Ознакомление старших дошкольников с праздником Великой Победы как средство формирования патриотических чувств
статья

Асанова Мария Олеговна

В работе представлен опыт работы воспитателей в течение 2019-2020 учебного года с детьми седьмого года жизни по подготовке к празднованию Дня Победы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление старших дошкольников с праздником Великой  

  Победы как средство формирования патриотических чувств

        Старший дошкольный возраст – благоприятный период для начала формирования у детей патриотических чувств – любви к Родине, к ее прошлому и настоящему, гордости за свой народ, ощущения национальной идентичности, чувства своей кровной близости к семье, роду, народу в целом.   Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценности. В детские годы закладывается фундамент личности, поэтому задача педагогов не только развивать у детей познавательные способности, умения мыслить и анализировать, но и донести до них важные исторические моменты жизни страны. Поводом для начала такой работы стал праздник 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, подготовка к которому была  начата уже в начале 2019-2020 учебного года.    

 Перед педагогами  встал ряд вопросов: Как доступно объяснить детям, что такое День Победы? Почему мы так свято к нему относимся? Почему это праздник со слезами на глазах? Почему нам нельзя его забывать?

Проведенный в начале учебного года опрос детей по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне  показал, что у них сравнительно малый запас  знаний о ВОВ, ее героях, представлений о причинах возникновения праздника 9 Мая. Чтобы не упустить важного, систематизировать работу с воспитанниками, воспитателями  составлен план работы с детьми  на учебный год, в котором нашли отражение разнообразные виды детской активности:  чтение художественной литературы,  просмотр фильмов, рассматривание картин и репродукций, прослушивание музыкальных произведений, продуктивная и творческая деятельности.  

В течение года на занятиях и в совместной деятельности осуществлена работа по знакомству детей с историей праздника. Воспитанники, в соответствии со своими возрастными возможностями, получили  информацию о том,  как враг в лице фашистской  Германии напал на мирную страну,  как народ поднялся на защиту своей Родины, как советская армия победила врага, прогнала его не только с территории нашей страны, но и освободила  другие страны, что 9 мая 1945 года закончилась эта страшная война и  с тех пор этот день является праздником Великой Победы.

Ознакомление ребенка с праздником нельзя начинать с простых исторических фактов и назидания, что это нужно знать, помнить и ценить. Тут необходимо задействовать чувства. Ребенку интереснее узнать историю, если она начнется с истории его прабабушек и прадедушек, которые принимали участие в войне или были свидетелями. Легче воспринимается то, что ближе и роднее. Поэтому просто необходимо подключить к этой работе родителей: дети рассматривали с родителями сохранившиеся фотографии, слушали рассказы родителей.  В прошлом году значительная часть семей приняла участие  в акции Бессмертного полка,  неся портреты защитников Родины, возлагая  цветы к памятнику павшим воинам, вручая цветы ветеранам, пришедшим на  праздник, постояв минуту молчания. Несомненно, эти  яркие события затронули души детей, остались в их памяти.

Большое значение имеют беседы с детьми после прочитанных литературных и прослушанных музыкальных произведений, просмотра фильмов и рассматривания репродукций – это позволяет ответить на возникающие детские вопросы и понять насколько дети поняли смысл событий.

В процессе продуктивной  деятельности детьми  изготовлены  флажки для украшения группы и участка ко Дню Победы, бумажные голуби для украшения окон и участия в городской акции «Голубь – символ мира».  Попутно дети узнали,  почему голубь является символом мира. Занимаясь конструированием  «Военная база»,  воспитанники узнали, как устроен быт военных, как осуществляется их подготовка, какими качествами они обладают.

Большую роль в ознакомлении с праздником играют познавательные занятия.  Так, в ходе занятия «Символы Победы – ордена, медали и знамена»  воспитанники познакомились с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны, со знаменем Победы, которое водрузили над рейхстагом,  что формирует у них уважение к подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

К тематической выставке «9 мая – день Великой Победы» дети и родителя готовят в разных изобразительных техниках творческие работы: рисунки, коллажи плакаты, открытки.

Патриотический уголок пополнен новым дидактическим материалом: наглядно-дидактическими пособиями «Великая Отечественная война: беседы с ребенком», «День Победы», «Великая Отечественная война в произведениях художников»;  электронными презентациями  «Священная война», «Дети-герои», «Города-герои», «Награды», «Военная техника»; лэпбуком  «9 мая – День Победы!», «Великие сражения»;  Книгой Памяти,  состоящей из рассказов родителей о своих родственниках - участниках ВОВ, сохранившихся в семьях фотографий, документов, наград. Через поисковый сайт «Подвиг народа» родителями найдены документы и наградные листы, свидетельствующие о мужестве и героизме родственников, защитивших нашу Родину.  Из собранных документов создана выставка «Мы помним! Мы гордимся!».

Среди воспитанников детского сада проведен конкурс чтецов на тему «Мы под мирным небом живем!».

           Запланированный  музыкальный праздник ко Дню Победы, к сожалению, в этом году провести не удастся.   Но и в режим самоизоляции дети со своими родителями дома разучивают и поют военные  песни,  читают стихотворения,  рассказывают о своих родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу, участвуют в акции «Голубь – символ мира»,  поставят на видное место в доме портреты предков – защитников Родины, примут участие в онлайн-акции «Бессмертный полк» в социальных сетях.

Сегодня наши воспитанники в силу своих возрастных возможностей осознают  значимость победы в Великой Отечественной войне для нашего народа. У них расширен запас знаний о войне, военной технике, наградах, символах, памятниках и монументах. Благодаря активной работе и вовлечению в поисковую деятельность родителей, собрана информация о героических подвигах родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше узнали об истории своей семьи, о своих прабабушках и прадедушках.            История семьи, рассматривание семейного архива, чтение художественной литературы, прослушивание песен о мире и войне – это то, о чем не следует забывать. Понятие «победа» для ребенка должно состоять в том, что люди победили войну, потому что защищали свою страну и хотели жить в мире.  За мир часто приходится воевать. Часто мир приходит благодаря тем, кто не жалеет собственной  жизни ради жизни своих родных и близких.  Поэтому необходимо воспитать таких граждан страны, которые помнят свою историю и вырастут достойной сменой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация проекта «Юные патриоты», как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ».

Патриотическое воспитание – одна из главных целей деятельности системы образования. Работа по формированию общегражданской целостности российского обще...

Предметно-развивающая среда, как средство формирования патриотических чувств у дошкольников «Маленькие патриоты - будущее всего Отечества»

   Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.     Базой формирования патриотизма являют...

Инновационный проект «Традиции детского сада как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»

Обусловлена необходимостью возрождения духовно – нравственных ценностей....

Тематические выстави как средство формирования патриотических чувств у дошкольников

Статья представляет опыт работыДОУ по использованию помещений ДОУ для организации воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию  дошкольниками....

«Этнокалендарь, как средство формирования патриотических чувств у старших дошкольников».

В данной статье отражается такой опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников, как использования энтокалендаря....