Мастер-класс «Сказка как элемент познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Сычева Алена Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon master-klass_po_skazkam_1.pdf1.29 МБ
PDF icon mk_skazki_2.pdf1.96 МБ
Microsoft Office document icon master-_klass_po_skazka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование сказок в   познавательно-речевом  развитии  дошкольников»

 Цель: Создать условия для формирования знаний  у педагогов  о методе  использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников  , использование которого  в условиях    позволит  развить умственные способности, развить психические и физические функции  у ребенка

Задачи:
1.  Передача  опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм  использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников ;

2. Совместная отработка методических подходов   и приемов использования сказок в познавательно-речевом развитии  в  деятельности с детьми;

3. Рефлексия собственного  опыта  участниками мастер-класса.

                       Добрый день, Уважаемые коллеги!

- Тема моего мастер-класса «Использование сказок  в познавательно-речевом  развитии   дошкольников». ФГОС  ДО реализует современные прогрессивные идеи  развивающего обучения , которые направлены  на личность в целом  и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Воспитательный образовательный процесс  ДОО должен быть направлен на накопление, расширение субъективного опыта дошкольников. 

-  Посмотрите, пожалуйста,  на экран,   как вы думаете, что изображено на экране? (Ответы) 

-  Верно, это сказки! Сказки являются  средствами познавательно- речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными  народом в течение столетий. Они  несут в себе колоссальную информационную составляющую,  передаваемую из  поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких  проблем в моей педагогической деятельности всегда было  использование сказок в разных  образовательных областях  и видах деятельности детей.

  - Давайте вспомним, что же такое познавательно-речевое развитие дошкольников? (Ответы) 

-  Я рассматриваю это как  владение речью, средством общения и культуры;    развитие связной  диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества,  знакомство детской литературой и устным творчеством, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы;  формирование   предпосылок   обучения грамоте. Актуальность использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников  в моей работе   состоит в том, что это эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Я считаю, что использование сказок в познавательно- речевом развитии строится на интегративном  подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

- Как вы думаете, на что  следует основываться,  используя  этот метод?  (Ответы- Дети любят слушать сказки, сочинять, рисовать персонажей сказок и прочее)  

- Хочется отметить, что цель использования сказок в познавательно-речевом развитии , заключается в том , что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

- Скажите, пожалуйста,  что же  формируется  в ходе использования данного метода? (Ответы)

-  В процессе познавательно- речевого развития  с использованием сказок  формируются высшие психические процессы : внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению , а так же создаются  необходимые условия для развития различных форм деятельности : игровой, трудовой, учебной.  А для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной,  педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе,  с учетом требований   ФГОС ДО и  интеграции образовательных областей,  единства воспитательных, развивающих  и обучающих целей и задач,  с  введением культурных и региональных компонентов.

- Как вы думаете, какие приемы в работе можно использовать, применяя сказки в познавательно - речевом развитии? (Ответы)

- Все верно! В своей работе я так же как и вы использую словесный, игровой,  наглядный приемы. Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления и интегрируется во всех пяти областях воспитательно-образовательного процесса, а также в работе с родителями и в формировании предметно-развивающей среды.

- В заключение, хочется отметить, что технология  использование мною в работе  сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников дает положительные результаты   и  в достаточном его изучении он  с успехом  применяется во всех разделах дошкольного воспитания, что я сегодня постараюсь показать.

 

      Практическая  часть  

Слайд 1  

- Уважаемые коллеги, я  предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке. А догадаться по какой сказке мы будем путешествовать, помогут вам  подсказки.

Работая по подсказкам, дети вспоминают сказку, включаются в работу, увлекаются.

 Слайд 2  

       Психологическая  эмоциональная игра «Скажи ласковое слово»

Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением,  для этого я сначала предлагаю детям   улыбнуться и   пожелать друг другу радостного настроения.   Попробуйте и вы, пожалуйста, повернитесь к соседу справа, улыбнитесь и скажите ему доброе слово.  А теперь повернитесь к соседу слева и также улыбнитесь и скажите доброе слово.  Вот видите, настроение немного поднялось. И пусть рад сопровождает вас весь день!

 Используя этот прием, у детей  формируются положительные чувства и эмоции, а также развивается сплочённость группы. А ещё  мы вспоминаем ориентирование в пространстве и такие понятия как «справа»  и «слева».  

Слайд 3 

              Дидактическая игра по круга Эйлера»Животные»

 Подсказка первая!   Посмотрите, пожалуйста,  на экран перед вами круги Эйлера.  Обобщите -  о ком говорится в сказке?  (Ответ) А какие это животные дикие или домашние ? (Ответ) Скажите, козу можно отнести к этим животным (Ответ)   Почему? (Ответ) Совершенно верно!

 Эта игра помогает уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Слайд4

                  Дидактическая игра « «Кто главный герой сказки?» .  

 Зимой белый, летом серый, он пушистый, с  усами  и длинными ушами,  с маленьким хвостиком, трусливый Кто это? (Ответ ) 

Игра направлена на развитие речи с опорой на мнемотаблицы.

Слайд 5

 В этой сказке говорится о зайце который с мешком пошел в лес.

Слайд 6 

Дидактическая игра «Что же собирал  в мешок заяц в лесу»

Посмотрите на картинку и ответьте, пожалуйста, что собрал заяц в лесу? (Ответы)  Вспомните, пожалуйста, чем питаются зайцы? (Ответы)  Назовите   сказку, по которой мы будем путешествовать…?

В ходе игры развивается  речь с опорой на наглядные картинки

Слайд 7 Совершенно верно Владимир Сутеев «Мешок яблок» И так начнем…

Слайд 8 

       Речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных

                   коррекционно-развивающих задач

  Жил-был заяц, была у него семья.  Назовите членов семьи зайцев ( Ответы: Папа - заяц…мама…зайчиха…дети- зайчата.)  Один заяц, много…(зайцев)  Скажите  как папа- заяц ласково называет своих детей… (зайчата, зайчики, зайчонки). А разложите  и расскажите о  зайцах  в порядке убывания, а теперь  в  порядке возрастания? (Ответы)   А что может делать заяц?  (Ответы - прыгать бегать, скакать..)    

Работа по данной картинке позволяет решать ряд задач , таких как расширение предметного , глагольного  словаря и словаря прилагательных  Практическое овладение навыками   словообразования    и словоизменения.  Закрепление  умения выстраивать сериационной  ряд   и выполнять  арифметических действий

Слайд 9   

 Ходил заяц по лесу, ходил ничего не нашел, увидел дикую яблоню набрал мешок   яблок. А тут ворона: «КАР-КАР,  если все будут приходить и набирать , то ничего не останется…» Заяц ответил, что его дома  ждут детки его, 4 сыночка и лапочка дочка: Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок- все по лавкам скок –поскок.

Слайд 10

                     Дидактическая игра  «Расскажи о яблоке»

                           (Лучевая структура рассказа)

 А кто расскажет о яблоке, какое оно?   По цвету? (Ответ)  По форме? (Ответ) По размеру?   (Ответ ) Какой вкус у яблок?(Ответ) Запах? (Ответ)   Какое оно  на ощупь?(Ответ) Как можно использовать яблоко? (Ответ)    

Данная игра направлена на развитие умения составлять рассказ по лучевой структуре с опорой на мнемотаблицы.    

Слайд 11  Встретил заяц медведя , угостил его яблоками, прискакали бельчата и с ними заяц поделился .Как  можно  сказать о зайце , если он раздает всем яблоки то он ? (Ответ)

Слайд 12

                    Дидактическая игра  «Что такое…(доброта)?»

А что такое доброта? Посмотрите у меня есть круг и он обозначает доброту и похож на солнышко, но у него нет лучиков .Давайте  каждый его лучик отметим словами  обозначающими доброту.  Начнем ? Доброта это--

Слайд13  

 В словаре Сергея Ивановича  Ожегова : « Доброта-это проявление искренних чувств, полезных другим и не требующих вознаграждения» Посмотрите,  какое   доброжелательное солнышко у нас получилось!  

Такая игра направлена на формирование социального опыта детей в духовно-нравственном  развитие  

Слайд 14-15   

                     Физкультурная минутка «Поиграем-отдохнем!»

Шел заяц домой и повстречал козу с козлятами,  угостил их яблоками, наткнулся на норку крота и ему дал яблок. А ворона все «Кар, да кар..  Всем раздает, а у самого мало остается.» Устал заяц и решил немного отдохнуть  

В ходе проведения такой  физминутки  формируем желание детей выполнять двигательные действия с использованием схем   

Слайд 16  

Пошел заяц дальше по дороге домой   встретил ежа, его угостил.  А Ворона: «КАР- КАР… уже темнеет , а ты все ходишь и мешок пуст , а дома дети тебя ждут ….»

Слайд 17  

            Дидактическая игра «Схема времени суток»  

Давайте вспомнить время суток по схеме. Вышел  из дома заяц когда солнышко взошло  и это было (Ответ), ходил, ходил заяц по лесу солнце светит ярко  (Ответ),  А когда солнышко начинает опускаться , как называется время суток? (Ответ) .А когда его совсем не видно? (ответы)

Закрепление знаний о времени суток по схеме.

Слайд18

Видит Заяц,  что у него мешок совсем пуст, побежал он  назад к яблоне, поторопился и упал в озеро. На его счастье рядом оказался  Еж, он и помог Зайцу выбраться. И предложил Зайцу вспомнить правила поведения в лесу. Слайд 19,20

           Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

 Давайте поможем Зайцу для этого у вас есть кружочки – запрещающие знаки. Нарисуйте, что в лесу  делать нельзя. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Используя данный прием , мы даем  представления  детям  об опасных для человека  ситуациях в лесу и  способах поведения в них 

Слайд 21

А  мешок –то у Зайца  совсем пустой, побежал он   к яблоне. Стало совсем темно  Пошел дождь , прибежал заяц к яблоне, а там волк. Заяц хоть и трусливый , но хитрый накинул он пустой мешок волку на голову и побежал обратно .В лесу темно  потерял дорогу домой заяц, расплакался.  Помогите зайцу вспомнить обратную дорогу домой.

Слайд 22 

          Дидактическая Игра «Помоги Зайцу вернуться домой »

Чтобы вернуться ему домой, нужно пройти мимо озера, где он встретил ежа, затем мимо норы крота, мимо того места где встретил козу и козлят, затем бельчат, медведя  и так он сможет прибежать домой. Пока заяц вспоминал дорогу домой, к нему в дом приходили гости, с которыми он поделился яблоками  и несли подарки. Посмотрите на схемы и угадайте,  какие подарки принесли зайцам гости.

В ходе игры мы закрепляем знание сказки в обратном порядке по схеме и формируем умение ориентироваться в пространстве по плану 

Слайд 23, 24  

           Дидактическая игра «Гостинцы для семьи Зайца »

 Первыми прискакали  в дом зайца белки . У кого такая схема Определите, что   принесли белки .  Это круглое, коричневого цвета, сладкий на вкус, растет на дереве? (Ответ)  Затем постучался ежик и принес то, что имеет две части шляпку полуовалом и ножку овал , это съедобное , можно кушать, растет в лесу под деревом в траве. Это? (Ответ) 

Формируем связную речь с опорой на мнемосхемы.

Слайд 25  

Теперь   уважаемые коллеги у кого такая схема, составьте небольшой рассказ с опорой на мнемосхемы (Ответ) А у кого вот такая?  А сейчас задача на усложнение у кого-то есть схема с изображением   вороны. Как вы думаете,  если бы прилетела ворона  в дом зайца, то что она принесла бы?  Придумайте сами, нарисуйте.  А мы отгадаем!

 Используя эти схемы, можно  предложить детям задание на усложнение, поработать в паре, по цепочке , в кругу .

Слайд 26  

Прибежал заяц домой, а там на столе пир горой!

Слайд 27  

                       Дидактическая игра   «Эмоции»

 Посмотрите, пожалуйста,  на схему и   вспомните, какие эмоции испытал заяц за целый день. Он ушел из дома в состоянии.. (Ответ) Пока ходил и ничего не нашел он….   (Ответ)  Увидел яблоню и… (Ответ) Когда  раздавал яблоки  был радостный, а вот  когда упал в озеро и встретил волка то он… (Ответ). Ничего заяц  не набрал , побежал домой , … (Ответ)  А дома увидев пир горой….  (Ответ) .

Игра позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей , развивать способности понимать и  выражать  эмоциональное состояние другого лица

Слайд 28 

А тут и сказочке конец, каждый был здесь молодей!

             Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты»

 Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение . Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. А я вас хочу поблагодарить всех за поддержку, за терпенье, за улыбки, за веселье.

 Этот прием снимает психоэмоциональное  напряжения   группы, закрепляет сплоченность всей группы

Слайд 29  

В заключение я хочу вам сказать «Учите – играя, а воспитывайте детей любя!» Спасибо вам за внимание!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».

При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...