Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ для детей 4-7 лет "Живет Победа в поколениях"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Самой актуальной задачей нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к малой родине. Все эти сложные чувства возникают еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Детство – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Именно события Великой Отечественной войны являются примером для воспитания патриотического чувства дошкольников. Чтобы больше никогда не повторилась эта страшная война важно помнить о событиях, подвигах и героизме народа, о тех, кто подарил нам Мир! Именно поэтому становится актуальной разработка проекта по данной теме, затрагивающей именно связь семьи ребенка с военным прошлым нашей Родины. думаю, что этим материалом могут воспользоваться не только воспитатели ДОУ, но и педагоги в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivet_pobeda_v_pokoleniyah.docx49.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию в ДОУ

 «Живет победа в поколениях»

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать жестокой правдой,

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне.

                                                       Н. Вер

Пояснительная записка

        Одним из направлений социального развития детей является патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к социальной действительности. Будучи организованным педагогическим процессом, патриотическое воспитание заключается во взаимодействии детей с педагогами с целью воспитания у подрастающего поколения патриотического отношения и чувств.

        Детство – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. 

        Создание проекта «Живет победа в поколениях» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной Войны 194-1945 годов и участию в мероприятиях празднования 75-годовщины Победы.

Проблема:

        Проведя с детьми беседу по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной Войне, мы поняли, что  дети не знают значение многих слов данной темы, почти не употребляют их в процессе общения. У многих  детей нет представления о причинах возникновения праздника – 9 Мая.

        Поэтому, было принято решение о разработке и реализации проекта по патриотическому воспитанию «Живет Победа в поколениях!»

        

Актуальность:

        Самой актуальной задачей нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к малой родине.

К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики:

  • знания истории, традиций, культуры родной страны;
  • проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;
  • признание потребности государства в позитивном развитии;
  • активная деятельность во благо своей Родины
  • чувство гордости за принадлежность к своей культуре.

        Все эти сложные чувства возникают еще в детстве. Когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

        Великая Отечественная война 1941-1945гг. - это подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России.

        День Победы – самый трогательный, душевный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Это праздник, который объединяет разные поколения. Он заставляет каждого почувствовать себя частью очень важного события. В этот день мы поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны. Говорим  об отношении к пожилым людям. И это уже стало традицией, которая передается из поколения в поколение. Мы и наши дети должны сделать так, чтобы эта традиция не прерывалась.

        Без  воспоминаний  о Великой Отечественной войне, о Великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества.

        Память о Великой Отечественной войне живет в сознании наших людей, как самое многотрудное и длительное испытание. Целые поколения родились и выросли с тех пор. Каждое поколение хранит память о зловещем отсвете зарниц жестоких сражений войны, больших утрат и долгожданных победных салютах. Каждый год страна празднует День Победы, каждый год на главной площади страны проводится парад войск России.

        Поэтому именно события Великой Отечественной войны являются примером для воспитания патриотического чувства дошкольников. Именно поэтому становится актуальной разработка проекта по данной теме, затрагивающей именно связь семьи ребенка с военным прошлым нашей Родины.

         Новизна проекта:

Создание единого образовательного пространства по теме проекта в семье и ДОУ;

Систематизация имеющегося опыта по теме проекта;

Использование инновационных технологий при реализации проекта;

Использование компьютерных технологий.

        Тема проекта: «Живет победа в поколениях».

        Цель проекта:

- формирование гражданской  позиции, патриотических чувств, любви к Родине, на основе расширения представлений о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне;

- воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

        Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить воспитанников с историей нашей Родины (Великая Отечественная война 1941-1945гг).
  • Познакомить с именами героев СССР и села Павловск, их подвигами во время Великой Отечественной войны.
  • Обобщить и расширить знания детей о Великой отечественной войне, городах-героях, героях войны, о детях войны, наградах, о работе в тылу и т.д.
  • Обогащать речевой запас детей на основе углубления представления о событиях Великой Отечественной войны.

Развивающие:

  • Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины.
  • Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по ознакомлению с историческим прошлым нашей Родины и малой Родины.
  • Привлекать родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям.

Воспитательные:

  • Формировать чувство любви к своей Родине через изучение исторического прошлого.
  • Формировать чувство уважения к защитникам Родины; развивать патриотические чувства.
  • Сформировать у родителей активную позицию в воспитании патриотических чувств у своих детей через художественную литературу. театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
  • Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботится о них.

Вид проекта: информационно-творческо-ориентированный.

Тип проекта: детско-взрослый.

Продолжительность проекта: краткосрочный (май-август 2020г.)

Участники проекта: 

- воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 7 лет;

- педагоги;

- родители;

-социальные партнеры (библиотека, музей,  выставка художников).

Интеграция образовательных областей:

-Познание;

-Здоровье;        

-Физическая культура;

-Безопасность;

-Художественное творчество.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип «позитивного центризма». Предполагает отбор знаний наиболее актуальных для воспитанников данного возраста.
  • Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.
  • Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения воспитанники выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

  • Принцип наглядности – широкое преставление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, видеозаписи.
  • Принцип гуманизации. Предлагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать чувства и эмоции.

Видеть в воспитаннике полноправного партнера и ориентироваться на общечеловеческие понятия – любовь к семье, Отечеству.

3. Этапы работы над проектом

I этап: Подготовительный;

II этап: Основной;

III этап: Завершающий.

Этапы реализации

I этап – подготовительный

  • Составление проекта поэтапного плана работы. Выявление первоначальных знаний воспитанников о Великой Отечественной войне.
  • Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, художественных произведений, стихотворений, музыкальных произведений, иллюстраций на данную тему;
  •  Подготовка картотеки бесед на военно-патриотическую тему
  • Рассматривание медалей, орденов Великой Отечественной войны.
  • Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей на данную тему.

II этап – основной (содержание работы по реализации проекта)

Работа с детьми

  • Проведение  с детьми познавательных бесед о Великой Отечественной войне с рассматриванием иллюстраций, картин:
  • Чтение  и обсуждение произведений о войне, заучивание стихов, оформление книжной выставки:
  • Посещение с детьми  музея истории,  Мемориала Славы.
  •  Прослушивание и разучивание произведений о Великой Отечественной войне.
  • Подготовить выставку детского творчества «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Раскрашивание символов Победы и  «Салют в честь Дня Победы».
  • Принять участие в акции «Окно Победы»;
  • Принять участие в акции «Свеча Памяти»
  • Провести акцию «Голубь мира».
  • Провести акцию  «Неделя добра»

Работа с родителями:

- разучивание стихотворений с детьми;

- домашний просмотр фильмов о Великой Отечественной войне;

-  принять участие в акциях.

Работа с педагогами:

  • Систематизировать и оформить  дидактические и наглядные материалы в соответствии с планом проекта;
  • Создание презентаций по данной теме;
  • Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей на данную тему;
  • Оформление стенда в групповых раздевалках  «Мы живы, пока память жива». Использовать фотографии, письма, награды родственников воспитанников;
  • Подготовить  картотеки бесед. На тему «Великая Отечественная война»
  • Участие в конкурсе лэпбуков «75 лет Победе».

III этап – заключительный

  • Оформление материалов по проекту.
  • Итоговое мероприятие:  музыкально-литературная композиция «Война глазами детей».
  • Участие в районном конкурсе чтецов «Дети за мир».
  • Выставка детских  рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Акция «Окно победы»
  • Акция «Стена Памяти».
  • Акция «Свеча Победы».
  • Акция «Свеча Памяти»,
  • Акция «Подари сердечко и улыбку»,
  • Акция «Гвоздика – цветок памяти»,
  • Рассказы-презентации  «Герой в моей семье»,  
  • Викторина (работа с родителями)  «Что? Где? Когда?»    «Календарь Победы»
  • Мастер-класс «Гвоздика- цветок памяти»
  • Выставка детских поделок военной техники и макетов «День Победы»

Сроки

Содержание работы по реализации  проекта

Ответственные

БЛОК 1  «Салют, Победа»

1-10 мая

Всероссийская акция   «Окно Победы»

Воспитатели всех групп

Районный видео-конкурс чтецов «Дети за мир!»

Всероссийская акция  «Свеча Победы»

1 неделя июня

Беседы:

 «Что я знаю о ВОВ», «Почему война называется Великой Отечественной?»  «Города-герои»,  «Награды войны», «Знамя Победы»

Воспитатели старших  и средних групп

Воспитатели всех групп

Просмотр презентаций: «Ордена и медали ВОВ», «Города - герои», «Великие памятники ВОВ»

Художественные чтения  «Во время войны каждый был героем»:

 «Памятник советскому солдату» Л. Кассиль

«Первая колонна» С. Алексеев

Консультация для родителей «Как рассказать детям о войне»

Музыкально-физкультурный досуг  «Здравствуй мир! Здравствуй друг!»  (все возрастные группы)

Блок 3 «Детство опаленное войной»

2  неделя июня

Беседы:

 «Дети войны»,  «Дети-герои»

«Дети в тылу помогают солдатам приблизить Победу», «Подвиг воспитателей во время войны»

Воспитатели средних и старших групп

Просмотр иллюстраций и презентаций «Детство опаленное войной»

Просмотр альбома  «Дети-герои войны»

Просмотр видеофильма «Как прадеды мир отстояли», «Дети – герои войны»

Знакомство с играми  военного детства

Художественные чтения  «Во время войны каждый был героем»:

 «Шуба» С. Алексеев,

 «Сказка о военной тайне и мальчише-кибальчише»,  «Кепка-невидимка» Ю. Яковлев,

 «Васёк Трубачёв и его товарищи» Осеева В. А.

Познавательно – развлекательный  досуг  «Наш дом - Россия»

БЛОК 4 «Я помню! Я горжусь»

«История моей семьи в истории Великой Отечественной войны»

3 неделя июня

Беседы:

 «Герои ВОВ в моей семье», «Дети войны в моей семье», «Награды прадедушки и прабабушки»

Воспитатели средних и старших групп

Старт акции  «Листок Памяти»  о героях своей семьи. (На одного человека один листок А4  Ф.И.О. портрет  для «Стены  Памяти»), (до 3 июля сдать)

Воспитатели всех групп

Старт  конкурса рассказ-презентация   ребенка о герое войны в своей семье «Мы помним и гордимся»  (1 участник от группы, выступление не более 5 минут)

Воспитатели средних и старших групп

Аппликация  (младшие гр) «Флажки на ниточке для моего прадедушки»

Воспитатели младших групп

Художественные чтения  «Во время войны каждый был героем»:

 «Как Сережа на войну ходил» Ю. Яковлев,

 «Подкидыш» Ю. Яковлев,

 «Девочки с Васильевского острова»  Яковлев Ю.

Воспитатели средних и старших групп

Консультация для родителей «Какие фильмы о ВОВ можно посмотреть с ребенком»

Развлечение    «Наша дружная семья»  (все возрастные  группы)

БЛОК 5

«ВОВ в литературе и искусстве»

4 неделя июня

Беседы:

«Писатели и поэты  о ВОВ», «Корреспонденты  на фронте»

Воспитатели средних и старших групп

Встреча с работником библиотеки «Книги о ВОВ»

Акция «Свеча Памяти»  (22 июня – день памяти и скорби)

Консультация «Художественная литература – важное средство формирования и развития личности детей дошкольного возраста».

- Подвижные игры

«Саперы», «Полоса препятствий», «Снайперы», «Переправа через мост», «Перейти болото»

Художественные чтения  «Во время войны каждый был героем»:

 «Шинель» Е. Благинина,

 «На заставе» А. Митяев,

«Маленький разведчик» С. Летова,

Военно-спортивная игра «Зарничка» (средние, старшие)

БЛОК 5 «ВОВ в литературе и искусстве»

1 неделя июля

Беседы:

 «ВОВ на картинах художников», «ВОВ в песнях и музыке» «Роль музыки в военных событиях»,  «Роль артистов в настроении бойцов» «Фильмы о войне»

Воспитатели средних и старших групп

Рассматривание   альбомов «Как искусство помогало победить»

Прослушивание песен о ВОВ,     просмотр видео-презентаций песен «Священная война», «В землянке», «Смуглянка», «Катюша» «Синий платочек», «День Победы».

Завершение акции «Листок Памяти»  

Художественные чтения  «Во время войны каждый был героем»:

 Алексеев «Первый ночной таран»;

Е. Воробьёв «Обрывок провода».

Консультация для родителей: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с искусством и творчеством русского народа в годы Великой Отечественной войны» 

Экскурсия  в художественную галерею

(средние, старшие)  «Годы, опаленные войной»

Конкурс рассказ – презентация «Мы помним и гордимся»

Литературно-музыкальная гостиная «Песни, рожденные войной» (средние, старшие)

БЛОК 6

Наша Армия сильна! Побеждает всех она!

2 неделя июля

Беседы:

 «Каким должен быть солдат?» «Богатыри на Руси», «Есть ли богатыри сегодня»,  «Каша – солдатская еда», «Сильный солдат- крепкая Армия»,  «Какие войска в нашей Армии»

Воспитатели средних и старших групп

Рисунки на асфальте «День Победы»

Дидактические игры по патриотическому воспитанию: «Отгадай род войск»,  «Что кому нужно» и т.д.

Подвижная игра «Полоса препятствий», «Мы ловкие»

Сюжетно –ролевые игры военной тематики: «Армейский порядок»,  «Славные танкисты»

Выставка рисунков и аппликаций  «Победа глазами детей»  (стенды в коридорах и группах)

Художественные чтения  «Во время войны каждый был героем»:

А.Ошнурова «Пилот»

Лепка: кружка для солдата

Акция «Спасибо прадеду за победу!» пробег  вокруг сада (или по аллее) (старшие группы)

Военно –патриотическая спортивная квест-игра  «Вперед к Победе!»   (средние старшие)

3 неделя июля

Беседы:

«Моряки на защите Родины»,  «Ленинград и дорога жизни»

Воспитатели средних и старших групп

Подвижная игра: «Переправа»,  «Извилистая тропинка».

Оригами: самолет, голубь, пилотка, кораблик

Художественные чтения  «Во время войны каждый был героем»:

«Сын артиллериста», Симонов К.

«Кусочек блокадного хлеба», М. Лободин;

«Золотые руки», Л. Нижний

Сдача норм ГТО

БЛОК 7

«Честь и слава героям моего села»

4 неделя июля

Беседы: «Улицы героев нашего села», «Памятники героям в нашем селе,  защищавшим нашу страну»

Воспитатели средних и старших групп

Подвижная игра «Быстро шагай, стоп!»

Просмотр альбомов, папок о героях села и памятниках героям ВОВ.

Художественные чтения  «Во время войны каждый был героем»:

«Лесная девочка», А Шишов,

«Крайний случай» И. Туричин

Выставка  лепбуков: «Живи и помни 1941-1945»

Развлечение    «В гостях у старичка лесовичка  Павлуши»

(все возрастные группы)

БЛОК 8

Военные профессии

5 неделя июля

Беседы:

 «Опасны ли военные профессии», «Какие профессии нужны в армии», «Профессия сапера», «Профессия медсестры во время войны и сегодня»,  «Военный корреспондент в  военные годы и сегодня»,  «Есть такая профессия-почтальон»

Воспитатели средних и старших групп

Раскраски на тему «Военные профессии»

Экскурсия в краеведческий музей

Развлечение «Путешествие в мир профессий». 

1 неделя августа

 Беседы:

 «Кинолог» «Профессия дрессировщик во время войны», «Военный шофер»,  «Животные на фронте. Как животные помогали солдатам победить в войне» (собаки, дельфины, лошади, ослики, верблюды, мыши, голуби). «За что поставили памятники кошкам в Ленинграде и других городах»

Воспитатели средних и старших групп

Просмотр картин, презентаций на тему «Они помогали победить: животные на фронте»

Рисование, лепка, раскраски «Четвероногий друг», «Животные», «Военная техника»

Художественные чтения  «Во время войны каждый был героем»:

 «Собаки на войне», «Животные на войне», «Маленькие герои большой войны: животные на фронте»

«Мишка» С. Алексеев

Выставка поделок военной техники и макетов «День Победы»

БЛОК 9

«Пусть наша жизнь будет интересной, а дела добрыми!»

2 неделя августа

Беседы:

 «Про кого говорят: «У него доброе сердце?», «Кто людям добра желает, тот сам его добывает» беседа  о чуткости, «Сколько стоит доброе слово?», «Все мы разные, но все мы равные» разговор-беседа о людях с ограниченными возможностями,

 «Что значит быть милосердным?»            

Воспитатели средних и старших групп

Проблемно - игровые  ситуации:

 «Копилка добрых дел»

«Жадный медвежонок»

«Утешаем друга»

«Поможем другу»

«Как играть и не ссориться»

«Угощайтесь, пожалуйста»

Речевая игра «Я радуюсь когда…»

Коммуникативная игра «Не сердись, улыбнись»,

Акция «Подари улыбку и сердечко доброты» (на сердечко приклеить веселый смайлик и подарить детям младших групп, прохожим, соседям…)

Просмотр мультфильмов

 “Добро пожаловать”, “Сказка про доброго носорога”, “Чудовище”, “Как ослик счастье искал”, «Просто так»

Акция «Подари улыбку и сердечко доброты»

(старшие гр)

Развлечение «Дорогами добра»           (все группы)

БЛОК 10

«Спасибо  Вам за МИР!»

3 неделя августа

Акция «Красота вокруг нас» (полив и уход за клумбами, субботник на территории детского сада, дома)

Воспитатели средних и старших групп

Воспитатели младших  групп

Акция «Гвоздика  - цветок памяти» (сделать гвоздику и подарить  ветерану войны или детям  войны,  или положить на мемориал)

Литературно-музыкальная композиция «Война глазами детей» (средние, старшие группы)

Экскурсия на цветник (младшие группы)

Ожидаемые конечные результаты, целевые показатели:

        Реализация проекта «Живет Победа в поколениях»  способствует:

- воспитанию у воспитанников и взрослых чувства патриотизма, бережного отношения к истории свое страны;

- обновлению и обогащению, развитию развивающей предметно-пространственной среды группы «Божья коровка» методическими материалами, исследовательскими проектами, мультимедийными продуктами, посвященные 75-годовщине Победы в Великой Отечественной войне;

- у воспитанников будут сформированы начальные представления о Великой Отечественной войне, солдатах, защищавших Родину, о российской армии – надежной защитнице нашей Родины, о самом главном празднике 9Мая – День Победы;

- у родителей повысится интерес к образовательно-воспитательной работе в группе и желание принимать активное участие в жизни группы и ДОУ.

Литература:

Учебно-методическое:

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.

Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с

Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.

 

При подготовке данной работы, были использованы материалы с сайта http://www.resobr.ru/article/37324-obrazovatelnyy-proekt-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy-den-pobedy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения

Проект разработан для детей подготовительной группы по формированию  гражданско-патриотических чувств....

Проект по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «Я помню, я горжусь»

Проект" Я помню, я горжусь!"Актуальность:Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем ...

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения"

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...

Проект по патриотическому воспитанию "Образы России глазами детей"

Знакомство с символами государства (флаг, герб, гимн)....

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада «День Победы. Память поколений.»

Тема проекта: «День Победы»Сроки реализации: с 24 апреля по 12 мая 2023 года.Участники: педагоги, дети группы «Улыбка», родители, музыкальный руководитель.Вид проекта: группово...