Игровая технология КРУГИ ЛИЛЛУЯ «КОСМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ»
методическая разработка (старшая группа)

Афанасьева Оксана Абударовна

Круги Луллия – современная образовательная технология ТРИЗ. Круги Луллия – это загадочные круги для изучения различных профессий и орудий труда, для значимости тех  или иных людей разных профессий для окружающих.

     Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. 

Круги Луллия - одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачами в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lilluya.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая технология

КРУГИ ЛИЛЛУЯ «КОСМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработали воспитатели

МБДОУ «Детский сад № 455» г. о. Самара

Афанасьева О. А.

Арянова О. А.

Пояснительная записка:

     Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

     Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

     Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р.Луллия  - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.

     Круги Луллия – современная образовательная технология ТРИЗ. Круги Луллия – это загадочные круги для изучения различных профессий и орудий труда, для значимости тех  или иных людей разных профессий для окружающих.

     Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста.  

Круги Луллия - одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачами в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.

     Пособие представляет собой круги разного диаметра и разного цвета, закрепленные друг с другом. На кругах размещены картинки.

Цель пособия:

- содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с изучения различных космических профессий, их орудий труда и значимости людей этих профессий для окружающих.

     Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи:

- способствует усвоению, закреплению у дошкольников знаний о космических профессиях;

- развивает умственные способности и познавательный интерес;

- дает знания о том, что каждая космическая профессия выполняет определенные трудовые действия и их труд имеет свои результаты, направленные на удовлетворение потребностей людей;

- формирует представления о процессе труда и космических профессиях, о компонентах трудового процесса и их связях: последовательное включение компонентов для получения результата;

- способствует обогащению словаря, совершенствует речь как средство общения;

- формирует способность решать проблемные ситуации;

- развивает коммуникативные навыки и умения, учит работать в детском коллективе.

     Формы организации образовательной деятельности:

- образовательные ситуации (например, по речевому и познавательному развитию);

- игровые обучающие ситуации;

- самостоятельная игровая деятельность детей.

     Можно выделить этапы участия педагога в играх с "кругами":

- педагог непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.

- воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи.

- воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в работе с кругами.

Ход игровой технологии Круги Луллия «Космические профессии»

В: Ребята, что такое профессия?

Д: Профессия – это работа, которую человек делает для людей.  

В: А какие вы знаете космические профессии?

Д: Космонавт, астроном, инженер-строитель, авиамеханик, космический биолог, космический врач.

В: Люди всегда мечтали полететь к звездам.  Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. И человек  «конструктор»  изобрел мощную, сильную  космическую ракету.

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски - астронавт,

А по-русски - космонавт.

Вы назвали много космических профессий, давайте попробуем разобраться в каждой из них.

1 часть. Практическая значимость профессий.

Наугад выбирается по одному показателю с каждого круга и объясняется практическая значимость данного объекта.

- название профессии?

- место работы (где работает?)

- что делает человек данной профессии?

Например:

  1. Астроном – это человека, который специализируется на изучении различных небесных объектов, таких как звезды, их созвездия, планеты с их спутниками, а также метеоритов и комет.

Где работает? На земле в астрономических институтах, лабораториях.

Что делает? Наблюдает за космическими объектами, включая планеты, звезды, галактики. Астрономы могут опираться на данные наземного (телескопы) или космического оборудования (зонды). Анализ данных, которые они собирают, дает ключ к вопросам космического масштаба: возраст и строение планет, размеры и происхождение вселенной.

  1. Космонавт - это человек, который должен решать множество задач на борту корабля. В его обязанности входит управление бортовыми системами, а также оборудованием для научных исследований. Кроме того, он должен уметь считывать показания всех приборов на борту и контролировать режим работы всей аппаратуры и двигателя судна.

Где работает? На земле в Звездном городке проходит специальную подготовку, в космосе на орбитальной станции проводят различные исследования.

Что делает? Проводит биологические, химические, физические исследования на Международной космической станции и в открытом космосе. Испытывает новую технику, ремонтирует бортовое оборудование, предотвращает аварийные ситуации. В течение 6 месяцев работает, спит и ест в невесомости в интернациональной команде космонавтов. Каждый день любуется Землей и звездами из иллюминатора.

  1. Инженер-строитель - это профессия, в которой постоянно нужно думать. Человек все время старается улучшить процесс возведения тех или иных объектов. Все, что мы видим сегодня на улицах городов, появилось в результате кропотливой работы строителей.

Где работает? На земле в Звездном городке строит все необходимое для жизни космонавтов, а также космодром для запуска ракет.

Что делает? Проектирует или строит инфраструктуру космодрома. Вокруг космодромов вырастают целые города, которым требуются инженеры-строители, а также строительные рабочие - маляры, штукатурщики, бетонщики, крановщики и другие специалисты.

  1. Космический биолог - это профессия будущего.  Для того, чтобы    

строить космические станции, поселения, необходимо все подробно изучить. Например, в будущем необходимо будет выращивать еду и животных в космосе. И космобиолог должен будет придумать, как это сделать.

          Где работает? В обсерваториях и научно-исследовательских        

          институтах, и астробиологических лабораториях.

          Что делает? Исследует биологические системы в условиях космоса и  

          на других планетах. Специалисты этой перспективной профессии    

          смогут выращивать на космических станциях растения и разводить    

          животных.

  1. Специалист по космической медицине (врач) - обеспечение безопасности во время космических полетов. Однако работа над ее достижением начинается еще на земле. Врач такого профиля контролирует здоровье космонавтов.

          Где работает? В центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, в  

          Звездном городке.

Что делает? Проводит отбор космонавтов для полета, следит за их

самочувствием и психологическим состоянием. При его участии

проектируются скафандры и системы жизнеобеспечения летательных

аппаратов. Занимается созданием специальных реабилитационных

техник, которые помогают преодолеть последствия невесомости.

  1. Авиамеханик - занимается ремонтом и подготовкой к эксплуатации различных видов летательных аппаратов. Должен разбираться в аэродинамике, знать устройство двигателей и способов их профилактики и ремонта.

Где работает? На космодроме, в ракетах и космических кораблях.

Что делает? В сотрудничестве с другими специалистами создает

такие продукты, как датчики, инструменты, двигатели или ремонтирует

машины, которые необходимы для космических полетов. Например,

механики могут сотрудничать с инженерами-конструкторами для

разработки рулевого механизма на соплах ракет.

Взрослый предлагает называть варианты использования картинок по кругу, чтобы каждый ребенок мог хоть раз ответить первым. Если будут затруднения, взрослый может помогать детям. Принимаются и подсказки других детей.

2 часть. Придумать ответ фантастического плана.

Кем бы ты хотел стать в будущем, когда вырастишь и почему?

Вывод: Чтобы освоить профессию своей мечты, надо много знать и уметь. А для этого нужно хорошо учиться. Также необходимо трудолюбие и стремление всегда доводить начатое дело до конца. Человек должен выбирать ту профессию, которая ему нравится, тогда работа выполняется легко и качественно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровое занятие "Знакомство с профессией - строитель"

                                                      ...

Сюжетно-игровое занятие "На космической ракете по планетам полетим"

закрепление знаний об планетах Солнечной системы через двигательную активность....

Планирование игровой деятельности по теме «Профессии»

Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и спокойные игры по теме "Профессии"...

Сценарий игровой образовательной ситуации "Страна профессий" (младшая группа)

Цель: расширять и обогащать представления о трудовых действиях врача, шофера, повара и  результатах их труда....

Игровой проект "Играя, учимся. Профессия Повар."

Игровое проект - "Профессия Повар" отменный помощник в воспитании для всех современных родителей, а вот почему: маленький поваренок должен обладать хорошей памятью, знать рецепты, количество соде...

Технологические карты для сюжетно-ролевой игры «Космические профессии»

В данной методической разработке представлены технологические карты для организации сюжетно-ролевой игры "Космос". Новому миру — новые профессии! Робототехники,...