Национально-региональный компонент в ДОУ
методическая разработка

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту вариативная часть образовательной Программы каждого дошкольного учреждения должна включать региональный компонент.

     Цель - приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Малой Родины.

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национально – региональный компонент

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту вариативная часть образовательной Программы каждого дошкольного учреждения должна включать региональный компонент.

     Цель - приобщение подрастающего поколения к истокам культуры Малой Родины, там, где мы проживаем.

      В работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной необходимо решать задачи:

- воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, село, где он родился и живёт;

- формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;

- воспитывать чувство уважения и толерантности к жизни, традициям и обычаям народов, живущих на земле Республики Бурятия;

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту флоры и фауны Бурятии;

- формировать эстетические чувства.

    В годовом плане ДОУ ежегодно планируются мероприятия, которые проводятся для реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, родителями и педагогами.

   Работа по национально - региональному компоненту ДОУ строится по следующим направлениям:

- развитие представлений о человеке, истории, культуре народов проживающих на территории Бурятии;

- ознакомление с общественной жизнью;

- ознакомление с предметами ближайшего окружения;

- ознакомление с предметами обихода и утвари русского и бурятского народов;

- знакомить с предметами национальной одежды;

- дать представления о народных праздниках;

- ознакомление с природой (растительный и животный мир) Бурятии;

- ознакомление с трудом взрослых.

  Педагогами ДОУ в рамках экспериментальной деятельности по теме: «Формирование основ культуры личности детей дошкольного возраста на материале национально-регионального компонента», разработали объём знаний  о Бурятии, который мы даём детям в период дошкольного детства. А так же рекомендуемый перечень детской  художественной литературы бурятских авторов в области национально- регионального компонента.

Объём знаний в области национально – регионального компонента

Младший возраст

Средний возраст

 Старший возраст

Развитие представлений о человеке, истории, культуре.

Ознакомление с общественной жизнью

- Дать представления о народных праздниках, воспитывать к ним интерес: Масленица, Сагаалган, Праздник русской березки.

- дети должны знать название села, в котором мы живем.

Дети должны иметь представление о названии улицы, на которой расположен детский сад.

Закрепить название родного села. Знакомить с тем, как благоустраивается  родное село. Дать представление о республике, в которой мы живем.

Вызывать у детей желание участвовать в народных праздниках(стихи, песни, танцы, игры).

Формировать представления о том, что наша страна – Россия. Она многонациональна, в ней много городов и сел. Москва – главный город, столица нашей родины.

Познакомить с флагом, гербом, гимном России.

Закрепить  представления о республике Бурятии, ее коренных жителях (русские, буряты, эвенки). Улан-Удэ – столица республики Бурятия. Познакомить с флагом, гербом, гимном Бурятии.

Познакомить с участниками  Великой отечественной войны с. Кабанск.

Дать детям представления о некоторых особенностях природы, хозяйствования, народно-прикладного искусства с.Кабанск.

Познакомить с предприятиями Кабанска (ОПХ «Байкальское», СПК «Кабанская»ДРСУ), учреждениями культуры (Дом творчества, музей, Дом культуры, почта).

Приучать детей к активному участию  в подготовке и проведении народных праздников (Масленица, Сагаалган, Праздник русской березки, Сурхарабан).

Познакомить с бурятским эпосом «Гэсэр» и с богатырями земли русской.

Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

Знакомить со старинным жилищем русских и бурят (изба, юрта – внешний вид, название). Знакомить с внутренним строением – очаг, печка.

Знакомить с надворными постройками: ворота, забор.

Дать представление о материале, из которого изготовлены жилища (изба – дерево, юрта – войлок, жерди). Уметь сравнивать жилища по внешнему виду (форма, наличие окон, дверей).

.Знакомить с надворными постройками:

р.- изгородь, колодец

б.- коновязь

 

Дать представления о внутреннем убранстве жилища русских, бурят, эвенков :

Б. – мужская и женская половины, предметы мебели – кухонный столик, кровать, коврики из войлока, шкаф с выдвижными ящиками.

Р. – сени, горница, полати, крыльцо, закуток.

Дать представление о надворных постройках:

Б. – печь для выпечки хлеба, коновязь.

Р. – амбар, хлев, курятник, баня.

Знакомить с предметами обихода и утвари

Знакомить с предметами обихода и утвари:

Русской культуры – колыбель, скамейка, стол, веник, кровать;

Бурятской культуры – люлька, пиала, стол.

Знать предметы утвари:

Р.: самовар, сундук, чугунок, ухват.

Б.: котел, чайник, таган, сундук

Продолжать знакомство с предметами утвари:

Р. – прялка, веретено, скалка, кадушка, лоскутное одеяло,

домотканые дорожки, коромысло.

Б.- кожаные мешки для  молочных продуктов,  туесок из бересты, овчинные одеяла, полки для посуды.

Знакомить с предметами национальной одежды

Знакомить с предметами национальной одежды:

Русской – сарафан, платок, передник;

Бурятской – шапка, унты.

. Различать и называть предметы национальной одежды:

Р.:летняя одежда - сарафан, сорочка, сапоги;

Зимняя – тулуп, валенки, шаль.

Б.:  халат (дэгэл), пояс, рукавицы.

Дать представления об искусстве украшения предметов одежды и  предметов обихода.

Элементы русской семантики: точки, круги, клетка, штрихи, прямые линии.

Элементы бурятской семантики: крест, спираль, точки, прямые линии, круг, штрихи.

Познакомить с одним из видов народного творчества – вышивкой.

. Расширять знания о национальной одежде, учить различать и называть ее:

Р. – мужская – косоворотка, порты, тулуп овчинный, шапка – ушанка;

Женская – сарафан, рубаха, кокошник, платок, душегрея;

Обувь – лапти, онучи, сапоги.

Одежда праздничная и повседневная.

Женские украшения : бусы, серьги, вышивка.

Б. – мужская – халат зимний, летний, пояс, головной убор;Женская – халат зимний, летний, головной убор.Обувь – унты.

Праздничная, повседневная одежда.

Женские серебряные украшения: серьги, нагрудные, поясные.

Обувь – унты с приподнятым, чулки – ноговицы,

Женские украшения – вышивка бисером, отделка кусочками меха, перьями птиц.

Дать представления о народных праздниках

- Дать представления о народных праздниках, воспитывать к ним интерес: Масленица, Сагаалган, Праздник русской березки.

- дети должны знать название села, в котором мы живем.

Дети должны иметь представление о названии улицы, на которой расположен детский сад.

Закрепить название родного села. Знакомить с тем, как благоустраивается  родное село. Дать представление о республике, в которой мы живем.

Вызывать у детей желание участвовать в народных праздниках(стихи, песни, танцы, игры).

Формировать представления о том, что наша страна – Россия. Она многонациональна, в ней много городов и сел. Москва – главный город, столица нашей родины.

Познакомить с флагом, гербом, гимном России.

Закрепить  представления о республике Бурятии, ее коренных жителях (русские, буряты, эвенки). Улан-Удэ – столица республики Бурятия. Познакомить с флагом, гербом, гимном Бурятии.

Познакомить с участниками  Великой отечественной войны с. Кабанск.

Дать детям представления о некоторых особенностях природы, хозяйствования, народно-прикладного искусства с.Кабанск.

Познакомить с предприятиями Кабанска (ОПХ «Байкальское», СПК «Кабанская»ДРСУ), учреждениями культуры (Дом творчества, музей, Дом культуры, почта).

Приучать детей к активному участию  в подготовке и проведении народных праздников (Масленица, Сагаалган, Праздник русской березки, Сурхарабан).

Познакомить с бурятским эпосом «Гэсэр» и с богатырями земли русской.

Ознакомление с предметами ближайшего окружения

Знакомить со старинным жилищем русских и бурят (изба, юрта – внешний вид, название). Знакомить с внутренним строением – очаг, печка.

Знакомить с надворными постройками: ворота, забор.

Дать представление о материале, из которого изготовлены жилища (изба – дерево, юрта – войлок, жерди). Уметь сравнивать жилища по внешнему виду (форма, наличие окон, дверей).

.Знакомить с надворными постройками:

р.- изгородь, колодец

б.- коновязь

 

Дать представления о внутреннем убранстве жилища русских, бурят, эвенков :

Б. – мужская и женская половины, предметы мебели – кухонный столик, кровать, коврики из войлока, шкаф с выдвижными ящиками.

Р. – сени, горница, полати, крыльцо, закуток.

Дать представление о надворных постройках:

Б. – печь для выпечки хлеба, коновязь.

Р. – амбар, хлев, курятник, баня.

Э. – лабазы для хранения продуктов, хозяйственные сооружения для хранения  лодки и  рыболовных принадлежностей , стойбище.

Знакомить с предметами обихода и утвари

Знакомить с предметами обихода и утвари:

Русской культуры – колыбель, скамейка, стол, веник, кровать;

Бурятской культуры – люлька, пиала, стол.

Знать предметы утвари:

Р.: самовар, сундук, чугунок, ухват.

Б.: котел, чайник, таган, сундук

Продолжать знакомство с предметами утвари:

Р. – прялка, веретено, скалка, кадушка, лоскутное одеяло,

домотканые дорожки, коромысло.

Б.- кожаные мешки для  молочных продуктов,  туесок из бересты, овчинные одеяла, полки для посуды.

Знакомить с предметами национальной одежды

Знакомить с предметами национальной одежды:

Русской – сарафан, платок, передник;

Бурятской – шапка, унты.

. Различать и называть предметы национальной одежды:

Р.:летняя одежда - сарафан, сорочка, сапоги;

Зимняя – тулуп, валенки, шаль.

Б.:  халат (дэгэл), пояс, рукавицы.

Дать представления об искусстве украшения предметов одежды и  предметов обихода.

Элементы русской семантики: точки, круги, клетка, штрихи, прямые линии.

Элементы бурятской семантики: крест, спираль, точки, прямые линии, круг, штрихи.

Познакомить с одним из видов народного творчества – вышивкой.

. Расширять знания о национальной одежде, учить различать и называть ее:

Р. – мужская – косоворотка, порты, тулуп овчинный, шапка – ушанка;

Женская – сарафан, рубаха, кокошник, платок, душегрея;

Обувь – лапти, онучи, сапоги.

Одежда праздничная и повседневная.

Женские украшения : бусы, серьги, вышивка.

Б. – мужская – халат зимний, летний, пояс, головной убор;Женская – халат зимний, летний, головной убор.Обувь – унты.

Праздничная, повседневная одежда.

Женские серебряные украшения: серьги, нагрудные, поясные.

Э. – мужская и женская – нагрудник, парка – верхняя одежда мехом наружу, шапка из оленьей шкуры., беличьего меха, или из сшитых целиком и выделанных из шкурок птиц с перьями гагары

Обувь – унты с приподнятым, чулки – ноговицы,

Женские украшения – вышивка бисером, отделка кусочками меха, перьями птиц.

Ознакомление с природой.

Растительный мир

Формировать элементарные представления о растениях:

-2 дерева: ель, береза;

-плодовое дерево: ранет;

-2 травянистых растения: одуванчик, крапива;

-овощи: свекла, помидор, огурец, картофель, лук, морковь, капуста;

-садовые цветы: ноготки;

-ягоды сада: малина, вишня.

Познакомить с внешним видом, названием:

-деревьев: тополь, рябина, клен;

-кустарников: черемуха;

-травянистыми растениями: ромашка, подорожник, подснежник;

-овощами: горох, редис, кабачок, репа;

-садовым цветами: астра, касмея;

-грибами: мухомор, рыжик;

Дать представление о съедобных и несъедобных грибах.

-лесными ягодами: черника, клюква;

-ягодами сада: смородина черная.

Учить различать по коре, листьям, цветам, плодам уже знакомые деревья.

Познакомить с деревьями и кустарниками:

-кедр, дикая яблонька, сосна, шиповник, облепиха, акация, багульник.

Познакомить с цветущими растениями леса: жарки, саранки;Растениями луга: клевер;Растениями сада: чистотел, лебеда;

Ягодами леса: голубица, брусника;

Ягодами сада: крыжовник;

Цветами сада: астра, анютины глазки;

Овощами: тыква, редька;

Грибами: масленок, груздь, поганка.

 

Ознакомление с природой.

Животный мир.

Дать первоначальные  представления о домашних животных (корова, коза, собака, кошка, курица, лошадь) и их детенышах.

Дать первоначальные представления о диких животных : заяц, лиса, медведь.

Дать первоначальные представления о рыбах (щука). У рыбы есть голова, туловище, хвост. Рыбы живут в воде.

Дать первоначальные представления  о птицах: воробей, ворона, голубь. Называть отличительные особенности птиц: есть клюв, крылья, перья.

Расширять представления о домашних животных и их детенышах - об особеннос-тях передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям (овца, кролик, петух).

Познакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Расширять представления детей о жизни диких животных в природных условиях (белка, еж, волк, рысь): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Познакомить с обитателями местных водоемов:омуль, окунь (чем питаются, среда обитания, чем покрыто тело рыбы).

Учить распознавать по величине, окраске оперенья 3-4 птицы, называть их (снегирь, синица, сорока, дятел).

Учить распознавать по издаваемым звукам 2-3 птицы: ворона, воробей, дятел.

Дать представление об озере Байкал. В нем живут рыбы. Вокруг Байкала расположен лес. На Байкале рыбачат и отдыхают

Систематизировать  представления детей о домашних животных (свинья, гусь, утка, олень). Человек заботится о них, кормит, создает необходимые условия для жизни.

Продолжать знакомить с дикими животными, их повадками (лось, кабан, бурундук, соболь, нерпа байкальская).

Продолжать знакомство с обитателями местных водоемов: налим, сорога. Познакомить с эндемиком Байкала: голомянка.

Познакомить с зимующими птицами(свиристель),

с перелетными (ласточка, жаворонок, чайка),

с оседлыми (глухарь, кедровка).

 Научить различать их по внешнему виду, поведению, рассказать, чем питаются, почему остаются на зимовку.

Продолжать знакомить  с озером Байкал : самое большое озеро в мире с чистой пресной водой. Дать представление о Байкале как экосистеме. Показать влияние жизнедеятельности человека на природу Байкала. Охрана Байкала. Забайкальский заповедник. Красная книга Бурятии.

Формировать представления об эндемиках Байкала – голомянка, нерпа байкальская, омуль

Ознакомление с трудом взрослых

Дать первоначальные представления о труде скотовода (чабан пасет овец, табунщик – лошадей);

О труде животновода (пастух пасет коров).

Познакомить с традиционными видами труда и ремесел народов Бурятии:

Р.: земледелие (пахарь), животноводство (пастух), рыболовство, ковроткачество, прядение, вышивание, резьба по дереву, бондарное ремесло.

Б.: скотоводство (чабан, табунщик), охота, рыболовство, кузнечное ремесло (дархан), выделка шкур,

кожи, изделия из бересты, изготовление войлока.

Э.: рыболовство, охота, оленеводство, кожевенное ремесло.

Декоративно – прикладное искусство

Продолжать знакомить детей с народным, декоративно-прикладным искусством:

Р.: деревянное зодчество, вышивка нитью и бисером, народные игрушки, художественная обработка бересты.

Элементы русской семантики: волнистая линия, ломаная линия, солнце).

Б.: инкрустация по железу и стали, изготовление ювелирных изделий из серебра, художественная обработка бересты, вышивка, ковроткачество (гобелены).

Элементы бурятской семантики: ломаные, волнистые линии, роговидные элементы, ромбы.

Э. : меховая мозаика – шитье и украшение одежды из меха.

Элементы эвенкийской семантики: ромбы, роговидные, ломаная линия

Рекомендуемая  художественная литература в области национально- регионального компонента

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

  1. Хилтухин. Снежный пирожок. С.30
  2. Д .Хилтухин. Мороз. с.39
  3. Д.Хилтухин. Воздушный барабанчик.

4. Л.Кириллова. Осень-художница. в кн. Радуга.

1.Д.Хилтухин. Облепиха.с.7

2.Л.Корнакова.Подорожник.

3.Ц.-Ж. Жимбиев. Маленький чабан.с.35 в кн. Цветы на снегу.

4.Д.Хилтухин. Кролик.с.55

5.В.Липатов. Ах, листопад, осенний листопад.

6.Д.Хилтухин. Снег. с.47

7.Г.Чимитов.Козленок. в ж-ле «Ласточка», № 2-1992г.

8.В.Липатов.Русская печь(фрагмент). с.70

9.Г.Дашабылов.5 моих друзей. В ж-ле «Ласточка» , №2-1988г.

Ц.-Б. Бадмаев. Теленок. с.3.Почему чешется голова у ягненка.с.6  Задушевные беседы. С.8 О медведе, которого боятся. с.20 в кн. Маладай Ц.-Б.Бадмаев.

1.Д.Хилтухин. Лилия. с.5 в кн. Детям.

2.Л.Корнакова.Подснежники.

  1. Д.Хилтухин. Вороне что.
  2. Ц.-Ж.Жимбиев. Чашка чаю. с.16 в кн. Цветы на снегу.
  3. Л.Корнакова. Зима.
  4. Ц.-Ж.Жимбиев. Золотая ласточка. с.10
  5. В.Петонов. Колокольчики. с.15 в кн. Держава ранних жаворонков.
  6. Д.Хилтухин. На коньках. с.47
  7. Д.Хилтухин.Саламат. с.73
  8. Н.Дамдинов. Рыбак.с.16 в кн. Подарок.
  9. А.Бадаев. Сэргэ.(столб-коновязь) в кн. Отчий край с.24
  10. В.Петонов. Ветер с Байкала. в кн. Стальная тетива с. 42.
  11. Д.Жалсараев. Песнь Байкала. Земля моя.
  12. В.Петонов. Бурятия –родина моя. В кн. Стальная тетива. с. 66
  13. Ц.Г.Галсанов. Черемуха.
  14. Ц.-Ж.Жимбиев. Жаворонок.
  15. Б.Дугаров. Праздник Белого месяца.с.99
  16. Ц.Г.Галсанов Улан-Удэ. В ж-ле «Ласточка» №2. 1992г.
  17. эвенкийская сказка «Белка и кедровка».
  18. Будамшу.бур.нар.сказка.
  19. Илья Муромец. В кн. Сказки дедушки Магая.
  20. бурятские сказки: Солнечный цветок.с.154 Хитрая лиса.с.164 Золотой перстень.с.162 Лисья ружба.с.166 в кн. Вещее волшебное слово.
  21. загадки эвенков в кн. Историко-культурный атлас Бурятии. с. 349
  22. загадки, пословицы в кн. Пословица не мимо молвится. Ц.Будаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе

Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ....

перспективный план по национально-региональному компоненту во 2й младшей группе

Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи:1.Воспитывать  нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживат...

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....