ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ УРАЛЬСКОГО НАРОДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья

Горбунова Елена Сергеевна

В нашем дошкольном учреждении встал вопрос об условиях, которые  способствовали бы успешному  формированию патриотических чувств у дошкольников и побуждению родителей к осознанному развитию у себя  и у своих детей данных качеств, определению своих гражданских позиций, пониманию общечеловеческих ценностей и идеалов новой России.

Педагогами детского сада для решения данного вопроса был выбран проектный метод, так как он обеспечивает построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. С. Горбунова,

МАДОУ детский сад «Росинка»,

детский сад № 50 «Кубик-Рубик»,

г. Новоуральск

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ УРАЛЬСКОГО НАРОДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

На сегодняшний день актуально решение задачи по  формированию человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность за свои поступки [1]. А именно, человека с нравственно-патриотической системой взглядов.

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»    [4, C. 1].

Дошкольный возраст особый период становления личности, имеющий потенциальные возможности для формирования патриотических чувств, так как именно в этом возрасте происходит формирование духовных начал, эмоций, мышления, процессов социальной адаптации в обществе. Ребенок уже в этом возрасте способен прочувствовать и осознать свою культурную принадлежность, именно в этом возрасте закладывается фундамент патриотического сознания.

Патриотическое воспитание - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [3].

В законодательных и нормативно-управленческих документах, определяющих деятельность дошкольных образовательных организаций, серьезное внимание уделяется вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Дети определяют будущее нашей страны,  отсюда и ответственность перед взрослыми за воспитание у детей любви к малой Родине её традициям и истории. Одна из задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" является «создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения»[4, C. 2].

Но, на сегодняшний день, наблюдается проблема в осознании важности  воспитания духовно - нравственных начал в человеке и невысоком уровне психолого-педагогической компетентности воспитывающих взрослых. 

В нашем дошкольном учреждении встал вопрос об условиях, которые  способствовали бы успешному  формированию патриотических чувств у дошкольников и побуждению родителей к осознанному развитию у себя  и у своих детей данных качеств, определению своих гражданских позиций, пониманию общечеловеческих ценностей и идеалов новой России.

Педагогами детского сада для решения данного вопроса был выбран проектный метод, так как он обеспечивает построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребенка.

Общий замысел проекта заключался в объединении усилий педагогов детского сада, семьи и социальных партнеров для формирования у детей гражданских чувств, чувств любви к родному краю, уважение к людям разных национальностей, проживающих на Урале, их культуре.

  Условия реализации целей и задач проекта предполагали:

 - введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам, путем сохранения хронологического порядка исторических фактов и явлений и сведения их к трем временным измерениям: прошлое – настоящее – будущее [5];

- осуществление деятельностного подхода в приобщение детей к культуре родного края; т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства,  представления об увиденном и услышанном [2];

- создание развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей,  которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта, предметы декоративно-прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям возможность проявить свое творчество.

Обогащение развивающей предметно пространственной среды проходило через создание мини-музея промыслов и быта жителей Урала.  Инициаторами создания этого музея стали сами дети, однажды принеся в группу, привезенную из деревни деревянную колотушку, а также вышитый бабушкин рушник. Интерес детей и поддержка родителей послужила толчком к созданию уникальной детской коллекции народных костюмов Урала (русского и татарского).

Содержание работы обогатилось музыкально-фольклорным репертуаром, который включал песни, танцы и игры народов Урала, отражающие обрядовые, мифологические, фольклорные  традиции, где аккумулируется память многих поколений уральского народа.

Дети, благодаря созданной коллекции костюмов и музыкально-фольклорному репертуару при поддержке и включенности социальных партнеров (МБУК «Публичная библиотека» НГО; МБУК «Новоуральский историко-краеведческий музей» и Комитетом по делам молодежи, семьи, спорту и социальным программам НГО), получили возможность участия в городских и региональных праздниках. Наиболее значимыми из них явились: региональный казачий праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности, праздник народов Среднего Урала, праздник, посвященный Дню народного единства, городской праздник «Масленица Многоликая», праздник народных культур «Красная горка», Сабантуй и др.

Активными участниками всех праздничных мероприятия стали и  родители детей, которые активно включались в мастер-классы, выставки и народные гуляния, тем самым становясь живым примером увлеченности, деятельности и творчества.

Работа в рамках проекта способствовала пробуждению активного интереса детей к народной культуре Урала, вовлеченности в процесс познания ее истоков;  повышение уровня гражданско-патриотического сознания воспитанников и родителей дошкольного учреждения. Возможность участия в мероприятиях на территории Новоуральского городского округа с детской коллекцией народных костюмов Урала явилась средством позитивной социализации и индивидуализации подрастающего поколения. Общая погруженность в процесс познания народной культуры в рамках проекта направила детей к толерантному общению, к позитивному взаимодействию с людьми разных этносов.

Хочется отметить, что дети являются носителями основных культурных ценностей, транслируют их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы, что представляет социальную значимость нашего проекта. Всё это формирует ценностно-положительное отношение к социальной действительности и обеспечивает качество работы в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения.

Литература:

  1. Данилюк А. Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138- 2.
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс», 2004.
  3. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – Минск, 1991.
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р).
  5. Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, зарегистрированы в Минюсте России 14 ноября 2013 г. регистрационный № 30/ 384).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к культуре и традициям бурятского народа»

laquo;Приобщение дошкольников к культуре и традициям бурятского народа»...

Приобщение дошкольников к культуре и традициям бурятского народа

Приобщение дошкольников к культуре и традициям бурятского народа...

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"

Консультация для родителей старших групп "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"...

проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа

творческий проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа через историю игрушки...

«Приобщение дошкольников к культуре и традициям своего народа»

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа.

Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!В наше неспоко...