Речевое развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС
статья (младшая группа)

о речевом развитии детей третьего года жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воробьева Елена Геннадьевна,

воспитатель

ГБДОУ  детский сад №57 комбинированного вида

 Колпинского района г. Санкт – Петербурга

«Речевое развитие детей раннего возраста в условиях введения ФГОС»

Детей третьего года жизни  отличает высокая речевая активность. В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности.

Развитие речи детей раннего возраста осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми. Вот почему так важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:

1.Владеет активной речью, включённой в общение;

2.Может обращаться с вопросами и просьбами;

3.Понимает речь взрослых;

4. Стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

5.Проявляет интерес  к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

6.Эмоционально откликается на различные произведения  культуры и искусства.

        Основной целью речевого развития является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития в соответствии ФГОС дошкольного образования:

1. Овладение речью как средством общения.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5. Развитие речевого творчества.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.  как предпосылки обучения грамоте.

Основными направлениями работы с детьми по развитию речи являются:

1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).

4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).

5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)

Методы и приемы развития речи детей раннего возраста:

1.Наглядные: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов,  рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание  картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

2.Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений,

заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

3.Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

Условия развития речевой активности детей раннего возраста в условиях ФГОС:

  1. Внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ малыша. В результате ребёнок сам становится активно действующим лицом.

2.Организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

3.Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

При его организации я следую требованиям дидактики. Предусматриваю время проведения игр-занятий по речевому развитию.

Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости, но  не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда малыш еще находится в несколько заторможенном состоянии; сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми провожу небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально. При подготовке к занятию я определяю  программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумываю, какой материал давать детям, как эффективней его преподнести. Предусматриваю варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый малыш принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

 А так же, игры-занятия с детьми провожу в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал подбираю так, чтобы он был динамичным, ярким, звучащим.

4.Создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.

5. Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.

Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день я  рассказываю  родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали.

Существуют специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности, такие как:

1.Разговор взрослого с самим собой в присутствии детей («Сейчас мы пойдем одеваться на прогулку»,  « Будем мыть ручки с мылом, чтоб они были чистые» и т.д.);

2.Провокация – искусственное непонимание действий ребенка;

3. Распространение – дополнение сказанного ребенком;

4. Использование игровых упражнений совместно с ребенком;

5.Выбор – предоставляю ребенку возможность выбора;

6.Игры с природным материалом;

7.Продуктивные виды деятельности;

8. Замещение;

А также,  использую упражнения по развитию речи у детей раннего возраста:

1. По развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.

Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазлы; лепка пластилином,  перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры («Хитрый ёжик», «1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять» и т.д.)

2. Упражнения с артикуляционным аппаратом: «чистим зубки», «месим тесто» и т.д.

3. Голосовые упражнения.

4 Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки – ла – ла – ла – у нас новая юла; за – за – за – начинается гроза)

Виды игр-занятий по развитию речи с детьми раннего возраста, которые я использую в своей работе.

1.  По формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

 - по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род.падежа);

 - занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

 - занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);

 - занятия по ознакомлению с художественной литературой.

2.Занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т. д.)

 - занятия с применением изобразительной наглядности, где в качестве наглядных средств использую  игрушки (показ одной игрушки с целью с ознакомления с её особенностями; сравнение двух игрушек для определения сходства и различия между ними; выбор одной среди нескольких; показ нескольких игрушек «Чудесный мешочек»; отыскивание и перебежки с целью рассматривания и рассказывания об игрушках и др.;

 - занятия, где в качестве наглядных средств использую  изображение предметов, игрушек на картинках (индивидуальные занятия – с одной картинкой - с двумя картинками - количество картинок увеличивается до 6-8 и более. Постепенно ввожу  картинки, на которых знакомые предметы изображены в действиях. (Например: «Посмотрите, вот куколка сидит. Кукла спит в кроватке.») При повторных показах задаю вопросы: «Соня, что на этой картинке? Что делает кукла?». Затем занятия с картинками приобретают новое содержание: при показе картинок объясняю основной смысл изображенного, раскрываю сюжет.

В работе с детьми по развитию речи использую художественное слово. Особенно произведения устного народного творчества. Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками,  применяю наглядность (показываю движения, действия или привлекаю для этого игрушки). Ребенка учу слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

Ранний возраст - особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе  - это необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.

Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическое обеспечение сенсорного развития детей раннего возраста по теме "Транспорт"...

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.

Набирая детей раннего возраста, я поставила задачу перед собой - речевое  развитие детей раннего возраста ,стимулирование их активной речи....

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС."

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"....

Консультация для педагогов «Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитнии детей...