Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность, как метод воспитания детей»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Солопова Ирина Викторовна

Методическая разработка

 на тему:

«Проектная деятельность, как метод воспитания детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vosp._semya.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №41»

Методическая разработка

 на тему:

«Проектная деятельность, как метод воспитания детей»

Разработала  воспитатель:

 Солопова Ирина Викторовна

высшая квалификационная категория

г. Рязань

«Есть лишь одна проблема - одна

единственная в мире - вернуть

людям духовное содержание».

А. де Сент-Экзюпери

За последнее  время, вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни произошел  резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.

Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического  воспитания в ДОУ является метод тематических воспитательных проектов.

Не  менее важным условием нравственно-патриотического  воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.

Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей. Интересы общества и семьи совпадают.

Семья – самый первый и самый важный коллектив, в который ребенок  попадает сразу после появления на свет. Именно в семье он получает первоначальные  навыки, привычки, черты характера, которые остаются у него на всю жизнь и влияют на его судьбу. То, что приобретено в раннем детстве, изменить очень трудно. Почему? А потому что в семье человек растет и находится как минимум до16 – 25 лет. В окружении членов семьи ребенок растет, ходит в школу, получает образование. В семье у него идет формирование личности! И с каким багажом за плечами человек вступает во взрослую жизнь, зависит от того, что вложила в него семья.

Только  взрослые члены семьи могут научить  ребенка любить, заботиться о близких, привить трудолюбие, навыки  самообслуживания,

развить у ребенка активность, лидерские качества, способность  проявлять  инициативу, самодисциплину, способность сопереживать и, при необходимос-ти, проявлять твердость и настойчивость и многие другие, нужные и полезные в жизни качества характера и души.

Почему  семья, часто, не может дать детям  всего вышеперечисленного?

Дело  в том, что семья может заложить в ребенка только то, что имеет сама. Полезные навыки, полезные традиции, полезные привычки – если семья этого ребенку не дала, то, скорее, она выступит в качестве отрицательного фактора, и у ребенка будет трудная судьба.

Порочный  круг заключается в том, что и  родители, и бабушки с дедушками вышли из своих семей и вынесли оттуда все, что успела вложить в них их семья, где они родились и выросли. Весь этот багаж, плюс жизненный опыт, они передали своим детям, а дети – внукам.

Поэтому семейное изучение своей родословной  поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого — в истории  и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья — ячейка общества, хранительница  национальных традиций;

- счастье семьи — счастье и  благополучие народа, общества, государства.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях - это безусловно определяет достаточную новизну, исследуемого мною метода воспитания.

Метод изучения генеалогического древа актуален и очень эффективен.

  • Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать  себя   исследователем.
  • Во-вторых, данный метод помогает не только максимально  раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи.

Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Генеалогическое  древо – это перевёрнутая таблица нисходящей родословной, чаще всего мужской. Она действительно напоминает разветвлённое дерево. Имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков – на разветвлениях и стилизованных ветвях и веточках.

Так же существуют следующие термины:

  1. родословная – история семьи, рассказ о своей семье, своём роде, своих предках;
  2. род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того общего предка;
  3. предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения;
  4. поколение – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста;
  5. обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции;
  6. традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Как создать яркий образ родословной.

Все семьи разные. Люди в каждой семье имеют разную внешность, разные имена, отчества, фамилии, различные профессии и увлечения.

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. Они любят и уважают друг друга, заботятся друг о друге, делят вместе все радости и печали.

В моей работе я постаралась раскрыть суть данного метода с помощью проектной деятельности.  В начале  работы над проектом я выдвинула гипотезу о том, что метод изучения ребенком генеалогического древа своей семьи, является одним из наиболее эффективных методов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для доказательства гипотезы исследования сути данного метода, определила цели и задачи, которые ставила перед ребенком, нашла способы решения этих задач.

Цель исследования состоит в восстановлении прошлого семьи, в изображении жизненного пути семейных поколений, связанных линиями происхождения по прямому родству.

Основу  данного метода определяет укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.

Задачи, которые я  поставила перед собой в работе с воспитанниками:

  • Развивать интерес к своим близким, друзьям.
  • Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
  • Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
  • Обратить  внимание на внешние признаки сходства и различия детей, содействовать  половой идентификации.

Для решения этих задач с детьми проводила такие мероприятия, как:

  1. «Моя семья» 

Рассматривание фотографий. Беседа о взаимоотношениях в семье. У каждого человека есть семья: папа, мама, брат, сестра. Папа и дедушка - мужчины, брат - мальчик; они носят мужские имена. Мама и бабушка - женщины, сестра - девочка; они носят женские имена. В семье все заботятся друг о друге, друг другу помогают.

Чтобы в семье все было хорошо, члены  семьи выполняют обязательные правила: желают доброго утра и спокойной  ночи, приятных снов, просят прощения за предоставленные неудобства, благодарят за заботу. Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме (квартире) – тети, дяди, дедушки, бабушки могут жить в других домах и даже городах.

2. «Мой  младший брат, сестра»

 Рассматривание  фотографий, внешние сходства и  различия  детей,  их братьев  и сестер. Рассказы детей о  своем отношении к младшим.

…И наступил, наконец, тот прекрасный день, когда сведения о предках собраны. Не все, так немалая часть. Дотошно опрошены родственники, тщательно изучены документы семейного и государственного архивов. Кажется, пора представлять результаты поисковой деятельности ближним и дальним.

Народная  мудрость гласит: "Без корня и  полынь не растет", поэтому трудно переоценить важность практической работы по сбору материалов о родословной семьи.

3. «Составление генеалогического древа».

Самая эффектная форма представления – это родословное древо. Наглядно, доступно – информация легко считывается.

4. «Каким я был, каким я стану»

 Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседы по его созданию.

Так у меня появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Свою работу начинала с того, что  спросила у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предлагала рассказать о каком-нибудь одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

В ходе беседы подводила ребёнка к обобщению: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.

Также  предлагала детям перечислить, какие добрые дела делают их родные, и какие они сами могут делать дома, чем умеют порадовать близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивали  представление о своей социальной роли в семье.

И, конечно, я применяла демонстрационный материал. Это различные интерпритации  генеалогического древа, где видны корни, ствол, ветки.  Я рассказала, что это схема семейных связей, в ходе беседы дети самостоятельно пришли к выводу о том, что фотографии не всех, а только самых близких родственников, возможно разместить на древе. Более глубокие корни можно обозначить просто именами и фамилиями, расспросив родителей о своих прапрадедах, (см. приложение)

Работу с детьми я начала с оклеивания цветной бумагой и салфетками шаблонов деревьев. Над каждым из них работали все вместе: я, дети и родители. Затем, когда деревья были готовы, дети расположили и наклеили на них фотографии родных.  Свои деревья дети  бережно хранят дома. Они с гордостью демонстрируют их и с уважением рассказывают о близких людях сверстникам, родственникам. А самое главное, совместная деятельность служит формированием взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят:

 «Счастье - это когда тебя понимают».

В настоящее время уже бывшие выпускники детского сада, учащиеся начальной школы, с удовольствием приносят собственные генеалогические деревья в класс и с большой гордостью делятся знаниями о своем роде перед  учителем и одноклассниками. Так одно из деревьев находится в 4 Б классе школы № 73 г.Рязани.

Наиболее распространенная форма работы с родителями это – «записки о  жизни» - ведение дневниковых записей. Многие мои выпускники и сейчас продолжают эту традицию русской интеллигенции, хотя, конечно, в большинстве своём она утрачена или носит отрывочный характер. Разумеется, большинство людей, которые вели дневники, писали их не с целью оставить для потомков сведения о себе. Здесь цели преследовались иные: желание закрепить документально уходящий день или проследить свой путь к той или иной цели. Именно поэтому мы любим листать старые альбомы, любоваться старыми, принадлежавшими нашим предкам вещами, заглядывать в приоткрывающийся иногда бабушкин сундук или сервант.

В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи.

Вот такие деревья мы сделали вместе с детьми. (см. приложение)

Затем дети рассказывали о своих родных. Всем было очень интересно!

Семья — это папа и мама мои,

Семья — это мой, братишка родной,

Семья — это бабушки две дорогие,

Семья — и сестренки мои озорные.

Семья — это крестная, тети и дяди,

Семья — это елка в красивом наряде.

Семья — это праздник за круглым столом,

Семья — это счастье, семья — это дом.

Составив  свою родословную, сделав генеалогическое  древо, затем с детьми продолжила работу в таком направлении. Было дано задание на дом придумать свой фамильный герб и девиз семьи. В результате вышло следующее: на поле щита рисовали то, что больше всего  подходило к их семье. Кто-то изображал свои увлечения, а кто-то семейные профессии, передаваемые из поколения в поколение. Все владельцы герба имели фамильные девизы. Найти подходящий девиз помогли пословицы: "Век живи - век учись", "Терпение и труд все перетрут", "Под лежачий камень и вода не течет" и др. (см. приложение)

Итак, положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Человек в этом мире не одинок и должен дорожить всеми своими родственниками.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И я воспользовалась этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи.

Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей. Такую работу с родителями и детьми я провожу в рамках кружка, который называется  «В гостях у Хозяюшки».

Изучив  многие программы, я пришла к выводу, что необходимо более глубоко остановиться на проблеме, изучения истории рода, так как проблема эта стоит особенно остро, малыши не должны вырасти в «Иванов, не помнящих родства».

Семья играет большую  роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном  деле - долг и обязанность нас педагогов.

Тщательно подобрав педагогическую и детскую литературу, я составила картотеки пословиц и поговорок о бабушках и дедушках («Книга мудрости»), изготовила памятки для бабушек и дедушек, побуждающих их к взаимодействию с внуками. Играю с детьми в речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке». Провожу совместную деятельность детей и родителей. Устраиваю досуги «Бабушкин сундучок», «Посиделки в русской избе» и др..

Получила следующие результаты:

  • Уважение  и почитание  воспитанниками людей старшего поколения;
  • Укрепление семейных традиций, духовное общение детей с пожилыми людьми, которые и определяют в конечном итоге эффективность метода.

Результатом моей работы с  семьей, является убежденность родителей  в необходимости нравственного  воспитания детей с первых лет  жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.

Проведя данное исследование, я подробно проанализировала методы нравственно-патриотического воспитания. Таким образом была подтверждена выдвинутая в начале работы гипотеза о том, что метод изучения ребенком генеалогического древа своей семьи, является одним из наиболее эффективных методов нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дети узнали прошлое своей семьи, изобразили связь поколений с помощью генеалогического древа, осознали значимость родственных связей в жизни каждого человека. Цель исследования успешно достигнута.


Конспект итоговой образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста « Родословное древо моей семьи».

Цель:

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи:

Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Предварительная работа: Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена), ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Ход:

Воспитатель. Здравствуйте гости и дети! Ребята, мы с вами много говорили о семье. Скажите, что такое семья?

Дети: Семья - это люди, которые любят друг друга, семья – это когда заботятся друг о друге, семья – это когда помогают друг другу, семья – это когда жалеют друг друга, сочувствуют друг другу, семья – это когда относятся друг к другу уважительно, семья – это когда говорят друг с другом ласково.

Реб-к: Семья – это радость, тепло и уют Семья – это дом, где тебя всегда ждут.

Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у каждой семьи есть своя история. И эта семейная история называется – родословная. Кто хочет рассказать историю своей семьи.

Дети рассказывают родословную своей семьи.

Воспитатель. В одном из рассказов я услышала интересные слова: рушник, прялка и т.д. А что это такое вы знаете?

Дети. Мы не знаем.

Воспитатель. А хотите посмотреть, как жили в старину, во времена ваших прабабушек и прадедушек, сто лет тому назад. Дети. Да!

Воспитатель. С помощью волшебных ворот мы с вами отправимся в эти времена. А теперь закройте глаза, я говорю волшебные слова и мы отправляемся в прошлое. Раз, два, три, волшебные ворота отворись.

Звучит музыка. Ворота открываются.

Воспитатель. Открывайте глаза, ворота открылись. Мы попали в прошлое, сто лет тому назад. Давайте зайдем в гости.

Воспитатель. Здравствуйте, хозяева! Можно к вам.

Реб-к из рус.избы. Здравствуйте! Проходите гости дорогие! Ведь для дорогих гостей и ворота настежь! Дорогие гости, будьте как дома! Проходите в горницу. Мы рады гостям, как добрым вестям.

Воспитатель. Спасибо. Ой, к вам уже гости пришли.

Реб-к из рус. избы. Да, это к нам соседи пришли. Они наши друзья. Зачем к нам пожаловали?

Реб-к . Да вот хотим посмотреть как вы живете.

Реб-к из рус. избы. Живем хорошо. Наш уют домашний каждому виден. В тесноте, быть может, да не в обиде!

Реб-к. Расскажите нам о своей семье.

Реб-к из рус. избы. Наша семья большая. Мы живем с батюшкой, его зовут Матвей Иванович, и матушкой, Дарья Петровна, с братьями и сестрами. Я старшая, Марья, это сестра моя младшая Настенька, и братишка Данила. Батюшка у нас кузнечных дел мастер. Его этому мастерству его отец научил. А нашего отца, наш дедушка. А нашего дедушку его дедушка. Так это дело и переходило из поколения в поколение. Поэтому весь наш род называется - род Кузнецовых.

Реб-к. А вы любите своих родителей?

Реб-к из рус. избы. Любим и уважаем своих родителей, потому что ведь золото, серебро не стареет, а отец и мать цены не имеют. Нет такого дружка, как родная матушка. И как говорит наша матушка: «Когда вся семья  вместе и душа на месте».

Реб-к. А где же ваши родители?

Реб-к из рус. избы. Матушка с батюшкой уехали на ярмарку за покупками, А нас дома оставили за хозяйством присматривать. Нам надо в избе убрать, обед приготовить, скотину накормить, двор убрать дел у нас много.

Реб-к. Какие вы молодцы. И одежда, у вас какая красивая.

Реб-к из рус. избы. Это мы с матушкой сами сшили. Батюшке с братьями рубахи – косоворотки и штаны шаровары. А себе сарафаны, да сорочки.

Реб-к. А кто же вышивает такие узоры на одежде?

Реб-к из рус. избы. Так мы и вышиваем. Еще мы вышиваем рушники.

Реб-к. Покажите нам, пожалуйста, эти рушники.

Реб-к из рус. избы. Вот они, эти полотенца.

Реб-к.. Так вот, что такое рушник. А вы пряжу прядете?

Реб-к из рус. избы. А как же. А потом из неё носки вяжем.

Реб-к... А что это у вас на ногах?

Реб-к из рус. избы .Онучи и сверху одеваем лапти. Наш дедушка много нам лыковых лаптей наплел. И братишку этому мастерству учит.

Реб-к. А, чем это у вас так вкусно пахнет?

Реб-к из рус. избы. А это мы обед приготовили. Присаживайтесь к столу, гости дорогие. Угощайтесь! Щи да каша пища наша. Всем, чем богаты, тем и рады. Ведь изба любая, знаете сами, не красна углами, а красна пирогами.

Дети угощают пирогами

Реб-к. Как вкусно. А где вы это все приготовили?

Реб-к из рус. избы. Угадайте загадку.

Зимой много ест,

Летом много спит,

Тело теплое, крови нет,

Сесть на нее сядешь,

А не везет.

Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит,

Кашу варит, блины жарит.

Что это?

Реб-к .Мы не знаем.

Реб-к из рус. избы .Так это печка. Ведь печка наша помощница. Без печи нет жизни в избе. В чугунке варим, а ухватом достаем.

Реб-к. А что же весь день в работе, даже не отдыхаете?

Реб-к из рус. избы. Почему же мы отдыхаем. Сделай дело и гуляй смело. А еще мы любим хороводы водить и в игры играть. Хотите поиграть с нами.

Дети: Да!

Проводится игра «Горелки»

Воспитатель. Спасибо, вам за интересные рассказ. Мы многое посмотрели, многое узнали.

Мама: Мы хотим вам подарить чудо-дерево, чтобы помнили о нас, и знали историю своих предков.

Воспитатель. Спасибо, вам за подарок. А нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, волшебные ворота затворись.

Воспитатель. Вам понравилось путешествие в прошлое.

Дети. Да.

Воспитатель. А чем понравилось?

(Дети делятся впечатлениями).

Воспитатель. А давайте украсим наш подарок чудо-дерево ленточками. Каждая ленточка – это член вашей семьи. Красная – мама. Синяя – папа, сиреневая – дедушка, оранжевая – бабушка, желтая – дети.

(Дети завязывают ленточки на дереве).

Звучит песня «Моя Родина»


Конспект образовательной области: «Познавательное развитие» и образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

в подготовительной группе "Моя семья"

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

  • Коррекционно-развивающие:

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

  • Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход:

Организационный момент.

"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."

Объявление темы.

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).

- А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).

- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Составление генеалогического древа.

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )

- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)

- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)

- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

Физминутка: "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Рассказы детей о членах семьи.

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)

Папа.

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

Младший брат.

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

Пальчиковая гимнастика.

Игровое упражнение "Кто пришёл?"

Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.

Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).

"Детский сад - моя вторая семья".

- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).

- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).

Итог занятия.

- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка».

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка»....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Методическая разработка в образовательной деятельности "Художественно- эстетическое воспитание в ДОУ" Нетрадиционные техники рисования для детей подготовительной группы..

Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способност...