Система образования в Японии
занимательные факты

Мойкина Екатерина Денисовна

Факты о системе образования в Японии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Система образования в Японии19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Система специального образования Японии

История специального образования в Японии

В Японии образовательная система как система существует с 1872 года. Для того чтобы эта система была  эффективной, деятели образования того времени проходили обучение в Европе и Америке. Стало ясно, что необходимо создавать образовательную систему, ориентированную не только на здоровых детей, но и на детей с особыми нуждами. В 1878 году появилась первая специальная школа для детей-инвалидов. Она была специализирована для детей с нарушениями зрения и слуха. В 1940 году появилась школа для детей с умственной отсталостью.    Позднее    в   обычных   школах   стали   появляться специальные классы  для детей-инвалидов. В настоящее время по всей стране во многих начальных и средних школах существуют специальные классы для детей с особыми нуждами.

После окончания Второй мировой войны в 1945 году японская система образования сильно изменилась. Согласно новой Конституции за всеми детьми было признано право «получать образование в соответствии с возможностями», и Основной закон об образовании гарантировал это право. Продолжительность обязательного образования в Японии составляет 9 лет (6 лет начальной школы, 3 года средней школы), не изменилась она и сейчас. Дети начинают обучение  в школе с 6 лет.

В отношении специального образования: с 1993 года в общих школах  вдобавок к специальным классам была введена система факультативного обучения в общем потоке. Например, один раз в неделю ребенок посещает специальный кабинет, где проходит специализированное обучение. В настоящее время услугами этой системы пользуются дети с речевыми нарушениями, нарушениями слуха, трудностями в обучении, гипердинамией, аутизмом и т.п.  

В Законе о школьном образовании определены начальные школы, средние школы, высшие школы, а также специальные школы, школы для слепых и глухонемых. В специальных школах обучаются дети с умственной отсталостью, нарушениями двигательной сферы или с физической ослабленностью. Школы для слепых и глухонемых детей вошли в систему обязательного образования в 1948 году, в 1979 году специальные школы в Японии стали обязательными. Благодаря этому сейчас в Японии все дети, независимо от степени тяжести нарушения, получают образование в школе. Дети, которые не могут посещать школу вследствие своего дефекта, обучаются на дому.  Традиционно образование детей-инвалидов в Японии называлось «специальным образованием»), однако с 2007 года стал употребляться термин «специализированное образование.  Все специальные школы, школы для слепых и глухонемых детей стали называться школами для детей со специализированными нуждами. Дети с тяжёлыми нарушениями обучаются в школах для детей со специализированными нуждами, а дети со сравнительно легкими нарушениями учатся в специализированных классах общих начальных и средних школ.

Следует отметить, что благодаря этим изменениям охват детей,  нуждающихся в специализированной помощи, расширился. Раньше дети с отклонениями в развитии (без наличия умственной отсталости)  обучались в общих классах школы и были лишены специализированной поддержки.  Но в 2001 году специальная комиссия указала на необходимость оказания специализированной педагогической поддержки и с 2007 года дети с отклонениями в развитии (без наличия умственной отсталости)  также стали объектом специализированной поддержки.

В 2002 году было проведено общенациональное исследование. Анализ результатов показал, чтоб в общих классах начальных и средних школ около 6,3% учеников имеют отклонения в развитии без наличия умственной отсталости.

В Японии термин «отклонение в развитии» толкуется неоднозначно. Его традиционное определение    и    определение, используемое административными органами, не являются одинаковыми. Традиционно этот термин был обнародован в Америке в 1970-е годы. Он  был закреплен законодательно и охватывал умственную отсталость, психические расстройства и явную отсталость в период раннего развития.  

Закон о поддержке детей с отклонениями в развитии, параграф 1, пункт 2. Согласно этому закону термин «отклонение в развитии» определяется как аутизм, синдром Аспергера и другие распространяющиеся отклонения в развитии, трудности в обучении, гипердинамия и другие подобные нарушения, связанные с функцией головного мозга, обычно проявляющиеся в раннем возрасте.

Сейчас японские детские сады делятся на два вида — существуют садики для работающих мам и детские центры для домохозяек. В зависимости от своего статуса женщина может выбрать место, куда она отдаст ребенка.

По японским традициям замужняя женщина, родившая ребенка, становится домохозяйкой. Она прекращает работать и посвящает себя детям, мужу и быту. Но за последние пять лет появилась прослойка женщин, которые хотят работать и быть материально независимыми. Как раз для них и существуют детские сады полного дня: они открываются ранним утром и работают до самого вечера. Они могут быть как частными, так и государственными.

По японским законам, в этих детских садах действует гибкая система ценообразования: например, неполная семья или же семья со скромным доходом будет платить в разы меньше, чем более обеспеченные родители. И разница будет существенной: полная стоимость детского сада достигает 600 долларов, а льготная цена может составить 200–100 долларов.

Детей делят на три группы — младшую, среднюю и подготовительную. Им обычно дают названия цветов — ландыши, подсолнухи и так далее. Деление происходит по возрасту. Учебный год начинается в апреле, поэтому дети, рожденные с 1 апреля по 31 марта следующего года, считаются одногодками и идут в одну группу или в один класс. Работающая мама может отдать в детский садик ребенка уже с двух месяцев. По закону, на двух грудничков приходится один взрослый. Так что родитель, оставляя своего ребенка, может быть уверен в том, что его убаюкают и он будет под присмотром.

Такой детский сад подразумевает собой просто присмотр, образовательная программа тут не слишком сильна. Да и игрушек всегда минимум: кубики, оригами, настольные игры — и это все. Воспитатели делают акцент на общение между детьми, считая, что они сами должны придумывать игры и развлекать себя.

Сады для неработающих мам принимают детей только с трех лет. У японцев считается престижным посещать такой детский сад. Там существует своя форма и атрибутика. Чаще всего он работает неполный день, так что уже в 14:00 детей развозят по домам. Здесь действует фиксированная цена, которая не зависит от доходов семьи. И чтобы сюда поступить, родители платят членский взнос. В среднем цена составляет 300–400 долларов в месяц, включая питание.

Здесь с детьми занимаются разные педагоги, делается акцент на развивающие занятия. Родители тоже принимают активное участие в жизни детского сада, их обычно подключают к организации праздников. Мамы круглый год вовлечены во все мероприятия.

Воспитатели и учителя начальной школы — это друзья детей. Ребенок может залезть к своей воспитательнице на плечи, повиснуть на ноге. Как он общается со своими сверстниками, так он общается и с воспитателями. Если посмотришь на эту картину со стороны, то подумаешь, что этих детей даже не пытались воспитывать. Русских, живущих в Японии, такой подход возмущает, поскольку ребенок может пнуть взрослого человека, ударить его по макушке, а ответной реакции на его действия не последует. Просто у японцев это не считается агрессией. Воспитатели объясняют, что такой подход помогает ребенку легче адаптироваться в детском саду и привыкнуть к новым для него людям.

Однако фривольное поведение детям прощается до определенного момента. Жесткость в воспитании появляется за три месяца перед выпуском в школу. С декабря японские воспитатели резко становятся строгими. Они считают, что ребенка нужно морально подготовить к тому, что он будет первоклассником, который должен реагировать на замечания и выполнять просьбы учителей. Родители отмечают, что в этот период дети перестают любить детские сады. Так оно и есть. А когда родители интересуются, что же случилось, то воспитатели говорят, что это необходимость и традиция.

За три месяца до окончания детского сада воспитателям удается сделать из ребят приличных и дисциплинированных детей. Но когда ребенок идет в первый класс, он возвращается к тому, что было в детском саду: в первые месяцы все строится на играх и общении. Так что не всегда понятно, зачем они приучают к этой дисциплине в садике, если все возвращается на круги своя в школе. В России процесс воспитания происходит плавно, и ребенок сразу понимает, что от него требуется.

О педагогике

В японских детских садах нет образовательной методики. Есть годовой план мероприятий, вокруг которых вертится жизнь детского сада. Если в российских детских садах, помимо воспитателя, есть учителя музыки, ИЗО, физкультуры, то в Японии все занятия преподаёт один человек. Это, конечно, плохо, поскольку он не может быть специалистом во всем.

У воспитателей нет серьёзного педагогического образования. Любая женщина, имеющая высшее образование, идёт на курсы, на которых преподаётся оказание первой помощи, музыка и ещё несколько предметов. В течение полугода она оканчивает эти курсы и получает удостоверение, с которым может работать воспитателем. Получается, ещё год назад она работала бухгалтером, а через полгода уже может оказаться в детском саду. Хотя такой подготовки специалистов, как в России, здесь нет, но японки действительно искренне любят детей. Иногда видишь, как воспитатель общается с ребенком, и умиляешься: казалось бы, они целый день провели вместе, а она у него все что-то спрашивает и отпускать не хочет. Может, японцы и не воспитатели по образованию, но воспитатели по душе точно. Азиаты вообще боготворят детей и относятся к ним не как к порослям, а как к своему будущему. Нет ни криков, ни порицания. А если ребенку и делают замечание, то оно настолько завуалированно, что тот сам никогда не поймет, что речь идет о нем.

Еще родители до последнего момента не знают, кто будет воспитателем у ребенка. Там нет возможности выбрать самим. Причём воспитателей меняют каждый год. Они говорят, что дети должны привыкать к разным людям и новым требованиям. Но дети переживают эти перемены тяжело.

В детском саду нет цели подготовить ребенка к школе, повысить уровень его знаний и развить навыки. Зато воспитатель может подойти к родителям и сказать: «Ваш ребенок не умеет пользоваться палочками». И они не попытаются его обучить, но озадачат тебя этим вопросом. Японский детский сад — это общение. Больше он не подразумевает никаких занятий. Поэтому родители должны быть готовы сами взяться за обучение ребенка.

О школе

В школе учителя редко повышают голос, но у них получается совершенно ненавязчиво сохранять дисциплину. Вместо крика они используют картинки, которые объясняют детям правила поведения. Но они не пишут: «Ты должен!». Вместо этого они, например, рисуют какого-то воробушка, который то открывает клюв, то закрывает. А смыл такой: когда начинается перемена, мы разговариваем, а во время урока мы клювики закрываем. Вроде бы обычная картинка, но на детей она действуют лучше, чем любые угрозы и крик. И получается, что сами дети любят и соблюдают дисциплину.

Русские мамы жалуются на то, что японское образование поверхностное. Действительно учителя не дают исчерпывающей информации по каждой теме. Их система обучения напоминает лекционные занятия в университете: есть тезисы, есть лекция, а дальше ты изучаешь предмет самостоятельно. Так и в японских школах: они считают, что дают необходимый минимум, а дальше можно взять книги и углубиться в интересную для тебя тему. Когда я, например, училась в русской школе, то мечтала о таком образовании, которое существует в Японии. Если японца что-то зацепило, то он это увлечение пронесет через всю жизнь. Даже хобби они доводят практически до уровня профессионализма. И образование рассчитано именно на таких людей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.

Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Мотивация и демотивация педагогов дошкольного образования в условиях реформирования системы образования.

Исследование современной системы дошкольного образования позволило мне и моему соавтору Новосельцевой Натальей Михайловной характеризовать и объективно оценить работу и работников детских садов на при...

Дошкольное образование в Японии

Дошкольное образование в Японии...

"Обеспечение качественного образования дошкольников с ОВЗ в образовательном учреждении" (августовское совещание работников системы образования Омской области, 2018 год)

Выступление на августовском совещании работников системы образования Омской области "Развитие единого образовательного пространства: актуальные направления и их реализация на территории Омской об...

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Ценности образования в Японии

Реферат для педагогов....