РЕКОМЕНДАЦИИ воспитателям по развитию речи (по лексическим темам)
методическая разработка

Тополевская Светлана Петровна

План логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_logopeda_i_vospitateley_na_sayt.docx107.61 КБ

Предварительный просмотр:

         Планирование работы логопеда согласно календарно – тематическому планированию детского сада в старшей и подготовительной к школе          группе.

                       

Недели

                                   Лексические темы.

1-2

 « Детский сад». Обследование.

3      

«Осень – это хорошо».

4

«Откуда хлеб пришёл?».

5      

«Дары осени: овощи, фрукты, ягоды, грибы».

6      

Валеология . « Мой организм». Части тела.

7      

Одежда, обувь, головные уборы.

8      

« Игрушки детей разных стран». Игрушки .

9      

«Если бы я был президентом волшебной Страны детства». Моя страна.

10    

«Жалобная книга природы». Птицы. Деревья.

11    

«Путешествие». Транспорт.

12    

«Мой домашний любимец». Домашние животные и их детёныши.

13    

«Кукольный домик».  Мебель.

14    

«Как приходит зима». Зима

15    

«Накроем стол к праздничному обеду». Посуда.

16-17    

« Мастерская Деда Мороза». Новый год.

 18          

« Новый год в разных странах». Новый год.

19      

« Волшебные сказки Рождества». Рождество.

20      

«Зимние забавы. « Виды спорта».

21        

«Зимовье зверей». Животные Севера.

22    

« Тайны света». Бытовая техника

23    

«Все профессии нужны, все профессии важны». Профессии.

24  

«Могучи и сильны российские богатыри». День защитника Отечества.

25    

« История книги». Мои любимые книги.

26    

 «Самая красивая мамочка моя». 8 Марта.

27      

  Дикие животные и их детеныши.

28        

«Музей – хранитель времени».

29        

« Народная роспись».

30      

«Весна пришла».

31        

«Загадки космоса». День космонавтики.

32        

« Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли». Перелётные птицы.

33      

Неделя здоровья.

34      

Пасха.

35        

« Праздник Победы».

36        

« Живое вокруг нас: водоёмы и их обитатели». Морские обитатели.

37    

Лето. Растения.Цветы.

38    

Школьные принадлежности.

                


1-2.Рекомендации логопеда. Тема: «Детский сад, семья».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря.

  1. Общие понятия.

Кабинеты, ооборудование

  1. Название 

профессий.

Повар, врач, воспитатель, нянечка, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

  1. Обращение: имена и отчества работников детского сада.

Активизация глагольного словаря.

Заниматься, лепить, рисовать, вырезать, рисовать, клеить, конструировать, танцевать, петь, слущать.

Обогащение словаря признаков.

Большая, уютная, разноцветная, удобная, веселая, теплая.

Уточнение и активизация словаря наречий.

В деском саду(как?) – уютно, тепло, весело, интересно.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.

В детском саду есть велосипед, много игрушек, карандашей.

2.Творительный падеж.

Дети рисуют карандашом, мелками.

3.Предложный падеж.

Рассказывать о празднике, занятиях.

Согласование существительных с числительным в роде и числе.

Один друг, два друга, пять друзей.

Дифференциация совершенного и несовершенного вида.

Лепят яблоко, слепили яблоко.

Образование однокоренных слов.

Друг-дружба, дружить, дружеский, подружиться.

Составление рассказов из личного опыта «День в детском саду».

Составление рассказа – сравнения «Младшая и подготовительная группы» (возраст детей, игрушки, занятия).

Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.

Развитие логического мышления

Формирование общей моторики.


3.Рекомендации логопеда. Тема: «Осень-это хорошо».

Обогащение и активизация словарного запаса.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Автоматизация поставленных звуков.

Активизация предметного словаря.

Время года, осень, сезон, урожай, грибы (3-4 названия), сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад.

Активизация и обогащение словаря признаков.

1.Прилагательные, обозначающие цветовые оттенки.

Багряный, желто-коричневый.

2.Качественные прилагательные.

Ветер – пронзительный, холодный; птицы – перелетные.

Активизация глагольного словаря.

Наступить, лить, светить, падать, улететь, моросить, собирать.

Активизация словаря наречий.

Хмуро, дождливо, пасмурно, холодно.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Родительный падеж.

Мало солнца, много туч.

Творительный падеж.

Иду под дождем (дождями).

Предложный падеж.

Дети рассказывали о дождливой погоде, о серых тучах.

Образование глаголов с помощью приставок.

Вылететь, перелететь.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Лист – листик, листочек.

Согласование прилагательных с  существительными в роде, числе и падеже.

Голубое небо, бирюзовые небеса.

Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Несовершенный вид.

Улетает - улетают.

Совершенный и несовершенный вид.

Улетают – улетели.

Образование относительных прилагательных.

День с солнцем – солнечный день.

День с дождем – дождливый день.

Лист березы – березовый лист.

Ствол ели – еловый ствол.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Осенью погода холоднее, чем летом, но теплее, чем зимой.

Составление предложений по вопросам.

Распространение предложений однородными членами.

Составление предложений по демонстрации действий.

Рассказывание стихотворений.

Составление рассказа по картинкам обо всех периодах осени.

Пересказ .

Выполнять артикуляционную гимнастику.

Систематический контроль  за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

Использование  бейджиков для контроля правильного произношения поставленных логопедом звуков

Делить слова на слоги.

Учить  детей слушать звуки и различать их в звуковом ряду, в слогах, в словах.

Определять  положение заданного звука в слове (начало,  середина, конец)

Называть последовательность звуков в однослоговых словах типа ; «дом», «шар» и др.             Примечание. У каждого ребенка ОВЗ имеется домашняя тетрадка (папка-скоросшиватель). По мере постановки звуков ,на обложке будет наклеиваться буква, обозначающая поставленный звук, который будет автоматизи роваться в ближайшее время.


4.  Рекомендации логопеда. Тема: «Откуда хлеб пришел?».

Обогащение и активизация словарного запаса

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Автоматизация поставленных звуков.

Активизация глагольного словаря.

Что делают с зерном? – сеют, выращивают, убирают, мелят.

Обогащение словаря признаков.

Хлеб (какой?) – ржаной, пшеничный, мягкий, черствый, вкусный.

Активизация предметного словаря.

Хлебобулочные изделия, урожай, бутерброд, каравай, зерно, колосья, комбайнер, пекарь.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Хлеб – хлебушек, булка – булочка.

Образование относительных прилагательных.

Продукты из муки – мучные.

Образование существительных в разных падежах.

  1. Родительный падеж множественного числа

Если много зерна – будет много хлеба.

  1. Творительный падеж единственного числа.

Я буду есть с хлебом.

Иду из магазина с булкой.

  1. Предложный падеж единственного и множественного числа.

Рассказать сказку о каравае, булочке и сухариках.

Образование однокоренных слов.

Хлеб – хлебный, хлебница, хлебороб, хлебопекарня.

Образование глаголов с помощью приставок.

Печь- испечь, запечь, напечь, выпечь.

Месить – замесить, вымесить, намесить.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Булочка мягче сухарика.

Печенье слаще хлеба.

Составление предложений по вопросам.

Придумывание конца рассказа.

Составление рассказа «Как к ним хлеб пришел».

Пересказ.

Выполнять артикуляционную гимнастику.

Систематический контроль  за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

Использование  бейджиков для контроля правильного произношения поставленных логопедом звуков

Делить слова на слоги.

Учить  детей слушать звуки и различать их в звуковом ряду, в слогах, в словах.

Определять  положение заданного звука в слове (начало,  середина, конец)

Называть последовательность звуков в однослоговых словах типа ; «дом», «шар» и др.            


5. Рекомендации логопеда Тема: «Дары осени: осенние угощения».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Автоматизация поставленных звуков.

Активизация предметного словаря.

Урожай, овощи, фрукты, ягоды, огород, грядки, садовод.

Активизация словаря признаков.

Цвета (оттенки), формы (круглый, овальный), размеры (большой, средний), вкус (сладкий, горький).

Уточнение и активизация словаря наречий.

Во рту (как?) кисло, сладко, горько, пресно.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Помидор – помидорчик- помидорище.

Образование существительных единственного и множественно числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

Много ягод, овощей, фруктов, но нет ни одного огурца.

  1. Дательный падеж.

Подойди к овощам и фруктам в магазине.

  1. Творительный падеж.

Можно наесться персиками, абрикосами, дыней.

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Одна слива, две сливы, пять слив.

Образование относительных прилагательных.

Сок из морковки – морковный.

Варенье из слив- сливовое.

Употребление предлогов.

Сорвать с грядки.

Упало с дерева.

Лежит на земле.

.

Образование глаголов с помощью приставок :выкопать ,перекопать, закопать,вскопать

Образование сложных слов путем соединения двух корней.

Кисло-сладкий вкус, красно-желтый бочок.

Составление предложений с однокоренными членами.

Составление рассказа-описания по плану.

Что это?

Цвет, форма, вкус, размер.

Где это растет?

Что из этого можно приготовить?

Составление рассказа- сравнения по плану.

Составление рассказа по картине.

Выполнять артикуляционную гимнастику.

Систематический контроль  за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

Использование  бейджиков для контроля правильного произношения поставленных логопедом звуков

Делить слова на слоги.

Учить  детей слушать звуки и различать их в звуковом ряду, в слогах, в словах.

Определять  положение заданного звука в слове (начало,  середина, конец)

Называть последовательность звуков в однослоговых словах типа ; «дом», «шар» и др.            


6.Рекомендации логопеда. Тема: Валеология «Мой организм». «Части тела».

Обогащение и активизация словарного запаса.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Активизация предметного словаря.

Голова, затылок, подбородок, подбородок, брови, веки, запястья, пятки.

Сердце, желудок, почки, печень, позвоночник, мозг, сосуды.

Обогащение глагольного словаря.

Волосы подстригают, моют, накручивают, красят, расчесывают.

Активизация и обогащение словаря признаков.

Пальчики: большой, средний, и тд.

Сердце: сильное, крепкое, молодое, старое.

Уточнение и активизация словаря наречий.

Говорим (как?) – медленно, быстро, понятно, громко

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж

Не видно пальца, много пальцев.

  1. Творительный падеж.

Думаем головой.

  1. Предложный падеж.

Рассказать о печени и почках.

Согласование существительных с числительным в роде и числе.

Один желудок, два желудка, пять желудков.

 Образование сложных прилагательных.

Голубоглазый, длинноволосый, большеротый.

Уточнение многозначности существительных.

Нос - человека, самолета.

Кисть - руки, винограда.

Составление рассказа-описания о лице человека.

Форма лица.

Цвет галз.

Длина волос.

Цвет волос.

Форма губ, бровей, носа, ушей.


7.Рекомендации логопеда. Тема: «Одежда народов разных стран мира». Одежда, обувь, головные уборы.

Обогащение и активизация словарного запаса

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Автоматизация поставленных звуков.

Активизация и обогащение предметного словаря.

1. Классификация одежды и обуви.

Мужская, женская, детская, летняя, зимняя, верхняя, нижнее белье, домашняя, праздничная, рабочая.

2. Детали одежды.

Манжеты, воротник, петли, пояс, голенища, козырек.

3. Инструменты, использующиеся при изготовлении одежды и обуви.

Нитки, сантиметр, лекала, иглы, наперсток, молоточки, гвозди, ножницы.

4. Профессии, связанные с изготовлением одежды и обуви.

Ткачиха, художник-модельер, портниха, кожевник, сапожник, щляпница.

Активизация словаря признаков. 

1. Название предметов одежды, обуви и головных уборов.

Юбка, брюки, пиджак, жилет, пальто, сапоги, тапочки, платок, шляпа, берет, кепка.

2. Антонимы.

Жакет тесный, а пиджак свободный.

Активизация глагольного словаря.

Надевать (что?), одевать (кого?),  шить, выбирать, стирать, чинить, зашивать, гладить, мыть.

Активизация словаря наречий.

Быстро, удобно, красиво, нарядно.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1. Родительный падеж.

Рукава, манжеты, воротник — у платьев.

2. Предложный падеж.

Я пойду гулять в сапогах, кедах.

3. Творительный падеж.

Я пойду на рынок за сапогами, брюками.

Составление рассказа по плану-схеме.

Что это?

Детали одежды.

Ее цвет, форма.

Классификация.

Составление рассказа-сравнения по выбору, например, о шубе или пальто, панаме и кепке, сапогах и ботинках (чем похожи? Чем отличаются?).

Составление рассказа по серии картинок «Как я одевался летом (зимой, осенью)».

1.Делим слова на слоги.

2.Определяем наличие заданного звука в слове.

3.Учимся различать звонкие и глухие согласные звуки.


8.  Рекомендации логопеда. Тема: «Игрушки».

Развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики.

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

1. Развитие мелкой моторики

Кубики лежат горою,

Башню я из них построю.

Выполнять хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга попеременно.

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибать пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших.

Начинаю я играть.

Выполнять хлопки в ладоши и удары кулачками.

3. Развитие артикуляционной моторики

для челюсти:

  • рот открыть – закрыть (3 – 4 раза)
  • двигать нижней челюстью (6 раз)

для губ:

  • тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 – 6 раз.
  • растянуть «улыбку» (10 сек) 3 – 4 раза.
  • вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 – 4 раза.
  • чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок».

для языка:

  • покусывать кончик языка
  • покусывать левую боковую часть языка

покусывать правую боковую часть языка -покусывать весь язык

. Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один много».Мяч — мячи — мячей,                           кукла — куклы — кукол,

кубик — кубики — кубиков,                 мишка — мишки — мишек,

собачка — собачки — собачек,             пирамида — пирамиды — пирамид,

матрешка — матрешки — матрешек,   нога — ноги — ног,

машина — машины — машин,              рука — руки — рук,

голова — головы — голов,               лицо — лица — лиц,

кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова),

плечо — плечи — плеч,                         щека — щеки — щек,

ресница — ресницы — ресниц,            бровь — брови — бровей .Согласование существительного с глаголом

Машина стоит — машины стоят,                     кукла спит — куклы спят,

собачка лает — собачки лают,                          мяч лежит — мячи лежат,

мишка ревет — мишки ревут,                        

   Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а»

Кукла большая, а пирамидка маленькая;

мяч резиновый, а машина железная;

мишка меховой, а кукла резиновая;

кубик квадратный, а мяч круглый.

Составление описательного рассказа производится по графическому плану:

(Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол.)

                           

Развитие зрительного и  слухового внимания.

Развитие памяти, логического мышления.

Формирование общей моторики.                       

 «Вот какой красивый дом!»

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.

Будем строить и играть.

Ритмично выполняют приседания.

Дом большой, высокий строим,

Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Окна ставим, крышу кроем.

Выполняют прыжки на месте.

Вот какой красивый дом!

Указательным жестом вытягивают руки вперед.

Будет жить в нем старый гном.

Приседают.


9.Рекомендации логопеда. Тема: « Если бы я был президентом волшебной Страны детства». «Моя страна».

Обогащение и активизация словарного запаса

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Активизация предметного словаря.

1.Основные понятия.

Страна, Родина, Россия, флаг, герб, столица Москва, государство.

2.Синонимы.

Часы-куранты, кремль-крепость, мавзолей-памятник.

Активизация словаря признаков.

Независимая, сильная, большая, широкая, российская.

Активизация глагольного словаря.

Страна строится, хорошеет, ширится, расцветает, побеждает.

Активизация словаря наречий.

Спокойно, быстро, широко, гордо, смело.

Обогащение словаря названиями видов росписи.

Гжельская, хохломская, дымковская, городецкая, жостовская, богородская (игрушка).

Образование существительных в разных падежах.

1.Родительный падеж единственного и множественного числа.

В стране много народа, городов, морей, полей.

2.Винительный  падеж единственного числа.

 По телевизору можно часто видеть президента и его правительство.

3.Творительный падеж единственного и множественного числа.

В Москве любуемся Кремлем, курантами, площадями и улицами.

4.Предложный падеж единственного и множественного числа.

Другу можно рассказать о нашем городеАчинске и о других городах России.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одно государство, два государства, пять государств.

Образование притяжательных прилагательных.

Русь – русская старина.

Россия – российское гражданство.

Санкт-Петербург –петербуржский музей.

Образование глаголов с помощью приставок.

Ехать – уезжать, приезжать, заезжать, переезжать, объезжать.

Составление рассказа «Россия- родина моя» по опорным словам.

Страна, столица, президент, флаг, города, леса, поля, моря.

Заучивание стихотворений о Родине.

10.Рекоомендации логопеда. Тема: « Жалобная книга природы». Дикие птицы.

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Активизация предметного словаря.

1.Классификация птиц.

Зимующие: воробьи, дятел, ворона.

Перелетные: ласточка, журавль, грачи.

2.Части тела.

Крылья, клюв, лапки, перья, хвост.

3.Детеныши- птенцы.

Грачонок, вороненок, совенок, кукушонок, перепеленок.

Активизация словаря признаков.

1.Внешний вид.

Серый, маленький, высокая, длинноногая, короткохвостая.

2.Характер.

Драчливый, вертлявый, гордый, царственный, шустрая.

3.Антонимы

Грустный -веселый, суетливый- спокойный, маленький – большой.

Активизация и обогащение глагольного словаря.

1.Кто как кричит?

Каркает, чирикает, кукует, свистит, поет, тенькает.

2.Кто как передвигается?

Порхает, планирует, пикирует, скачет, ходит, прыгает.

Обогащение словаря наречий.

Пронзительно, неустанно, медленно, ловко, быстро.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.

В лесу много дятлов, дроздов, кукушек.

На ветке нет грача и соловья.

2.Дательный падеж.

Насыпали корм голубю и воробьям.

3.Предложный падеж.

Папа рассказал о журавлях, синице и аисте.

Употребление сложных предлогов.

Птенец вылетел из гнезда.

Ласточка вылетела из-за дома.

 Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна ласточка, две ласточки, пять ласточек.

Образование притяжательных прилагательных.

Воробьиный, соловьиный, голубиный, журавлиный, орлиный, фазаний, перепелиный.

Образование глаголов с помощью приставок.

Лететь – улететь, перелететь, вылететь, залететь, отлететь.

Петь- запеть, перепеть.

Составление рассказа-описания по схеме.

Цвет, размер птицы.

Части туловища.

Где она живет?

Чем питается?

Как называется?


11.Рекомендации логопеда. Тема:  «Путешествие». Транспорт.

Обогащение и активизация словарного запаса

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Автоматизация поставленных звуков.

Активизация и обогащение предметного словаря.

1. Составные части.

В машине: руль, педали, рычаг передач.

2. Профессии, связанные с транспортом.

Пилот, стюардесса, механик, водитель, контролер, капитан, радист.

3. Обогащение словаря признаков.

Классификация транспорта: автодорожный, железнодорожный, водный, подземный, воздушный, космический.

Активизация глагольного словаря.

Плыть, лететь, ехать, взлетать, заводить, заправлять, чинить, ремонтировать.

Уточнение и активизация словаря наречий.

В путешествии может быть (как?) - удобно, быстро, просторно, уютно.

Употребление сложных предлогов.

Ремонтник забрался под машину.

Камень вылетел из-под колеса.

Согласование числительных с существительным в роде, числе и падеже.

Один катер, два катера, пять катеров.

Образование однокоренных слов.

Летать — полет, летчик, взлетная полоса.

Образование глагола с помощью приставок.

Переплыть, заплыть, выплыть, отплыть, подплыть, уплыть.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Путешествовать поездом медленнее, чем самолетом.

Образование относительных прилагательных.

Автомобильные шины из резины — резиновые.

Кабина из металла — металлическая.

Фара из стекла — стеклянная.

Придумывание конца рассказа.

Составление рассказа «Как я путешествовал».

Составление рассказа-сравнения о двух видах транспорта.

Например о самолете и ракете, грузовом автомобиле и легковом (чем похожи, чем отличаются?).



12.Рекомендации логопеда. Тема: «Мой любимый питомец». Домашние животные и их детёныши.

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Обогащение предметного словаря.

  1. Название животноводческих профессий.

Свинарка, конюх, коровник, конюшня, конура, овчарня.

Активизация словаря признаков.

  1. Прилагательные, характеризующие внешний вид.

Корова – большая, рогатая, пятнистая.

  1. Прилагательные, характеризующие повадки.

Щенок шустрый, корова медлительная.

  1. Антонимы.

Большая- маленькая, толстая- тонкая, длинная – короткая.

Активизация глагольного словаря.

  1. Кто как голос подает?

Мычит, лает, ржет.

  1. Способ передвижения.

Прыгает, потягивается, ходит, бредет, бежит.

Активизация и обогащение словаря наречий.

Медленно, жалобно, тонко, быстро.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

Нет коня- много коней, нет щенка- много щенят, нет ягненка- много ягнят.

  1. Творительный падеж.

Лошадь кормят сеном, а собаку мясом.

Притяжательные прилагательные.

Морда (чья?)- лошадиная, коровья, собачья.

Образование сложных слов.

Длинная грива- длинногривая.

Короткий хвост – короткохвостая.

Образование глаголов с помощью приставок.

Собака –прибежала, подбежала, выбежала, забежала.

Составление рассказа-описания по схеме.

Внешний вид животного.

Части тела.

Детеныши.

Повадки.

Чем питается?

Кто за ним ухаживает?

Какую пользу приносит это животное?


13.Рекомендации логопеда. Тема: «Кукольный домик».  «Мебель».

Обогащение и активизация словарного запаса

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Обогащение предметного словаря.

1. Профессии.

Лесоруб, пильщик, столяр, полировщик, сборщик, краснодеревщик.

2. Детали и составные части.

Ножка, крышка, подлокотник, дверца.

3. Антонимы.

Кресло мягкое, а стул жесткий.

Шкаф большой, а тумбочка маленькая.

Активизация глагольного словаря.

Мастерить, чинить, полировать, вытирать, расставлять, собирать, ломать.

Активизация словаря наречий.

Жестко, мягко, удобно, комфортно, красиво.

Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Один диван, два дивана, пять диванов.

Употребление сложных предлогов.

Взять книгу с полки.

Достать мяч из-под стола.

Выглядывать из-за шкафа.

Образование притяжательных прилагательных.

Стол для письма — письменный.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

Мастерит — смастерил, пилит — выпилил, прибивает — прибил, сидит — посидел.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Кровать шире дивана.

Кресло мягче стула.

Образование относительных прилагательных.

Мебель из кожи — кожаная.

Мебель из дерева — деревянная.

Мебель из пластмассы

Составление рассказа по заданным словам.

Составление рассказа-описания «Обставляем комнату (гостиную, кухню, спальню)».

Придумывание конца рассказа.

Пересказ текста.

Составление рассказа «Как я убрал в комнате».


14,19. Рекомендации логопеда. Тема: «Зима. Рождество».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря.

Зима, время года, стужа, метель, лыжи, санки, снежки.

Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Активизация словаря признаков.

  1. Качественные признаки.

Снежный, морозный, холодный, скрипучий, мягкий.

  1. Антонимы.

Мягкий- твердый, холодный- горячий, большой- маленький, высокий- низкий, широкий- узкий.

Уточнение словаря наречий.

На улице (как?) морозно, холодно, темно.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

Зимой много метелей, заносов, снега.

  1. Творительный падеж.

Дети выходят на улицу с санками, лыжами.

  1. Предложный падеж.

Дети рассказывают о горке, катании, снеге, сугробах.

Согласование существительных в роде, числе и падеже.

Один снеговик, два снеговика, пять снеговиков.

Образование сложных слов.

 Голый лед – гололед.

Падает снег – снегопад.

Ходит по снегу – снегоход.

Катится по снегу – снегокат.

Образование глаголов с помощью приставок.

Лепить – вылепить, залепить, прилепить, отлепить.

Употребление сложных предлогов.

Дети спрятались за сугробом.

Они выскочили из-за сугроба.

Из-под снега уже выглядывает земля.

Составление рассказа-описания по схеме.

Погода: небо, солнце, осадки.

Растения зимой.

Животные зимой.

Люди зимой: одежда, развлечения.

Составление сравнительного рассказа-описания о двух временах года (лето и зима).

Развитие общей моторики:

-подвижные игры.

Развитие мелкой моторики рук:

-  вырезание снежинок;

- штрихование на листе бумаги в клетку;

Развитие логического мышления, памяти, внимания.


15.Рекомендации логопеда. Тема: « Посуда».  

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря.

  1. Общие понятия.

Сервиз, кофейник, самовар, гончар.

  1. Классификация.

Чайная посуда: чашки, блюдца.

Кухонная посуда: сковорода, кастрюля, ковш.

Приборы: нож, вилка, ложка.

Обогащение словаря качественных признаков.

Цвет, форма, размер.

Активизация глагольного словаря.

Мыть, накрывать, вытирать.

Активизация словаря наречий.

На столе (как?) – красиво, чисто.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

Нет самовара, вилок, ножей.

  1. Творительный падеж.

Я ем ложками, вилкой.

  1. Предложный падеж.

Я жарю в сковороде, а варю в кастрюлях.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Один нож, два ножа, пять ножей.

Образование глаголов с помощью приставок.

Мыть – перемыть, вымыть, отмыть.

Образование относительных прилагательных.

Фарфоровая, стеклянная, деревянная, металлическая и др.

Образование однокоренных слов.

Кофе- кофейник, кофеварка, кофемолка, кофейный.

Составление рассказа-описания по схеме.

 Цвет, форма посуды.

Из чего она сделана?

Как ее используют?

Как за ней ухаживать?

Пересказ рассказа «Откуда к нам пришла тарелка».

Развитие логического мышления:

Игры «Четвертый лишний», «Чего не хватает?»;

- отгадывание загадок.

Развитие памяти и внимания:

-игра «Что где лежит?» и др.

Развитие мелкой моторики:

- лепка и др.


16-17- 18Рекомендации логопеда. Тема : «Новый год».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря.

Утренник, Новый год, Снегурочка, Дед Мороз, выступление, сказка.

Активизация словаря качественных признаков.

Новогодняя, сказочная, блестящая, волшебная, нарядная, разноцветная.

Активизация глагольного словаря.

Наряжать, встречать, водить (хоровод), петь, танцевать.

Активизация и обогащение словаря наречий.

На празднике (как?) – шумно, весело, празднично, нарядно, интересно, сказочно.

Образование существительных в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

Много игрушек, подарков, сказок.

  1. Творительный падеж единственного и множественного числа.

Делая гирлянды, работают с клеем, бумагой, кисточками, фантазией.

Образование относительных прилагательных.

Шары из стекла – стеклянные.

Гирлянды из бумаги – бумажные.

Употребление сложных предлогов.

Подарок достать из-под елочки.

Мешок достать из-за спины.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна шоколадка, пять шоколадок.

Составление рассказа из личного опыта «Как мы праздновали Новый год».

Составление рассказа по сюжетной картинке «Дети у новогодней елочки».

Заучивание стихотворений и текста к новогоднему утреннику.

Развитие мелкой моторики.

 - изготовление новогодних украшений.

Развитие внимания, памяти:

- игры «Четвертый лишний», «Что изменилось?»


20 .Рекомендации логопеда. Тема: «Виды спорта». 

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря.

  1. Классификация.

Летние виды спорта: бег, легкая атлетика.

Зимние виды спорта: лыжи, фигурное катание, конькобежный спорт.

  1. Название спортсменов.

Боксер, лыжник, пловец, тяжелоатлет, конькобежец, велосипедист.

  1. Спортивное снаряжение.

Велосипед, мяч, штанга, обруч, боксерские перчатки.

Активизация глагольного словаря.

Бегать, прыгать, бросать, метать, плавать.

Уточнение и активизация словаря признаков.

Атлетика тяжелая – легкая,

Результаты хорошие-плохие.

Обогащение словаря наречий.

Пробежать (как?) быстро, успешно, результативно.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

У меня нет лыж, велосипеда, мяча.

  1. Творительный падеж.

Мы пойдем на склад за рапирой, боксерскими перчатками, обручем.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Один обруч, два обруча, пять обручей.

Употребление предлогов.

Идти на стадион. Выйти со стадиона.

Образование однокоренных слов.

Бокс – боксерский (ринг), боксер.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Тот кто занимается спортом, сильнее того, кто спортом не занимается.

Образование относительных прилагательных.

Лыжи из дерева- деревянные.

Лыжи из пластика – пластиковые.

Образование сложных

слов.

Бегает на коньках – конькобежец.

Гонки на велосипедах – велогонки.

Пересказ рассказа педагога.

Составление рассказа «Как занимаются спортсмены» (на примере одного вида спорта).

Составление предложения из набора слов.

Развитие памяти, логического мышления, внимания:

-подсчет отдельных предметов и их пар (лыж, коньков, перчаток);

-решение логических задач (три пары лыж. – Сколько детей?).

Развитие речевого, слухового, зрительного внимания.

Развитие общей моторики:

-спортивные игры.

Развитие  мелкой моторики:

- выкладывание мозаики, лото.


21.Рекомендации логопеда. Тема: «Животные Севера».

Общая моторика. Мелкая моторика. Артикуляционная моторика.

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

1.Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

 (Ходьба на месте.) Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, (Ходьба.)

Руки поднимать, (Руки вверх.)

Приседать и вставать, (Приседание 4-6 раз.)

Прыгать и скакать (10 прыжков.)

2.     Разотру ладошки

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою, (Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою (Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, (Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики. 

     

3.

  1. «Дятел».

    Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за       верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д»,  подражая дятлу: д-д-д-д-д (15 – 20 секунд).

  1.  «Покусывание кончика языка».

     Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка           производится 8 – 10 раз.

4. Развитие мимических мышц

Широко раскрыть глаза – испугались

Высоко поднять брови – удивились.

Согласование притяжательных прилагательных с существительными; образование и употребление притяжательных прилагательных.

Ответить на вопросы словосочетаниями.
Что? — оленьи рога                                      -     собачьи

Нет чего? — ... (оленьих рогов)                   -... (собачьих упряжек)

Радуешься чему? — ... (оленьим рогам)      — ... (собачьим)

Видишь что? — ... (оленьи рога)                  — ... (собачьи упряжки)

Доволен чем? — ... (оленьими рогами)      — ... (собачьими упряжками)

Говоришь о чем? — ... (об оленьих рогах)  — ... (о собачьих упряжках)

Составить предложения со словосочетаниями-ответами.

2) Ответить на вопросы: чей? чья?

Шерсть собаки — чья шерсть? — ... (собачья шерсть)

След оленя — чей след? — ... (олений след)

Нос тюленя — чей нос? — ... (тюлений нос)

Голова волка — чья голова? — ... (волчья голова)

Уши собаки — чьи уши? — ... (собачьи уши)

Копыта оленя — чьи копыта? — ... (оленьи копыта)

Глаза тюленя — чьи глаза? — ... (тюленьи глаза)

Следы медведя — чьи следы? — ... (медвежьи следы)

Образ-ие сущ. в род. п. мн. числа с ум.-ласкат. суфф. «Один — много»

морж — моржей — моржат, тюлень — тюленей — тюленят,

олень — оленей — оленят, медведь — медведей — медвежат,

«Сосчитай до 5»            Медведь, морж, олень, тюлень.

Опиши любого зверя по плану»:

1.название; «

2.где живет (Север, жаркие страны ...);

3.внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т.п.);

4.жилище (берлога, нора, дупло .);  как добывает корм; как защищается;

5.чем питается;

6.кто является его врагом;           7.как называются его детеныши.

Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый ... .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого …

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ....

Бурый медведь спит в берлоге, а белый ... .

Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.

Развитие логического мышления

22. Рекомендации логопеда. Тема:  «Бытовая техника».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Основные понятия.

Приборы, предметы, электричество, устройства, техника.

2.Названия приборов.

Магнитофон, телевизор, телефон, dvd плеер, компьютер, пылесос, комбайн, утюг, чайник, кофеварка, электроплита, посудомоечная машина.

3.Части приборов.

Шнур, вилка, лампа, подставка, плафон, выключатель.

Обогащение словаря признаков.

Электрический, бытовой, удобный, механический, кухонный.

Активизация глагольного словаря.

Помогать, пылесосить, хранить, заводить, включать, выключать.

Активизация словаря наречий.

Удобно, быстро, легко, правильно.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.

 Дома много электроприборов.

У нас нет компьютера, посудомоечной машины и утюга.

2.Творительный падеж.

Мама пользуется мясорубкой, миксерами.

3.Предложный падеж.

Мама рассказала о новом пылесосе, утюге и других приборах.

Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже.

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Образование сложных слов.

Пылесос - сосет пыль.

Кофеварка – варит кофе.

Употребление сложных предлогов.

Достать продукты из холодильника.

Взять программу из-под телевизора.

Достать кассету из-за магнитофона.

Образование глаголов с помощью приставок.

Тереть – вытереть, протереть, затереть.

Стирать – постирать, выстирать, простирать, застирать.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Из печки каша вкуснее, чем из микроволновки.

Комбайн мелет продукты быстрее, чем мясорубка.

Составление творческого рассказа «Как нам помогают бытовые приборы?».

Заучивание стихотворений о предметах быта.

Развитие пространственной ориентировки:

- составление плана-схемы квартиры с предметами быта.

Развитие фантазии и логического мышления:

-дидактическая игра «Что было бы если…».

Развитие внимания, памяти, мышления.

Развитие мелкой моторики:

-выкладывание мозаики, лото.


23.Рекомендации логопеда  по теме « Профессии (орудия труда)».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация  и обогащение предметного словаря.

Армия: танкисты, моряки, летчики, артиллеристы.

Сельское хозяйство: доярка, фермер, телятница, пастух.

Строительство: архитектор, чертежник, каменщик, плотник, столяр, стекольщик.

Наука: профессор, ученый, инженер, физик, химик, биолог.

Медицина: врач, хирург, гомеопат, педиатр, ортопед.

Детский сад: воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, медсестра, повар.

Ателье: закройщик, лекальщик, портной.

Профессии родителей, бабушек, дедушек.

Орудия труда: ножницы, грабли, молоток, лопата, тяпка, дрель, ручка, карандаш.

Активизация глагольного словаря.

Защищает, шьет, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит, учит.

Активизация словаря признаков.

Трудолюбивый, смелый, умелый, талантливый, добрый.

Активизация словаря наречий.

Умело, творчески, аккуратно.

Образование существительных в разных падежах.

1.Родительный падеж множественного числа.В армии много танкистов, летчиков, моряков.

2. Творительный падеж единственного и множественного числа.

Плотник работает с молотком, рубанком, пилами и гвоздями.

3. Предложный падеж единственного и множественного числа.

Дети рассказали о любимых воспитателях, логопедах, медсестре.

Образование глаголов с помощью приставок.

Работать — отработать, заработать, выработать, переработать.

Согласование существительных в роде, числе и падеже.

Один часовщик, два часовщика, пять часовщиков.

Образование притягательных прилагательных.

Плотницкие, малярные, хирургические, воспитательские, танкистские, врачебные, редакторские, педагогические.

Формирование слоговой структуры на предложениях типа

часовщик чинит часы, регулировщик регулирует движение.

Составление рассказа-описания по предлагаемой схеме.

Классификация орудия труда.

Предмет воздействия этого орудия труда.

Какая у орудия форма.

Для чего оно предназначено?

Пользовался ли ты этим орудием сам?

Составление рассказа «Кем я хочу стать и почему?»

Развитие логического мышления:

- игры «Кому какое орудие труда?», «Что не так?», «Четвертый лишний».

Развитие общей моторики:

-подвижные игры по теме.

Развитие мелкой моторики:

-штрихование, раскрашивание картинок.


24.Рекомендации логопеда по теме: « День защитника отечества».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря.

 Отечество, Родина, армия, войска.

Моряки: матросы, капитаны, радисты, штурманы.

Летчики: пилоты, штурманы, радисты.

Активизация глагольного словаря.

Защищать, воевать, стрелять, заряжать.

Активизация словаря наречий.

Смело, метко, быстро, решительно, настойчиво.

Образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Много (чего?) - моряков, солдат, летчиков, штурманов.

Образование глаголов с помощью приставок.

Побежал, выбежал, забежал, перебежал, отбежал.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одно орудие, два орудия, пять орудий.

Образование относительных прилагательных.

Сухопутные, военно-морские, авиационные, военно-воздушные.

Заучивание стихотворения в праздничному вечеру:

Составление рассказа о военных по карте-схеме «Профессии».

Развитие речевого и слухового внимания:

- игра «Повтори шифр».

Развитие памяти, логического мышления:

-разгадывание ребусов, шифров.

Развитие пространственного восприятия и ориентировки на листе бумаги:

-составление карты боев на бумаге.

Развитие мелкой моторики рук:

-изготовление подарков папам.

25. Рекомендации логопеда. Тема: «Мои любимые книги» .

МЫ ЧИТАЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.Я.МАРШАК

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Ни перинки,

Ни простынки,

Ни подушки

Не видать,

А усатый,

Полосатый

Перебрался...

(под кровать).

(«Усатый-полосатый»)

А потом

Ты покатился

И назад...

(не воротился).

(«Мяч»)

Эй, не стойте слишком близко —

Я тигренок, а... (не киска).

(«Тигренок»)

А зубастый крокодил

Чуть меня... (не проглотил).

(«Где обедал воробей?»)

Стала петь мышонку щука —

 Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно... (что поет).

(«Сказка о глупом мышонке»)

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности

1. В каком стихотворении Маршака мы встречаем льва, лисицу, слона, журавля, носорога, кенгуру, мохнатого медведя, зубастого крокодила?(«Где обедал воробей?»)

2. Название какого животного пропущено?(Моржа)

3. В каком стихотворении Маршака к главному герою приходили по очереди: утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, собака, кошка?(«Сказка о глупом мышонке»)

4. Какое из перечисленных животных лишнее?(Собака)

5. В каком стихотворении Маршака перечисляются: диван, чемодан, картина, саквояж, картонка, корзина? («Багаж»)

6. Что не названо? (Маленькая собачонка)

7. В каком стихотворении Маршака перечисляются: кусочек мыла, мочалка, водица в чайной чашке? («Усатый-полосатый»)

8. Герой какого стихотворения Маршака сел в отцепленный вагон? («Вот какой рассеянный»)

9. Из каких стихотворений Маршака эти строчки?

Не хотел котенок мыться —

 Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком

Моет лапку языком.

(«Усатый-полосатый»)

Пообедал он сперва

За решеткою у льва,

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

(«Где обедал воробей?»)

Стала петь мышонку кошка: — Мяу-мяу! Спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

 Мяу-мяу, на кровать.

(«Сказка о глупом мышонке»)

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

 Все разнес по адресам.

(«Почта»)

Мы читаем произведения К.И. Чуковского

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

И рыщут по дороге

Слоны и носороги

И говорят сердито:

«Что ж нету... (Айболита)?»

 («Айболит»)

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает... (головой).

(«Мойдодыр»)

Ехали медведи

На... (велосипеде).

(« Тараканище»)

Прибегали два курчонка,

Поливали... (из бочонка).

(«Путаница») 

Загляни-ка ты в кадушку —

И увидишь там... (лягушку).

(«Федорино горе»)

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Из каких сказок К. И. Чуковского эти строки?

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу».

(«Федорино горе»)

И сидят и дрожат

Под кусточками,

За болотными прячутся

Кочками.

(«Тараканище»)

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

 Стало заиньке темно.

(«Краденое солнце»)

И горы встают перед ним на пути,

 И он по горам начинает ползти.

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи.

(«Айболит»)

Свинки замяукали: Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!

 Уточки заквакали: Ква, ква, ква!

Курочки закрякали: Кря, кря, кря!

(«Путан Мы читаем произведения С.В. Михалкова

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

В коридоре смех и топот,

В коридоре гул речей.

В кабинете — дядя Степа

На осмотре... (у врачей).

(«Дядя Степа»)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята —

Их по счету ровно...(пять).

(«Котята»)

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

 Не оставим... (одного).

(«Трезор»)

Трусы и рубашка

Лежат на песке.

Никто не плывет

По опасной... (реке).

(«Фома»)

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые... (друзья).

(«Песенка друзей»)

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Из каких стихотворений эти строчки?

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,  

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая —

 Вот компания какая!

(«Песенка друзей»)

Трусы и рубашка

Лежат на песке.

Упрямец плывет

По опасной реке.

(«Фома»)

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора.

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

(«Трезор»)

Хороши у нас котята —

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

 Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.

(«Котята»)

На верблюде он поехал —

Люди давятся от смеха: —

Эй, товарищ, вы откуда?

 Вы раздавите верблюда!

Вам, при вашей вышине,

Нужно ехать на слоне.

(«Дядя Степа»)

Мы читаем произведения А.Л. Барто

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

С большим серебряным мешком

Стоит,

Осыпанный... (снежком).

 («В защиту Деда Мороза»)

Расту и в дождик,

 И в мороз.

Уже я маму... (перерос).

(«Я расту»)

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за все... (благодарил).

(«Снегирь»)

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра... (помогу).

(«Помощница»)

Спать пора!

Уснул бычок,

Лег в коробку...

(на бочок). («Слон»)

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Из каких стихотворений эти строчки?

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

(« Помощница»)

Ярко-розовая грудка,

 Два блестящие крыла.

Я не мог ни на минутку

Оторваться от стекла.

(«Снегирь»)

Уложили Таню спать,

Плачет ревушка опять: —

Ой, не буду спать я!

Ой, наденьте платье.

(«Девочка -ревушка»)

Я на солнышке лежала,

Руки кверху держала.

Вот они и загорели.

(«Девочка чумазая»)

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

 А он боится кошки.

(«Машенька»)

И вдруг я вижу — Входит дед,

Он с бородой, В тулуп одет.

Тулуп до самых пят. Он говорит:

— А елка где?

— А дети разве спят?

(«В защиту Деда Мороза»)

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Из каких сказок Пушкина эти строчки?

В синем небе звезды блещут.

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане...»)

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

 Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

(«Сказка о мертвой царевне...»)

Вот пошел он к синему морю;

Видит, — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку...

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»)

                                                «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Его за руку взяла

И в шатер свой... (увела).

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул... (со спицы).

(«Сказка о золотом петушке»)

Остров на море лежит,

Град на острове... (стоит).

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный... (дом).

(«Сказка о царе Салтане...»)

С первого щелка

Прыгнул поп... (до потолка).

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

В руки яблочко взяла,

К алым губкам... (поднесла).

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение... (волкам). «Сказка о мёртвой царевне».

26. Рекомендации логопеда по теме: «Восьмое марта».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря.

Женщина, мама, бабушка, весна, праздник.

Активизация словаря признаков.

1. Качественные прилагательные.

Красивая, милая, добрая.

2. Относительные прилагательные.

Мамины, бабушкины, сестрины.

3. Антонимы.

Молодая — старая, больная — здоровая, добрая — злая.

Активизация глагольного словаря.

Что умеет мама? -Печь, варить, жарить, шить, любить.

Активизация словаря наречий.

Как смотрит бабушка? -Сурово, сердито, ласково, нежно, строго

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1. Родительный падеж.

Бабушка печет много пирогов и т. д.

2. Творительный падеж.

Мама согреет сердцем, душой.

3.Предложный падеж.

Говорить о мамах, бабушках.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна сестра, две сестры, пять сестер.

Образование глаголов с помощью приставок.

Гладить — погладить, выгладить, загладить, отгладить.

Заучивание стихотворений к праздничному вечеру.

Составление рассказа-описания о маме (бабушке) по плану.

Возраст, внешность.

Профессия.

За что ты ее любишь?

Чем ей помогаешь?

Развитие логического мышления, памяти:

- решение задач на определение родственных отношений (Кто ты, бабушка?)

Развитие мелкой моторики:

-изготовление подарков мамам.


27. Рекомендации логопеда по теме: « Дикие животные и их детёныши».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря:

  1. Место обитания.

Логово, нора, берлога, дупло.

  1. Части тела.

Туловище, голова, копыта, рога, морда, хвост, уши.

Обогащение словаря признаков.

  1. Прилагательные, характеризующие внешний вид.

Бурый, белый, мохнатый, гималайский.

Рыжая, черно-бурая, пушистая, остромордая.

  1. Прилагательные, характеризующие повадки.

Сильный, трусливый, хитрая, коварный, хищный.

Активизация глагольного словаря

Переваливается, скачет, бежит, прыгает, догоняет, охотится.

Уточнение и активизация словаря наречий.

Как прыгает белка? – Ловко, стремительно, быстро, резво, высоко, далеко, пугливо.

Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей.

Лисенок – лисята, бельчонок – бельчата, ежонок – ежата.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

  1. Родительный падеж.

В лесу много лис и лисят.

  1. Творительный падеж.

Наблюдают за белкой (белками).

  1. Предложный падеж.
  2. Расскажу о зайце, зайчатах.

Согласование числительного с существительным в роде и числе.

Один ежонок, два ежонка, пять ежат.

Образование сравнительной степени прилагательных.

У медведя мех длинный, а у лисы еще длиннее.

Образование притяжательных прилагательных.

Морда – волчья, заячья, лисья, медвежья.

Образования сложных прилагательных.

Длинноногий, короткохвостый, быстроногий.

Составление загадки-описания по предлагаемой схеме.

Внешний вид зверя.

Его повадки.

Чем питается?

Где живет?

Есть ли у него враги?

Как он защищается?

Составление рассказа-сравнения о двух животных (белка и лиса)

Театрализация сказок о диких зверях.

Развитие логического мышления:

Отгадывание загадок с элементами ТРИЗа:

- игра «В чем ошибся художник?».

Развитие общей моторики, мимики, пластики:

- подвижные игры по теме;

- показ повадок зверей.

Развитие мелкой моторики:

- выкладывание мозаики, лото;

- лепка;

-выполнение аппликации;

-раскрашивание.

30. Рекомендации логопеда. Тема: « Весна пришла».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря.

Весенние явления: град, оттепель, капель, проталины, сосульки.

Месяцы весны: март, апрель, май.

Активизация словаря признаков.

1.Качественные прилагательные.

Бирюзовый, изумрудный, солнечная, теплая, жаркая.

2.Антонимы.

Прозрачная – мутная, холодная - теплая, солнечная – пасмурная.

Активизация глагольного словаря.

Земля (что делает?) – оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает.

Активизация и обогащение словаря наречий.

На улице( как?) – тепло, солнечно, дождливо, погоже, светло, ветрено.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.

В весенний день много света, луж, ручьев.

2.Творительный падеж.

Сходите в лес за березовыми ветками, березовым соком.

3.Предложный падеж.

Мы жалеем зимой о весенних ручейках, цветках, теплом солнышке.

Образование глаголов с помощью приставок.

Рос- зарос, вырос, перерос, отрос.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Весной на озере опасно, а на быстрой реке еще опаснее.

Образование сложных слов.

Сходит лед-ледоход.

Круглые сутки – круглосуточно.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.

Составление рассказа-сравнения по трем картинкам (чем похожи и чем отличаются март, апрель, май).

Составление рассказа по данному набору слов.

Началось таяние.

Тянутся к свету, теплу.

Журчит.

Проклюнулись как птенцы.

Составление рассказа-описания по предлагаемой схеме.

Погода весной: небо, осадки, солнце.

Растения весной.

Животные весной.

Люди весной: одежда, игры.

Развитие логического мышления, памяти, внимания:

-отгадывание загадок;

-решение логических задач ( игра «Что не так?»).

Формирование языкового чутья:

-объяснение словосочетания весна-озорница.

Развитие мелкой моторики:

-штрихование на листе в клетку, дорисовки.


37.Рекомендации логопеда.  Тема: « Лето».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация словаря.

Отдых, отпуск, поездка

Обогащение глагольного словаря.

Дождь(что делает?)- Моросит, идет, льет

Активизация словаря наречий.

На улице (как?)– солнечно, дождливо, облачно, прохладно.

Согласование сущесвительных с прилагательными в роде и падеже.

Лесная поляна, глубокая речка.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дождь-дождичек, дождик.

Подбор однокоренных слов.

Лес – лесной, лесовик, лесничий, лесозаготовки.

Образование относительных прилагательных.

Сок из земляники – земляничный.

Воздух морской -горный и др.

Употребление окончаний  прилагательных в единственном и множественном числе.

Летний день, летнее солнце, летнее платье.

Образование глаголов с помощью приставок.

Плыть – приплыть, уплыть и др.

Составление предложений по вопросам.

Распространение предложений однокоренными членами.

Составление предложений по демонстрации дейсвия.

Придумывание окончания рассказа.

Составление рассказа по картинам.

Развитие зрительного и  слухового внимания.

Развитие памяти, логического мышления.

Формирование общей моторики.

37.Ркомендации логопеда.  Тема: «Растения».

Словарная работа

Грамматический строй речи

Связная речь

Психические процессы

Активизация и обогащение предметного словаря.

1.Классификация.

Трава, кусты, деревья, цветы

2.Части растения.

Ствол, корень, ветки, листья, цветы.

3.Деревья.

Дуб, береза, осина, рябина, клен, ель.

4.Кустарники.

Сирень, верба.

5.Трава.

Клевер, осока.

6.Цветы.

Полевые: мать-и-мачеха, колокольчики, одуванчики.

Садовые: Розы, астры, тюльпаны.

Обогащение и активизация словаря признаков.

1.Качественные прилагательные.

Красивые, цветные, яркие, зеленеющие, стройные.

2.Антонимы.

Высокий-низкий, толстый-тонкий, узкий-широкий.

Активизация глагольного словаря.

Растет, питается, расцветает, вянет.

Активизация словаря наречий.

Высоко, низко, глубоко, красиво.

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

1.Родительный падеж.

В поле много травы, колокольчиков, одуванчиков, клевера.

2.Дательный падеж.

Стволу и веткам нужно питание.

3.Творительный падеж.

Цветы поливают водой, подкармливают удобрениями.

4.Предложный падеж.

Дети рассказывают о любимых цветах: розах, тюльпанах, вербе, астрах.

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Одна ветка, две ветки, пять веток.

Употребление сложных предлогов.

Подснежники выглянули из-под снега.

Под развесистым деревом всегда тенисто.

Образование относительных прилагательных.

Лист клена- кленовый, лист осины- осиновый и т.д.

Составление сравнительного рассказа-описания (дерево и куст)

Развитие логического мышления:

-«Что не так?» (яблоки на березе), «Чем похожи?»

Развитие пространственной ориентации:

Уточнение понятий вверх-вниз (корень-ствол)


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»

Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...

Конспекты занятий в ст.гр. по развитию речи (по лексическим темам)

Конспекты занятий в ст.гр. по развитию речи (по лексическим темам)...

Дидактический материал по развитию речи по лексическим темам для подготовительной группы

В пособии предлагается дидактический материал по лексическим темам. Каждая лексическая тема представлена грамматическими заданиями, а также заданиями  на развитие слухового внимания и связной реч...

Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты»

Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты». Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и ...

Рекомендации воспитателям по развитию речи детей раннего возраста

материал содержит полезную информацию о развитии речи у детей раннего возраста...

Картотека по теме: дидактические игры по развитию речи по лексическим тема (средняя группа)

Картотекапо теме:дидактические игры поразвитию речипо лексическим тема(средняя группа)...

Рекомендации воспитателям по работе с детьми. Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши»

Рекомендации воспитателям по работе с детьми. Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши»...