Перспективное планирование по грамоте (старшая группа)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Немченко Наталья Анатольевна

Перспективное планирование на год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_perspektivnoe.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬ

Тема

Задачи

Литература

1

ДИАГНОСТИКА

2

ДИАГНОСТИКА

3

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО».

ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ.

ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ

дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;

дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов; знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).

конспект

4

СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.

СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов; воспитывать речевое внимание, фонематический слух; поощрять речевую активность детей в словесных играх;

упражнять в ориентировке на листе бумаги.

конспект

ОКТЯБРЬ

Тема

Задачи

Литература

1

«ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ.

ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ

пробудить интерес к окружающему миру; расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами; упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений; упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова); познакомить детей с графическим изображением предложения на доске; развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).

конспект

2

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ИЗ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ШТРИХОВКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами; упражнять детей в выделении предложений из текста и в составлении рассказа из небольших предложений; воспитывать культуру речевого общения; упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат);

формировать быструю реакцию на слово.

конспект

3

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО «ЖИВОЙ МОДЕЛИ». МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ

закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте; познакомить детей с составлением предложения по «живой модели»;

дать знание о многозначности слов; воспитывать речевое внимание; развивать творческое воображение детей.

конспект

4

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ОПОРНЫХ СЛОВ

формировать у детей умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов; побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;  упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений;

развивать глазомер, мелкую моторику.

конспект

НОЯБРЬ

Тема

Задачи

Литература

1

ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «СЛОГИ». ЗНАКОМСТВО С ОДНОСЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ

формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку; помочь детям осознать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами);

упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами; развивать глазомер и мелкую моторику рук.

конспект

2

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ И СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ

упражнять детей в делении слова на слоги;

закреплять умение составлять слова из слогов;

развивать мелкую моторику.

конспект

3

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «ЗВУК»

упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста; закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;

обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь; закреплять правила штриховки.

конспект

4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ

В СЛОВАХ. НАХОЖДЕНИЕ В СЛОВАХ

СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА И ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ

ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА

упражнять детей в определении количества слогов в словах; закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);

развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; воспитывать речевое внимание и фонематический слух; развивать микромоторику.

Конспект

ДЕКАБРЬ

Тема

Задачи

Литература

1

НАХОЖДЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА

В СЛОВЕ. СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРА ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ

И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ ЛИНИЙ

формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму;

закреплять в процессе игры знания детей о предложении; упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний); упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

конспект

2

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ. СОСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ

ГОЛОСОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ

упражнять детей в делении слов на слоги; закреплять в словаре детей названия цветов;

познакомить детей со способом составления предложений по словосочетаниям;

закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове; воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

конспект

3

ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ

СЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЗВУКА

В СЛОВАХ. ВЫДЕЛЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА ПРЕДЛОЖЕНИЙ

помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками; обогащать словарь;

закреплять умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах; формировать у детей способность выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу; развитие мелкой моторики.

конспект

ЯНВАРЬ

Тема

Задачи

Литература

1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ЗВУКА

В ЛЮБОЙ ЧАСТИ СЛОВА. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

обогащать словарный запас детей;  продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова; совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах; продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова; помочь детям составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука; развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

конспект

2

ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «АУ»

познакомить детей со схемой звукового состава слова; научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; упражнять детей в произношении слова в соответствии с движением указки по схеме; закреплять умение детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

конспект

3

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МАК»

совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ; развивать творческое воображение, фантазию; познакомить детей со звуковым составом слова «мак»; побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;

 продолжать помогать детям осваивать ориентировку на листе бумаги.

конспект

ФЕВРАЛЬ

Тема

Задачи

Литература

1

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ

закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом»; упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему; закреплять представление о предложении.

конспект

2

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДЫМ».

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ «И»

закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; познакомить детей со звуковым анализом слова «дым»;

продолжать совершенствовать умение находить в словах одинаковые звуки;

упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте;

развивать тонкую моторику, координацию речи с движением; работать над темпом и ритмом речи; дать детям представление о составлении предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».

конспект

3

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СЫР». ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК»

познакомить детей со звуковым анализом слова «сыр»; упражнять в сравнении по звуковому составу слова «сыр» и «дым»;

познакомить детей с понятием «гласный звук»; совершенствовать умение детей составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».

конспект

4

БЕСЕДА О ЗИМЕ.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ШАР».

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ

совершенствовать умение детей слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога;

развивать представление детей о зиме.

развивать фонематический слух детей;

закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; помочь детям самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»;  развивать умение детей находить в словах одинаковые звуки; называть слова с определенным звуком в заданном месте; упражнять детей в составлении предложений из 2, 3,4 слов

конспект

МАРТ

Тема

Задачи

Литература

1

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «ЖУК» И «ЛУК». СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

закреплять умение интонационно выделять звук в слове; расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение; продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»; совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу; продолжать закреплять умение составлять предложения из 2, 3, 4 слов; упражнять детей в штриховке предметов (в разном направлении).

конспект

2

ПОДБОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА

ПО ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЕ.СОСТАВЛЕНИЕ

ГРАФИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

С ПРЕДЛОГАМИ

. упражнять детей в подборе определений к существительным; развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему; упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами; воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора.

конспект

3

РАЗВИТИЕ

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ. ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

упражнять- детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям;

совершенствовать умение детей «записывать» предложение графически;

упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив;

создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.

конспект

4

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «НОС» И «РОТ». ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

упражнять в подборе однокоренных слов;

развивать умение производить звуковой анализ слов; закреплять понятие «согласный звук»; развивать мелкую моторику.

конспект

АПРЕЛЬ

Тема

Задачи

Литература

1

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ

«МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК».

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КОТ» И «КИТ»

совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности; формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука [к'] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу; формировать правильный захват пальцами орудия письма.

конспект

2

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

«МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК».

ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ ДВУХ- И ТРЕХСЛОЖНЫХ СЛОВ

упражнять в подборе существительного к исходному слову -прилагательному, ориентируясь на окончание последнего;

развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно; совершенствовать умение детей делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

продолжать формировать правильный захват пальцами орудия письма; развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию.

 

конспект

3

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ОСЫ»

активизировать словарь детей по теме «Человек и его тело», закрепить названия цветов; познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»; отрабатывать умение детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме; упражнять детей в делении слов на слоги; развивать умение у детей удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжать формировать щепоть.

 

конспект

4

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «РОЗА».

ЗНАКОМСТВО СО СЛОГООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛЬЮ

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

активизировать речевую деятельность детей; помочь детям освоить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков; познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

конспект

МАЙ

Тема

Задачи

Литература

1

«ВЕСЕННИЕ ДЕНЬКИ». ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛУНА»

активизировать знания детей при отгадывании загадок, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадок; упражнять в подборе определений к существительным;

продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков; упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком; совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

развивать мелкую моторику.

конспект

2

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСА».

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ

«ЛУНА» И «ЛИСА»

расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь; упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»); совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу; развивать мелкую моторику.

конспект

3

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «МУХА».

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ

ГРАММАТИКИ

упражнять в подборе глаголов,

соответствующих весенним явлениям природы;  совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами; упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»);                           активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению; развивать мелкую моторику.

конспект

4

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «САНИ».

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ

ГРАММАТИКИ

упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы; продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами; упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»); активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье; развивать мелкую моторику.

конспект

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
СТАРШАЯ ГРУППА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование аппликации в старшей группе детского сада.

Перспективное планирование аппликации в соответствии с лексическими темами....

Перспективное планирование по ПДД старшая группа

Перспективное планирование по ПДД старшая группа...

Перспективное планирование по конструированию (старшая группа)

Учить детей создавать постройку, отвечающую определённым требованиям. Формировать у детей обобщённые представления и знания. Закреплять умение делать перекрытия....

Перспективный план "Обучение грамоте" старшая группа

Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком. Познакомить с условным обозначением звука «А» - красный квадрат. Познакомить с печатны...

Перспективное планирование работы в старшей группе "Подготовка к обучению грамоте"

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что шестой год жизни ребенка является периодом  высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи...