Статья: Как научить ребёнка младшего и среднего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры.
статья (средняя группа)

Шаповалова Юлия Владимировна

Задачей педагога является формирование умения принимать и обозначать словесно игровую роль; формирование ролевого поведения (выполнять условные предметные действия в соответствие с ролью; уметь говорить от лица роли).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry_sredniy.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Как научить ребёнка младшего и среднего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры.

Шаповалова Юлия Владимировна
Статья: Как научить ребёнка младшего и среднего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры.

На каждом возрастном этапе развития ребёнка свой ведущий тип деятельности, у детей дошкольного возраста это игра. В сюжетно-ролевой игре развивается общение, произвольное поведение, речь, математические представления и т. д.

У ребёнка четвёртого года жизни должны быть сформированы условные игровые действия, он может осуществлять цепочку игровых действий, продолжать по смыслу игровое действие партнёра, сопровождать действие словом.

Задачей педагога является формирование умения принимать и обозначать словесно игровую роль; формирование ролевого поведения (выполнять условные предметные действия в соответствие с ролью; уметь говорить от лица роли).

Взаимодействие взрослого и детей проходит в несколько этапов.

В самом начале обучения педагог берёт на себя выполнение главной роли, подбирает атрибуты, разворачивает сюжет. Свою роль он называет многократно в течение игры и даёт образец ролевого поведения. В этом возрасте игровые действия должны быть простыми, понятными и основное внимание направлено на развитие ролевой речи. Дети приглашаются на второстепенные роли. Постепенно главную роль необходимо передать ребёнку, а взрослому принять на себя дополнительную роль и косвенными приёмами стимулировать ребёнка в главной роли, вовлекать других детей в роли. В дальнейшем происходит замыкание взаимодействия детей друг с другом. Педагог придумывает развитие сюжета с позиции своей второстепенной роли. В игре применяются прямые приёмы руководства игрой, когда сам педагог даёт образец действий. А так же косвенные приёмы в других видах деятельности, которые предшествуют игре (наблюдения, прогулки, беседы, рассматривание картин). Очень важно уделять внимание развитию речи.Для этого можно использовать следующее:

- разыгрывание произведений по ролям (здесь не нужно требовать чёткого воспроизведения диалога, главное чтобы ребёнок сказал от лица роли);

«телефонный разговор» (для отработки навыка ведения диалога воспитатель звонит и задаёт вопросы);

- использование сказок с повторяющимися действиями (дети могут сами придумать диалог);

Развивающая среда должна легко трансформироваться, у детей должны быть тематические наборы, краткие и лаконичные атрибуты.

Нас порадует если:

- к концу четвёртого года ребёнок самостоятельно развёртывает ролевые действия и сопровождает их ролевой речью;

- речь направлена на кукольных персонажей или партнёра по игре;

- ребёнок осуществляет парное ролевое взаимодействие (называет свою роль,

обращается к партнёру по роле, строит короткий диалог);

Задачами в работе с детьми пятого года жизни станут: формирование умения менять роль в процессе игры, обозначать новую роль словом; формировать умение изменять ролевое поведение (в зависимости от новой принятой роли, от роли партнёра, от игровой ситуации).

Для зачина игры воспитатель берёт на себя главную роль. Даёт детям понять, что игра трансформируется и в дальнейшем выполняет второстепенную роль. Так как сюжет игры в данном возрасте однотемный и многоперсонажный эффективно ввести вторую главную роль. Постепенно происходит замыкание детей друг на друге. При этом ролей должно быть больше чем детей, иначе ребёнок лишается возможности перехода ролей.

Нас порадует если:

- ребёнок меняет свою роль на протяжении игры;

- обозначает для партнёров новую роль словом;

- устанавливает различные ролевые связи в игре;

- меняет ролевое поведение в зависимости от игровой ситуации, от роли партнёра;

- способен к динамичному развёртыванию сюжета;

- свободно вступает взаимодействие, подключается к уже играющим;

В результате игры ребёнок получает максимальное развитие.

(в статье использованы материалы книги «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Михайленко, Н. Короткова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры »

Практико-значимый проект«Развитие эмоций у детей среднего дошкольного возрастав процессе сюжетно-ролевой игры »...

Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного  возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...

Консультация для родителей: "Как научить ребёнка младшего и среднего дошкольного возраста играть в сюжетно-ролевые игры".

На каждом возрастном этапе развития ребёнка свой ведущий тип деятельности, у детей дошкольного возраста это игра. В сюжетно-ролевой игре развивается общение, произвольное поведение, речь, математическ...

Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр

Рекомендации  по  формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр ...