"Мастерская Матушки Природы"
учебно-методический материал (старшая группа)

Коваль Альфия Вахитовна

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по продуктивной деятельности  социально-значимой направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_prirody.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                                           

         

План кружковой работы:

«Мастерская Природы-Матушки»

2017-2018 учебный  год

Железногорск

2017

Рабочая программа кружка «Природная мастерская»


     
Пояснительная записка


         
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к  общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к  творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем является их встреча с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а  с овладением навыков придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево или веточка, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру.

 

Актуальность

       Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

      Трудовая деятельность в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данного кружка.

Цель кружка

           Формирование социально-нравственного воспитания, обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения через трудовую деятельность с природными материалами.

Задачи

1. Обучающие:

– Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки или открытки из природного материала);

–    Научить детей технике работы с природным материалом.

2. Развивающие:

– Развивать творческое самовыражение ребёнка через полученные знания и умения;

– Способствовать развитию воображения, восприятия, волевых качеств, творческих способностей, художественного вкуса.

3. Воспитательные:

– Пробуждать в детях интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней;

– Формировать чувство коллективизма, воспитывать стремление к совместной деятельности;

– Формировать интерес к работе с природным материалом.

Структура занятий

  1. Формирование положительной мотивации трудовой деятельности;
  2. Рассматривание образцов, обсуждение;
  3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
  4. Выбор природного и бросового материала;
  5. Самостоятельная или коллективная  работа детей (помощь педагога);
  6. Физкультурная минутка;
  7. Анализ готовой работы.

Режим занятий


Количество детей в группе – 22 человека.
Занятия проводятся по подгруппам (6-7 детей) или совместно.
Продолжительность одного занятия составляет 1 час.
Режим занятий 1 раз в неделю.

Перспективный план работы кружка  в старшей  группе на 2017- 2018 гг.

Сентябрь

НОД

Цель и задачи

Формы и методы

1.

«Птичья столовая». Заготовка корма и семян (семена арбуза, дыни и т.д.)

1. Формировать экологическую культуру детей. Осознанного, правильного, заботливого отношения к птицам.

1.Беседа «Помоги птицам зимой».

2.Чтение художественной литературы.

3.Заготовка корма и семян (семена арбуза, дыни и т.д.) совместно с родителями.

2.

27 сентября - День дошкольного работника

1. Уточнить представления детей о многообразии профессий в ДОУ.

2.Показать значение труда сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

1. Беседа с детьми о Дне дошкольного работника и о их работе в целом.

2. Продуктивная деятельность. Аппликация из природного материала для сотрудников детского сада.

3.

«Город, в котором я бы хотел жить»

1.Способствовать развитию потребности принимать личное участие в сохранности и чистоте территории детского сада и самого города. 2.Формировать бережное отношение к природе, экологическую ответственность.  

1. Беседы: «Помогите природе», «Мусору – нет!». 2.Трудовая деятельность. Уборка территории детского сада, парка (озера) с привлечение родителей.

3.Сбор природного материала для следующих работ.

Октябрь

НОД

Цель и задачи

Формы и методы

4.

1 октября – Международный день пожилых людей

1.Воспитание доброго, уважительного отношения к пожилым людям.  2.Сформировать знания детей о том, что пожилые люди нуждаются в их поддержке, помощи и заботе.                3.Укрепить духовную связь между поколениями. 4.Знакомство с историей возникновения праздника.  

1. Беседа «День пожилых людей».

2.Знакомство с историей возникновения праздника.  

3. Продуктивная деятельность. Выставка рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка».

4.Чтение художественной  литературы.

5. Продуктивная деятельность. Саше - своим бабушкам и дедушкам.

 Дом престарелых – «Поделись своим урожаем».

5.

Зоопарк.   Акция «Поможем пережить зиму»

1. Формировать экологическую культуру детей. Осознанного, правильного, заботливого отношения к животным.

2.Закрепить понятие о необходимости помогать птицам и другим животным в холодное время года.               

 1.Беседа «Зачем нужно помогать животным в холодное время года?».

2.Чтение художественной литературы.

3.Заготовка корма и семян совместно с родителями.

Ноябрь

НОД

Цель и задачи

Формы и методы

6.

12 ноября – «Синичкин день».

1.Расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;              2.Закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;                3.Прививать детям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, приучить их заботиться о птицах.

1. Беседа- мотивация «Почему мы должны помогать птицам».                  

2. Просмотр картинок, иллюстраций с разными птицами.

3.Чтение художественной литературы.

4. Продуктивная деятельность. Изготовление кормушек совместно с родителями.

5.Выставка работ.

7.

27 ноября – День матери.

1.Воспитывать уважение и бережное отношение к матери;

2.Развивать чувства долга и ответственности за свои поступки;

3.Поощрять творческие способности детей, углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через продуктивную деятельность.

1.Беседа о возникновение праздника.

2.Чтение художественной литературы.

3.Выставка «Мамины умелые руки».

4. Продуктивная деятельность. Изготовление оберега для мам.

5.Продуктивная деятельность. Рисование портрета матери.

Декабрь

НОД

Цель и задачи

Формы и методы

8.

 Неделя в декабре «Зимняя планета детства»

1.Закреплять умение работать сообща, радоваться результатам своего труда.

2.Воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, взаимопомощь.

Строительство снежных фигур и горки на участке детского сада с использованием (в украшении) природного и бросового материала.

9.

«Скоро Новый год!»

1. Развивать у детей умение составлять план создания подарка- сюрприза;       2.Развивать воображение детей, желание сделать подарок красивым; 3.Способствовать проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения задания.

4. Напомнить  детям о доброжелательном и заботливом отношение к родителям.

1.Беседа

2.Выставка поделок детей с родителями

3.Украшение группы для праздничного настроения.

4. Продуктивная деятельность. Подарок – сюрприз родителям «Заснеженная ветка» (эксперимент).

                                                 

                                                         Январь

НОД

Цель и задачи

Формы и методы

10.

Акция «Помоги пушистикам!»

1. Формировать экологическую культуру детей. Осознанного, правильного, заботливого отношения к бездомным животным .

2.Закрепить понятие о необходимости помогать «братьям нашим меньшим» в холодное время года.        

1.Помощь городскому обществу бездомных животных. Заготовка корма совместно с родителями.

11.

Посадка тюльпанов (цветы для мамы на 8 марта)

1.Воспитывать уважение и бережное отношение к матери;

2.Развивать чувства долга и ответственности за свои поступки;

3.Поощрять творческие способности детей, углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через трудовую деятельность.

1.Покупка луковиц тюльпанов, земли, удобрений и ящиков для рассады.

2.Трудовая деятельность. Уход за посаженными цветами.

3.Наблюдение за ростом цветов.

Февраль

НОД

Цель и задачи

Формы и методы

12.

23 февраля – День защитника Отечества

Продолжать формировать представление детей о защитниках отечества, закрепить и пополнить знания о Российской Армии, развивать познавательные и творческие способности детей, воспитывать уважение к защитникам Отечества и своему папе.

1.Беседа о возникновение праздника.

2.Чтение художественной литературы.

3.Выставка фотографий и рисунков «Мой папа- лучше всех».

4. Продуктивная деятельность. Изготовление поздравительной открытки к Дню Защитника Отечества.

Март

НОД

Цель и задачи

Формы и методы

13.

1 марта – Всемирный день кошек.

1.Обобщить и дополнить знания детей о разнообразном мире кошек.              2.Воспитывать любовь и заботливое отношение к «братьям нашим меньшим».  3.Формировать экологическую культуру детей. Осознанного, правильного, заботливого отношения к кошкам.

1. Беседа о возникновении праздника.                  

2. Просмотр картинок, иллюстраций с разными видами семейства кошачьих.

3.Чтение художественной литературы.

4.Выставка фотографий и рисунком «Я и мой пушистик».

14.

8 марта – Международный женский день.

1.Воспитание чувства любви, нежности, уважения, чуткости к женщине;

2.Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, любовь и заботу о маме, бабушке, желание сделать им приятное, порадовать их подарком, выполненным своими руками.

1. Беседа о возникновении праздника.                  

2.Чтение художественной литературы.

3.Продуктивная деятельность. Изготовление поздравительной открытки, вручение тюльпанов. Бабушкам и сотрудникам детского сада «Весенний привет!» - Стенгазета- поздравление  из природного и бросового материала.

Апрель

НОД

Цель и задачи

Формы и методы

15.

1 апреля – Международный день птиц.

1.Расширить представления детей о перелетных и зимующих птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;              2.Закрепить понятие о необходимости помогать птицам;               3.Прививать детям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, продолжать приучать их заботиться о птицах.

1. Беседа- мотивация «Почему мы должны помогать птицам».                  

2. Просмотр картинок, иллюстраций с перелетными и зимующими  птицами.

3.Чтение художественной литературы.

4.Выставка рисунков

«Грачи прилетели».

16.

«Лук от 7 недуг» для дома престарелых.

1.Воспитание доброго, уважительного отношения к пожилым людям.  2.Сформировать знания детей о том, что пожилые люди нуждаются в их поддержке, помощи и заботе.               

1.Покупка семян лука, земли, удобрений и ящиков для рассады.

2.Трудовая деятельность. Уход за посаженной рассадой.

3.Наблюдение за ростом лука.

                                                     

Май

НОД

Цель и задачи

Формы и методы

17.

9 мая – День Победы.

1.Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ; 2.Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;

3.Развивать духовно- нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами.

1. Беседа о возникновении праздника.                  

2.Чтение художественной литературы.

3.Участие в Параде Победы.

4.Продуктивная деятельность. Изготовление поздравительных открыток  ветеранам в дом престарелых. Объемная аппликация «С днем победы» для ветеранов.

5. Выставка фотографий в рамках акции «Бессмертный полк».

Список литературы

  1. Башарина Н.М. Аппликация из соломки в детском саду/ Ярославль: Академия развития,2009. - (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям.).
  2. Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. /М.: ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер, 2004г.
  3. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала: В помощь кружкам “Умелые руки”. /М.: Молодая гвардия, 1960г.
  4. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1991г.
  5. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М.: Просвещение, 1987г.
  6. Кривошеева Л.И. Начальный этап обучения работе с природным материалом. Методические рекомендации. /Мурманск, 1994г.
  7. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. /Ярославль: Академия развития, 2006г
  8. Паславский А.С. Природа, фантазия, творчество. Игра-занятие. /Киев: Весёлка, 1978г.
  9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. /М.: Просвещение, 1981г.
  10. Стецюк В. Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. /М.: АСТ-ПРЕСС, 2002г.– (энциклопедия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мире Матушки природы

Задачи:1.     Выявить уровень  сформированности  коммуникативных  умений и навыков:·        Умения слушать и слышать окружаю...

Экологическая сказка "Наказ Матушки Природы"

Наглядный материал для детей старшего дошкольного возраста...

Интеллектуальный досуг для старших и подготовительных групп "Четыре клада Матушки-природы помогут вырастить цветы"

Главной целью этого досуга было вызвать у детей желание размышлять, учиться доказывать свою точку зрения.Эмоциональный настрой досуга задаёт игра "Давайте поздороваемся" Дети представляют себя обитате...

Конспект НОД: "Загадки матушки природы"

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...

Конспект НОД: "Загадки матушки природы"

Продолжать формировать представление о многообразии природного мира. Закрепить и обобщить знания детей о диких животных и птицах, их приспособлении к условиям жизни. Закрепить знания о правилах поведе...

Детско-родительский развивающий проект в старшей группе «Мастерская-Матушки-природы»

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада....

"Матушка природа. Планета Земля." Разговор о природе.

quot;Матушка природа. Планета Земля."        Разговор о природе. Знакомство с глобусом. Планета- наш общий дом, на котором живут все царства природы."Земн...