Кружковая работа
учебно-методический материал (старшая группа)

Жертовская Нина Вячеславовна

старшая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stim.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕН

приказом заведующего

    МБДОУ «Сказка» с. А.-Мелентьево

от______20___г. №________

______________Серебрякова Е.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Детская универсальная STEAM – лаборатория»

для детей 5-6 лет


группа «Колокольчики»


воспитатель Жертовская Нина Вячеславовна

Пояснительная записка

Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям четырех-пяти лет все интересно. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным.

Программа разработана для детей 5-6 лет.

Программа рассчитана:

- на 8 календарных месяцев, для детей 5-6 лет;

- состоит из 30 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

- Занятия проходят во второй половине дня по четвергам один раз в неделю по 20 минут. В перспективный план кружковой работы включены разделы 2 и 3 программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория», так как они наиболее подходят под возраст старшей группы.

В своей кружковой работе использую элементы стим-лаборатории. Это парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности  и вовлечение в научно-техническое творчество. Написана в соответствии с ФГОС, возможна к интегрированию в основную образовательную программу, а так же в систему дополнительного образования в ДОО. Вариативность образования - это один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования. Именно вариативная часть программы обеспечивает качество образовательного процесса и создает оптимальные условия для социально-личностного развития детей дошкольного возраста с учетом его физического и психического здоровья, индивидуально-творческой траектории развития, для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе и адаптации к окружающему социуму. В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. В перспективе молодым специалистам потребуются навыки и умения из разных технологических областей, как естественных наук, так и инженерии.

Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков. STEAM-образование один из основных мировых трендов. Оно основано на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.

Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика).

Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEAM образование? Через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. 
Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.

Необходимо отметить, что в условиях обновления образования остро стоит вопрос программно-методического обеспечения, развития материально-технической базы ДО, повышение квалификации дошкольных специалистов по проблеме.

Мы предполагаем, что погружение в STEAM-среду можно начать с конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик), приобретут элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детей креативность и пространственное мышление. На следующем этапе воспитанником можно предложить LEGO-технологии (LEGO Education, LEGO System, LEGO WeDo, LEGO Duplo), опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность, робототехнику («ROBO&BLOCK», «Wacky Wigglers» от «Learning Resources»).

С помощью STEM-подхода дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллель дети освоят основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.

Следует заметить, что STEAM-компетенций можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина  продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и  конструировать. Геоконт развивает творческое воображение и помогает малышам лучше ориентироваться в макро и микро пространстве. С помощью геоборда воспитанники изучат площадь и периметр на практике. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции. А если совместить сборку лего-конструкции и проведение химического эксперимента – выйдет достойный внимания проект в рамках STEAM-образования. Флексагон по праву считается уникальным союзом математики и оригами. Спирографы делают создание сложных форм невероятно легким и увлекательным. Наборы робототехники помогут приобщить детей к творчеству с использованием передовых технологий.

Тематический план занятий кружка

«Детская универсальная STEAM – лаборатория»

в старшей группе.

Дата

Тема

Лит-ра

Октябрь

1.

1.10

Куда пойдёт наш Микибот?

191

Заяц, лиса, лев, обезьяна

2.

8.10

Дом для Микибота.

195

3.

15.10

Зачем тебе карта?

199

Жираф, слон, кабан

4.

22.10

Что сказала карта?

208

5.

29.10

Дом Хоббита.

211

Снегирь, рябина, колос

Ноябрь

1.

5.11

Мама – я картограф.

216

Снегирь, рябина, колос

2.

12.11

Письмо для инопланетян.

222

Жёлуди, трава, цветок

3.

19.11

Тайна острова сокровищ

227

4.

26.11

Моя чудесная планета.

231

Космонавт, солнце, ракета

Декабрь

1.

3.12

Почему космос – это круто?

240

Космонавт, солнце, ракета

2.

10.12

Семья звезды по имени Солнце.

246

Самолёт, поезд, корабль

3.

17.12

Что нам делать с Меркурием?

254

4.

24.12

Юпитер – президент среди планет.

261

Карате, конструктор, бумага

Январь

1.

11.01

Сестра Земли – Венера.

267

Сидеть, стоять, лежать

2.

21.01

Кто найдёт кольца Сатурна?

272

3.

28.01

Высаживаемся на Марсе.

278

Кушать, читать, говорить

Февраль

1.

4.02

Сквозь алмазы к дальним звёздам.

290

Кушать, читать, говорить

2.

11.02

Космическое турагенство.

300

Читать, рисовать, играть

3.

18.02

Экзамены для суперкосмонавтов.

309

4.

25.02

Открой свою планету.

312

Март

1.

4.03

Пойми меня.

319

2.

11.03

Удивительная посылка.

327

3.

18.03

Предупредите Микибота.

336

4.

25.03

Раскодируй природу.

343

Апрель

1.

1.04

Музыкальные шифровки.

349

2.

8.04

Не верь своим глазам.

355

3.

15.04

Загадки Цезаря.

366

4.

22.04

Чудеса колеса.

375

5.

29.04

Тайная комната.

382

Май

1.

6.05

Выдели главное.

389

2.

13.05

Тайна книги.

396

3.

20.05

Микибот зажигает.

403

4.

27.05

Кто брал чайник?

410

Список используемой литературы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

3. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

9. Беляк Е.А. «Детская универсальная стим-лаборатория».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....