План по самообразованию
опыты и эксперименты (старшая группа)

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_amirhanovoy_e.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2019—2020 учебный год

Тема:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Актуальность: Один с главных направлений развития ребёнка в соответствии с ФГОС, считается познавательное развитие, таким образом, познавательно-экспериментальная работа (изучение предметов находящегося вокруг, эксперименты с ними) обретает большее значимость в ходе развития ребёнка. Поэтому педагог формирует условия развития ребенка, раскрывающие  способности  для его положительной социализации,  его  личного развития, развития  инициативы  и творческих возможностей на базе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста –один из видов культурных практик, с поддержкой которых ребенок узнает окружающий мир.

Дошкольникам характерна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями действительности. Дети дошкольного возраста по собственной природе  пытливые исследователи окружающего мира.  В базе экспериментальной  деятельности дошкольников лежит охота познания, рвения к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередность приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная активность ориентирована на выработку самостоятельных исследовательских умений, содействует развитию творческих возможностей и логического мышления, сводит познания, приобретенные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно принципиальным проблемам.

Экспериментирование  предоставляет  ребёнку  возможность  самому  найти  ответы  на  вопросы  «как»  и  «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При правильной организации работы, когда взрослый –не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Цель самообразования: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.

Задачи:

- Сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

- Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской

деятельности детей в группе.

- Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисково-исследовательской деятельности

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого

объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

- Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.

План работы на год

Изучение методической литературы

 Сентябрь - май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

Работа с детьми

Сентябрь 

Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Знакомство с лупой.

Опыты с песком и глиной, почвой.

 Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

 Октябрь

 Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

 Опыт «свет и тень»

Свет повсюду

Ноябрь

 Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

 Опыты с водой.

 

 

 

 Декабрь

 Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды.

 Опыта со снегом и льдом

Январь

 Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

 

 

 Февраль

 Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

 Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Март

 Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

 Опыты с магнитом.

Апрель

 Причина возникновения солнечных зайчиков.

Познакомить детей с понятием «отражение»

 Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

 

 Май

 Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией.  Сила тяготения.

Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Опыт «Упрямые предметы»

 

Список используемой литературы

1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.

5. Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.

6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников//Ж.Вопросы психологии.1985.№2

9. Соловьева Е.Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание.2005.№1

10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...