »белый» - холодные слова. Тогда как от слов « ржаной» и « пшеничный» веет теплом, достатком, добротой человеческих рук.

Я  хочу, чтобы вы сейчас проанализировали этот небольшой отрывок.

Пожалуйста, дайте ответ на вопрос, который задает сам себе автор рассказа.

           Пекарь.  Да, известно: хлеб насущий -  всем продуктам голова.

                         Я лишь вкратце вам напомню: начинается с зерна.

                         Из колосьев прямо в ступку, превращаясь там в муку.

                        Воду, яйца, соль по вкусу вместе с нею замешу

                        Дрожжи сыплю я немного, минут двадцать подожду.

                        Глядь и тесто уж подходит, будет хлебушек к столу.

                         Дальше - проще. Печь нагрета , Тесто в форме на жару.

                         Глубоко и жадно хлебным ароматом я дышу.

                         Вот он – свежий и вкуснейший продуктовый исполин.

                         Среди моря искушений он под номером один.

                         Даже если он не съеден был вчерашним днем у вас,

                          Гренки к супу, просто гренки будут в доме про запас.

Голос из зала:

                        Правда,  все, тут все про нас, расскажите еще раз.

Воспитатель:

                         Материал вы весь найдете в папке толстой на столе

                         Стол искомый – в кабинете, кабинет – вон в том крыле!

               

                  Познавательная игра « Хлеб всему голова»

Уважаемые родители, представьте, что вы – отдыхающие санатория.

Внимание, отдыхающие! Только один день! Поездка на море! Просим вас занять места в нашем микроавтобусе. Не упустите свой шанс! Синоптики обещают ухудшение погоды.

Ведущая: Здравствуйте, это передача «Такси» и я, ее ведущая Трофимова Татьяна Ивановна. Нет денег на такси, заработай их в такси!

Напоминаю условие игры: вы отвечаете на простые и сложные вопросы и зарабатываете деньги.  Итак,  поехали!

Сейчас  вас ждут простые вопросы, цена которым двести рублей. Готовы ли вы отвечать?

Родители: отвечают

          Отгадать легко и быстро: мягкий пышный и душистый,

            Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый  (Хлеб). 

-  Из чего сварили геркулесовую кашу? Назовите злак (Овес).

- Детская хороводная игра, получившая название в честь этого хлеба. (Каравай).

- Какие цветы растут среди  колосьев ржи и пшеницы? (Васильки).

  - Какой  хлеб пекут на пасху? (Кулич.)

Молодцы! Вы выиграли 1000 рублей! А мы переходим к сложным вопросам, цена которых 1000 рублей.

 - Музыкальный  вопрос.

            Звучит  вступление  песни  «Москва златоглавая».

 Какие  изделия из теста упоминаются в этой песне? ( Пироги, булочки, бараночки.)

 - Из какой муки  был испечен  Колобок? (Из ржаной.)

 - Как называется пшеничный хлебец в виде кольца из заварного крутого теста? (Баранка)

 - Верите  ли вы , что возраст самого древнего хлеба оценивается в 3,5 тысячи лет? (да.)

 -  Что обязательно кладут в пряничное тесто? (Мед и пряности.)

 -  Я вас поздравляю. Вы ответили на вопросы и выиграли 7000 рублей. Предлагаю супер-игру. Один вопрос - три варианта ответа, и ваша сумма удваивается.

Родители: соглашаются или нет

 - Итак, супер-игра!

Древние греки поклонялись богине плодородия и земледелия Деметре, что в переводе означает «земля - мать». Как еще ее называли?

А) Хлоя (« зелень», « посев»);

Б) Карпофора («дарительница даров земли»);

В) Сито («хлеб», « мука»).

И это правильный ответ! Вы выиграли 14000 рублей! Поздравляю ! 14000 рублей – это 127 буханок белого хлеба. Вы сможете кормить 200 детей 3 дня.

Я предлагаю вам обмен – продукция нашего хлебозавода утолит ваш голод в дальней дороге и позаботится о вашей фигуре.

                                   (Дарю связку баранок.)

А сейчас мы  предлагаем вам принять активное участие в развлечении с вашими  детьми.

                            (В зал входят воспитанники группы.)

                                     Стихи о хлебе.

Настя: В нем – здоровье наше, сила,

            В нем – чудесное тепло.

            В нем – земли родимой соки

            Солнца свет веселый в нем.

            Уплетай за обе щеки!

            Вырастай богатырем!

Даша: Дорогих гостей встречаем

            Круглым, пышным караваем.

            Он на блюде расписном,

            С белоснежным рушником.

                          (Дети садятся рядом с родителями.

                                         В зал входит пекарь)

Пекарь: Здравствуйте, я Пекарь! Добро пожаловать ко мне в гости! Вы уже знакомы с моими друзьями - мышатами? Это Круть, а это Верть!

Круть: Мы мышата - шалунишки! Обожаем грызть коврижки!

Верть: Любим мы озорничать!

Пекарь: А должны мне помогать!

Круть: Все- все, уже пол подметаем, пыль столбом поднимаем! Апчхи!

Верть: Наведем здесь такую чистоту, ни соринки не найдете! Вообще ничего не найдете! Ха- ха!

Пекарь: Ну и помощники  у меня! Ребята, а как вы думаете, что самое главное в моей пекарне?

Дети: отвечают

Пекарь: Правильно! Самое главное – это хлеб! А кто ко мне в пекарню попадает, тот стихи про хлебушек обязательно читает.

                                    Чтение детьми стихов о хлебе

Ребенок 1: Любим хлебушек душистый,

                   С хрустом, корочкой витой,

                    Ароматный, золотистый,

                    Словно солнцем  залитой.

                    В нем здоровье наше, сила,

                    В нем чудесное тепло,

                     Сколько рук его растило,

                    Охраняло, берегло!

Ребенок 2: У народа есть слова:

                   « Хлеб - всему голова».

                   Славится он первым на земле,

                   Ставится он первым на столе.

Ребенок 3: Хлеб растили хлеборобы,

                   Собирали урожай,

                   Чтобы радовал душистый,

                   Вкусный хлеба каравай!

Пекарь: Молодцы, ребята! Хорошо, что напомнили про каравай! Я ведь Пекарь не обычный, а сказочный: пеку плюшки, ватрушки для ребятишек и зверюшек.

Пекарь: Круть, Верть, а где корзина с полезными продуктами, за которыми я вас в магазин отправлял?

Круть: Это все Верть! Он ее оставил возле группы, когда мы за ребятами ходили. Эх ты, растяпа!

Верть: А вот и нет, корзина была у тебя! Значит, ты виноват!

Пекарь: Вместо того, чтобы спорить, давно бы уже сюда корзину принесли!

Круть: Мы быстро - одна лапка здесь ,другая там!

Пекарь: А пока они ходят, давайте вспомним сказки, в которых герои стряпают, пекут, а может быть, и сами сделаны из теста…

Дети: отвечают

Пекарь: А вот и мои помощники вернулись! Посмотрим, что у вас в корзине… Я же просил купить только полезные продукты, а вы что принесли?

Круть:  Это все Верть! Он говорил, что их по телевизору рекламируют!

Верть: Конечно! Вон они в каких красивых упаковках ярких с картинками! Наверняка они вкусные!

Пекарь: Но это не означает, что они полезные. Придется нам вместе с ребятами разбираться, какие продукты лучше оставлять в магазине, а какие мы возьмем себе, чтобы они принесли пользу нашему здоровью.

Эстафета «Корзина с продуктами»

Пекарь: Все, разобрались!

Верть: Я постараюсь теперь только полезные продукты покупать!

Круть: А мне понравилось все продукты по полочкам раскладывать.

Ведущая: А я хочу, чтобы сейчас наши ребята спели песню.

( песня)

Пекарь: Ребята, а из чего пекут хлеб?

Дети: отвечают

Пекарь: А получают муку?

Дети: отвечают

Ребенок: И не сразу стали зерна

                Хлебом тем, что на столе.

                Люди долго и упорно

                Потрудились на земле.

                Зерна вырастить в колосья,

                Их собрать, обмолотить

               Получить муку, а после

               Тесто надо замесить.

                В печь поставить выпекать,

                 А потом всех угощать!

Пекарь: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: « Хлеб - это жизнь», « Земля- матушка, а хлеб- батюшка». « Без золота проживешь а без хлеба- нет».

Выпечка хлеба всегда считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, с маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи.

Мы, пекари, в старину делились на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. Хлебники выпекали хлеб. Как вы думаете, что выпекали калачники? Пирожники?

Дети: отвечают

Пекарь: И мельницы выглядели раньше совсем по- другому. У меня и картинки есть на  которых мельница старинная  нарисована

(достает картинки)

 Так! Опять Круть и Верть постарались: все перепутали! Мышата, идите- ка сюда!

( возвращаются мышата)

Круть: Это мы не нарочно!

Верть: Больше не будем!

Пекарь: Может, родители нам помогут?

                             

Конкурс  « Собери мельницу»

                                        (Залетает Карлсон)

Карлсон: Простите, можно тут у вас приземлиться?

Мышата: Чего?

Карлсон: Чего, чего…. Посадку давай!

Пекарь: Конечно, конечно.

Круть: Ребята, кто это?

Дети: отвечают

Карлсон: Да, я Карлсон, который живет на крыше! Но вы можете звать меня просто Карлсон. Я прилетел сюда не просто так! У меня на крыше весь запас плюшек и ватрушек закончился.

Верть: У нашего Пекаря столько ватрушек - на всех хватит! И для тебя и для ребят.

Карлсон: Скажу вам по секрету, что я самый быстрый добыватель плюшек!

Пекарь: Ребята, а кто знает историю о том, как покупал баран баранки?

Ребенок: На базаре спозаранок

                 Накупил баран баранок:

                 Для барашков, для овечек

                 Десять маковых колечек,

                 Девять плюшек, восемь плюшек,

                 Семь лепешек, шесть ватрушек,

                 Пять коржей, четыре пышки,

                 Три пирожных, две коврижки.

                 И один калач купил-

                 Про себя не позабыл!

                                                     Ю. Кушак.

Карлсон: Ух ты, здорово! Я бы тоже не отказался от таких вкусненьких покупок.

Пекарь: А кто знает, что можно еще испечь, приготовить из муки?

Карлсон: Самое главное - это ватрушки!

Пекарь: А еще?

Карлсон: Мы сейчас у взрослых поинтересуемся. Итак, объявляется конкурс на лучшего знатока того, что делают из муки, или при помощи муки.

Пекарь: А Татьяна Ивановна будет давать вам жетончики, кто больше наберет, тот и выиграет наш приз - калач. Ведь не зря про человека, который многое знает и умеет, говорят: тертый калач!

                            Конкурс « Блюдо из муки»

Ведущая:  Думаю, что ребята поняли, сколько всего можно приготовить, если у вас на кухне есть мука. Хлеб не только вкусный, но и полезный, в нем содержится  много витаминов. Цените хлеб, берегите его!

Карлсон: А теперь самое время немного пошалить!

Ведущая: Наши ребята: и девчонки и мальчишки - все большие шалунишки! А про мышат я уж и не говорю!

Мышата: Давайте станцуем танец шалунишек!

                                           

Танец

Карлсон: Девчонки и мальчишки опять грызут коврижки, а я уже хочу получить свои плюшечки!

Пекарь: Ой, где же они? Специально для тебя и для ребят я приготовил целый поднос с плюшками, но почему-то я его не вижу! Опять не обошлось без наших мышат! Круть, Верть!

Круть: Верть, наверное, ты положил плюшки сюда… Здесь нет.

Верть: Нет, это ты, положил их сюда…. И здесь тоже нет!

Карлсон: Спокойствие, только спокойствие! Ведь у меня с собой есть отличный плюшкоискатель!

( Ходим, ищем вместе с Карлсоном.

Находим.)

Заключительная часть

  1. Подведение итогов

Ведущая: Если человек, какой бы богатый он ни был, какое бы положение в обществе ни занимал, не уважает хлеб и считает, что можно без него обойтись, он не вызывает никакого уважения.

Наше собрание подошло к концу. Я надеюсь, что оно помогло вам задуматься о том, чем для нас является хлеб. Хочется верить, что вы будете учить своих детей ценить и беречь хлеб, относиться к нему с уважением, быть благодарными тем, кто растит хлеб 2»!.Будьте счастливы и полны оптимизма! Вы заслуживаете самой хорошей и достойной жизни, и она обязательно у вас будет. Хлеб и Мир вашему дому!

  1. Рефлексия.

Родители берут карточки и крепят к доске:

- кто узнал много нового и было интересно - Солнышко

- кому было интересно, но нового не узнал - Солнышко с тучкой.

- кому было скучно - Дождик.

3.  Я  благодарю всех вас за активное участие в собрании.

Еще хочется поблагодарить  моих помощников: Елену Петровну Сырцеву, Людмилу Евгеньевну Ромкину, нашего музыкального руководителя Марину Алексеевну, нашего хореографа Валентину Ивановну, Людмилу Николаевну Подгорную, ну и, конечно же,  наших любимых деток.

А сейчас приглашаю всех на чаепитие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария театра с действиями для детей младшего дошкольного возраста «Приключение колобка»

 Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре: способствовать воспринимать художественный образ, следить за развитием взаимодействия персонажей. Вызывать...

"Семицветик" Конспект сценария к 8 Марта для старшей группы

Сценарий включает в себя  стихи, песни ,игры,частушки,сюрпризный момент с Карлсоном....

Конспект _ сценарий развлечения "Масленица "

Издавна на Руси праздновали Масленицу.Традиция эта отмечается и в нашем саду .Целую Масленичную неделю проводятся  развлечения .Дети знакомятся с народными играми , проводимыми на Руси,.Угощаются...

Конспект – сценарий совместной деятельности педагога с детьми 2 младшей гр. на тему: «Есть профессия такая..»

Совместная деятельность воспитателя с детьми млаадшей группы по ознакомлению с профессией повар....

Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"

« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы.      Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...

Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.

Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...