«Профилактика эмоционального выгорания и эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе»
статья

Юлия Константиновна Ковальчук

Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем. Выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_po_emotsionalnomuvygoraniyu.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Семинар – практикум для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания и эмоциональных   нагрузок в педагогическом коллективе»

Подготовила – педагог – психолог – Ковальчук Ю.К.

г. Нижневартовск 2017г

Цель проведения:

Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем. Выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.

Группа участников: педагоги ДОУ

Ход семинара – практикума:

  1. Упражнение-активатор «Апельсин»

Передавая друг другу апельсин, участники дают любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

  1. Притча «Все зависит от того, на что ты настроен»

Один американец шёл со своим другом-индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити. Индеец внезапно воскликнул:

- Я слышу сверчка.

- Ты с ума сошёл, - ответил американец, окинув взором переполненную людьми в час пик центральную улицу города.

Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.

- Но, я правда слышу сверчка, - настаивал индеец, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения.

Потом он нагнулся, раздвинул листья растений и показал своему другу сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.

- Удивительно, - отозвался друг. - У тебя, должно быть, фантастический слух.

- Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен, - объяснил он.

- Мне трудно в это поверить, - сказал американец.

- Ну смотри, - сказал он и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет.

Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.

- Видишь, - блеснули глаза индейца, - всё зависит от того, на что ты настроен.

  1. Что такое эмоциональное выгорание?

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний.

Выделяются три ключевых признака СЭВ. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

  • физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
  • эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
  • поведенческие симптомы (во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка;  несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
  • интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу);
  • социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

4. Тест «Важней всего погода в ДОУ»

Примите результаты теста без обид и задумайтесь …

_Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой  и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри.  Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1.        Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

2.        Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3.        Съедаете что-то другое.

4.        Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Зная об особенностях сотрудников, можно Грамотно используйте свои сильные стороны  и не дать проявиться слабым.

  1.            Упражнение «Самореклама». Каждый участник в одном предложении должен сделать себе рекламу – сказать о том, что он умеет делать лучше всего.
  2. Рисуночный тест «Зима» 

На этой картинке изображен кусочек зимнего пейзажа. Дополните эту картину всеми необходимыми для вас деталями. Важный момент - вам необходимо нарисовать человека.

Расшифровка теста:

 - Если вы сделали упор на снежные сугробы, выделив каждый холмик штриховкой или тенями, то это может говорить, что в данный момент вы не чувствуете себя полностью счастливыми. Вероятно вас гнетут какие – то раздумья, душа полна переживаний.

 - Если в дополнение к сугробам вы полностью закрасили небо, делав его пасмурным, видимо вы пессимист по натуре или в вашей жизни наступила черная полоса.

 - Если Вы сделали упор на дом, приукрасив его, то это значит, что Вы жизнерадостный и счастливый человек. Главная ценность Вашей жизни – ваш дом, семья, близкие и друзья. Из общения с ними вы черпаете жизненные силы и энергию. Вы умеете наслаждаться жизнью и цените все ее дары.

 - Если Вы ярче всего выделили елочку, то это говорит о том, что ваша жизнерадостность – это ваш способ установления контакта с миром. Вас любят окружающие, потому что вы веселый и легкий в общении человек, вы никогда не перекладываете ни на кого свои проблемы, не жалуетесь на судьбу и не навязываете свое мнение. Вам нравится жить так, как выживете.

 - Снежинки в воздухе означают ваше желание получить новое впечатление, сменить обстановку, хоть ненадолго уйти от надоевшей реальности.

 - Человек на рисунке –это ваши жизненные силы на настоящий момент жизни. Если вы нарисовали человека возле елки, то это говорит о том, что вы полны сил и не чувствуете усталости, что вы ощущаете себя в потоке времени и не желаете ничего менять. Если человек нарисован между домом и елкой, то это значит, что вы нуждаетесь в некоторой стимуляции: возможно вам надо обрести мечту или просто влюбиться. Человек в доме говорит о том, что вы нуждаетесь в отдыхе, вы устали морально и физически.

7. Психологическая зарядка

Психологическая зарядка направлена на овладения приемами релаксации, способствует повышению энергетического потенциала педагогов.

  • Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче»
  • Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
  • Руки на талии, делая наклоны туловищем вправо – влево, повторить: «покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут и я помогу»
  • Положить на лоб левую ладонь, затем правую ладонь, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»

8.Просмотр ролика.

9. Береги своего внутреннего  кота!

Лелей у сердца тёплого кота!

Если скребётся он когтистой лапкой,

Прислушайся, ведь это неспроста,

Наверное, чего-то не в порядке.

Тревоги и печали не дают

Ему мурлыкать, разливая нежность.

Кот светится, когда в тебе поют

Осознанность, любовь и безмятежность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников

памятка по профилактике СЭВ у педагогических работников, понятие СЭВ,симтоматика...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогических работников (памятка)...

«Арт-терапия в профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» педагогов»

Презентация к занятию по профилактике и коррекции эмоционального выгорания педагогов «Арт-терапия в профилактике и коррекции синдрома «эмоционального выгорания» педагогов» ...

Профилактика и преодоление синдрома эмоционального выгорания педагога

Программа тренингов с педагогами дошкольных учреждений...

Презентация Тренинг для педагогов на тему: «Профилактика и устранение синдрома эмоционального выгорания у педагогов»

Профессия педагога очень энергозатратная. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты....