формирование КГН у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

рекомендации по формированию КГН у детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn_u_detey_2_let.docx363.69 КБ

Предварительный просмотр:

Культурно-гигиенические навыки у детей  2 – 3 летhttp://detochki-konfetochki.com/wp-content/uploads/2018/06/262cb6f1099bf1f4ef4092b9cf71590c.jpg

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребёнок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом, у ребёнка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа (мама) не моет руки перед приёмом пищи, то не стоит ждать от ребёнка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят «полулёжа» на стуле, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно всё имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем.

Ребёнок - это зеркальное отражение взрослых. Когда малыш кладёт руку в общее блюдо, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё «списывается» на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастёт и образумится. Однако, дитя вырастает, и, оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения ребёнку с ранних лет (самое позднее – до пяти лет, и только накануне школы родители начинают рассказывать ему о культуре гигиенических навыков), то они рискуют безнадёжно опоздать.

Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребёнок получает именно в семье.

Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пелёнок. Одним из первых навыков является навык аккуратного приёма пищи. Так, примерно, малышу с 1 года 2 месяцев следует давать ложку для самостоятельной еды, причём, сначала ребёнку нужно давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо; и только тогда, когда он научится самостоятельно есть кашу, можно дать ему жидкую пищу: суп, кисель, компот, простоквашу.

Ребёнка старше полутора лет желательно кормить за столом, отслеживая за тем, чтобы ребёнок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровень его согнутых локтей.

Во время приёма пищи необходимо следить за тем, чтобы: еда была не слишком горячей, не слишком холодной, ребёнок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо её пережёвывал, во время еды не разговаривал; не допускать: понуканий, поторапливания детей, «насильного» кормления. Кормление - очень ответственный момент в режиме дня. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f3ed79be79824e759607734d100db452&n=13

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Таким образом, детям 2- 3 лет необходимо прививать такие полезные привычки, как мытьё рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку, умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и «сморкаться» в носовой платочек.http://bychkova.ds34lmr.edumsko.ru/uploads/3000/5367/section/251768/sotrudniki/zolotovskaya_t.v./kgn/330026694634_272311350_img115.jpg

На первый взгляд, всё очень просто, а, на самом деле, для малышей это целая наука – наука освоения и применения культурно-гигиенических навыков.

С первого дня пребывания детей в группе начинается  работа  по воспитанию навыков одевания (раздевания): учимся  снимать и надевать колготки, носки, обувь. После тихого часа показываем детям, в какой последовательности необходимо одеваться.

Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду. У детей всегда есть желание самим расстёгивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому можно научить ребёнка также во время игры, справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Предложите малышу  раздевать и одевать куклу, застегнуть «молнию» на игрушечной сумке. При этом нужно учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддаётся освоению самой последней. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее бельё и носочки, пижаму, обувь – очень серьёзное достижение малыша.

Сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят ручки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинайте с поднимания  рукавов  кофточки. Объясните, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить». Дети сами начинают повторять эти слова. Необходимо дать ребёнку кусочек мыла, показать, как намылить руки и как смыть мыло; затем показать, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д. Не забывайте  хвалить малыша в случае успеха.

Ежедневно повторяйте  малышам, что всё, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце – объясните  назначение этих предметов. Правил должно быть немного, и они должны быть чётко сформулированы и понятны малышу.

http://gdush.centerstart.ru/sites/gdush.centerstart.ru/files/shkaf_v_razdevalkejpg_0.jpg

Эти потешки можно использовать при  формировании культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста в режимных моментах

При умывании

Знаем, знаем – да-да-да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку 

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

***

Кран откройся, нос умойся,

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойтесь уши, мойся шейка

Мойся шейка хорошенько.

Мойся, обливайся, грязь смывайсяhello_html_7ba2cd33.jpg

***

Я сегодня утром рано

Умывался из- под крана.

Я и сам теперь умею

 Вымыть личико и шею.

***

 Чисто умываемся,

 Маме улыбаемся.

При одевании

На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
***
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
  ***
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!

При приёме пищи

Кушай, кушай кашку

В голубенькой чашке

Кушай побыстрее, кушай веселее.

Кашка сладка, из густого молока

Из густого молока, да из манной крупки.

У того, кто кашу съест 

Вырастут все зубки.

***

Глубоко - не мелко корабли в тарелках

Луку -головка, красная морковка,

Петрушка, картошка, крупки немножко

Вот кораблик плывет, заплывает прямо в рот.

***

Ну, так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!

***

Час обеда подошел, 
Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

При расчёсывании

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

***

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

***

Расти, коса, до пояса

Не вырони не волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное развитие в формировании образа "Я" детей раннего возраста

Социальное развитие дошкольника,  его представления о себе и формирование  образа «Я» выстраивается с помощью взрослого, через знания и оценки, приобретаемые им на ранних этапах развит...

Формирование речи у детей раннего возраста средствами художественной литературы

Художественная литература раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, о...

"Малые фольклорные жанры в формировании речи у детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни."

Использование колыбельных, пестушек, прибауток, потешек  для  развития речи у детей раннего возраста....

Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».

В статье изложен материал по формированию игры у  детей раннего возраста. Игра-  это  процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимы...

Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей раннего возраста

                                    Перспективное планирование работы по формированию К...