Планирование образовательной деятельности на прогулке
статья

Бован Елена Юрьевна

 Прогулки в детском саду являются важным этапом в режиме дня.  Основная задача воспитателя на прогулке состоит в обеспечении: содержательной, активной и разнообразной, интересной для детей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti_na_progulke.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование образовательной деятельности на прогулке

«День, проведенный ребенком

          без прогулки, потерян для его      

          здоровья»

Г.А.Сперанский

 Прогулки в детском саду являются важным этапом в режиме дня. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что содержание образовательной программы ДОО «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности» по пяти направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

 Основная задача воспитателя на прогулке состоит в обеспечении: содержательной, активной и разнообразной, интересной для детей деятельности.

 Для чего нужна прогулка в детском саду?

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

        Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи: оздоровление детей;

  • физическое развитие;
  • развитие самостоятельности;
  • расширение кругозора;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

Составными частями прогулки являются:

  1. наблюдение;
  2. трудовая деятельность;
  3. игровая деятельность (подвижные игры);
  4. индивидуальная работа;
  5. самостоятельная деятельность детей

Наблюдения.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

•        Живая природа: растения и животные;

•        Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

•        Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Трудовая деятельность

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

•        Индивидуальные трудовые поручения;

•        Работа в группах;

•        Коллективный труд.

        Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке). Форма труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. План работы должен включать малоподвижные игры, игры средней активности, игры с высокой двигательной активность.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу, которая направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств. Для одних воспитатель организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Еще одним структурным элементом прогулки является самостоятельная деятельность детей.  Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

        Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно — ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Дидактические игры и упражнения

        Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

        Виды дидактических игр:

· игры с предметами (игрушками или природным материалом);

· словесные игры

Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а также в ходе наблюдения.

 На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п.         Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (КАК ПРИМЕР): КОМПЛЕКТЫ СЕЗОННЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ КАРТ НА АЖДЫЙ ДЕНЬ

ЗАКОНЧИТЬ СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ СКАЗКОЙ О ПРОГУЛОЧКЕ

Одна Прогулочка  очень хотела стать взрослой и постоянно спрашивала: ''Мама, почему я маленькая, а ты взрослая? Когда я вырасту как ты, чтобы заниматься взрослыми делами?'' Большая прогулка отвечала: ''Ты вырастешь, когда тебя полюбят дети. И, если захочешь, станешь взрослой''. ''А что мне делать, чтобы меня полюбили?''

''Тебе ничего не нужно делать. Дети сами придут на твой участок, и сразу же начнут бегать и прыгать. Они будут радоваться свежему воздуху и солнечному теплу''.

     Прогулочка ждала совсем недолго. Дети с веселыми криками выскочили из садика и стали прыгать так высоко и бегать так быстро, что маленькая прогулка сначала даже залезла на дерево от испуга. Но потом девочки начали играть в песочнице и прогулка, с удовольствием, стала варить кашу вместе с ними. А затем она наблюдала с мальчишками за самолетом в небе и играла в футбол.

     Ребята так подружились с  ней, что не хотели расставаться. И тогда все вместе решили, что каждый день они будут встречаться утром и вечером. Играя с детьми в веселые игры,  Прогулочка, сама не заметила, как выросла,  но становиться взрослой ей расхотелось. По крайне мере, на некоторое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование исследовательской деятельности на прогулке

Представлен практический материал по познавательно-исселедовательской деятельности дошкольников от 3-7 лет в условиях прогулки, основанный на многолетнем опыте работы....

Примерное планирование образовательной деятельности в режимных моментах (ОДРМ) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Творческая мастерская Направление «Изобразительная деятельность» Средняя группа

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не ...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА...

Планирование образовательной деятельности на прогулке в младшей группе 

Наблюдение за солнцем Цели: продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная  погода или нет); формировать понятия о признаках зимы. Ход наблюдения Прочитать стихотворение: Где ты, с...

Планирование образовательной деятельности в группе раннего возраста по теме "Что мы наденем на прогулку зимой?»

Как спланировать деятельность детей с целью формирования понятие «зимняя одежда» и уточнения представления об изменениях в одежде людей с наступлением холодов....