Статья "Экологическая тропа как средство развития познавательных способностей дошкольников"
статья

Мингазова Лейсан Гамилевна

"Экологическая тропа как средство развития познавательных способностей дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мингазова Лейсан Гамилевна,

Воспитатель,

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №88»

НМР РТ гор. Нижнекамск

«Экологическая тропа как средство развития познавательных способностей дошкольников»

«Мир, окружающий ребёнка, 

это, прежде всего мир природы 

с безграничным богатством явлений, 

с неисчерпаемой красотой. 

Здесь, в природе,

вечный источник детского разума».
В.Сухомлинский.                   

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. 

Именно этот возраст является базой для формирования основ мировидения, и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

Доступными средствами формирования познавательных способностей дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу, фенологические наблюдения, использование элементов исследовательской работы, изучение загадочных явлений природы,  деятельность по оказанию помощи природе,  чтение книг и просмотр видеофильмов о природе,  проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней,  обсуждение и проигрывание ситуаций,  трудовой десант,  труд в природе,  «Красная книга природы», коллекционирование,  экологические игры (дидактические, имитационные, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные), инсценировки, театрализации,  проведения экологических праздников,   развлечения, досуги,  КВН,  викторина, «Поле чудес»,  экологические конкурсы,  решение экологических ситуативных задач, природоохранных акций, разработка экологических троп.

Благодаря этому возможны развитие у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Ведь накопление знаний у детей дошкольного возраста – это самое необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Взять, например создание экологической тропы.  

Целью, которого является развитие экологического сознания дошкольника, как средство развития познавательных способностей.

Задачей экологической тропы является:

  1.  углубление и расширение представлений дошкольников об окружающей их среде (растительном и животном мире);
  2. совершенствовать познавательные закономерности природоведческих и других абсолютно естественных процессов через наблюдения за объектами;
  3. осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за  сохранность окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе;
  4. участие дошкольников в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов на территории ДОУ;
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов содержащие небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов. Их можно выделить  в виде кружочков по цвету в определенной последовательности для младших групп (крупные рисунки с наиболее привлекательными для них объектами) и в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов для более старших групп (рисунок объектов, стрелок, указывающих маршрут).

 3) Выбор вместе с детьми хозяина тропы – более знакомого и интересного сказочного персонажа.

4) Оформление паспорта экологической тропы и пояснительная записка (описание всех точек по схеме).

5) Изготовление выносных знаков, табличек с рисунками, обозначающих каждую точку.

Точки экологической тропы:

1. «Лес еловый и сосновый». 2. «Чудо-дерево» (клен).  3. «Птичья столовая» (рябина). 4. «Тропинка здоровья» (массажная дорожка).  5. «Веселый огород». 6. «Уголок нетронутый природой». 7. «Пруд» (мини-водоем). 8. «Аллея белоствольных красавиц» (береза).   9. «Сад природный» (черная и красная смородина, черноплодка,  вишня, слива).  10. «Кустарник-лекарь» (калина). 11. «Цветочная полянка». 12. «Смешанный лес»  (дуб, сосна, береза).

Ход экскурсии по экологической тропе.

Перед началом экскурсии по экологической тропинке детей приветствует сказочный герой и  ставим цель посещения эко тропы.  Он рассказывает детям краткое описание маршрута, напоминаем о правилах поведения и проводим краткий инструктаж по технике безопасности. Сказочный герой, дети  и воспитатель встают в круг и проговаривают слова: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй дерево и луг! Я твой друг и ты мой друг.

На экологической тропе детского сада созданы видовые точки. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представляется на практике природоохранной деятельности.

1 видовая точка экологической тропы: «Лес еловый и сосновый».

Сказочный герой: - Ребята сейчас мы с вами подошли к лесной опушке.  – Посмотрите, что там растет? (ответы детей - ель, сосна). – Ребята вспомните, какие изменения происходят с ними осенью, зимой, и весной? (ответы детей).  – Правильно, в конце зимы, когда дни становятся мягче, многие хвойные, которые были под стрессом зимних ветров и низких температур, теряют свой зимний цвет и становятся более сочно зелеными еще до того, как у них появится новый рост. Почки на ели, сосне начинают набухать, удлиняться и увеличиваться в размерах. Они делаются ярче, светлее и заметнее. В середине и конце весны начинается новый рост. Колпачки почечных чешуек, зимой покрывавших почки, теперь висят на концах новых побегов и разлетаются в стороны, устилая землю под кроной дерева. Появляются новые иголочки, вначале маленькие и мягкие. Время, когда весна переходит в начало лета, — это период роста у хвойных.

2 видовая точка тропинки «Чудо-дерево» (клен).

Сказочный герой:  - Ребята обратите внимание на это необычное дерево. – Кто может сказать как оно называется? (ответы детей). – Правильно, это дерево

называется клен. Это самое красивое дерево осенью. Клен любит много света и тепла. Мы с вами наблюдали цветение клена после зимнего сна. К концу лета у клена созревают семена. - Посмотрите на них и скажите на что они похожи. ( ответы детей). Семена клена называют в народе «крылатками».  Готовясь к зиме еж и медведь утепляют свое жилье листьями клена.

3 видовая точка «Птичья столовая» (рябина).

Сказочный герой:   - Ребята, обратите внимание какое красивое дерево растет возле центрального входа в детский сад. - Кто из вас знает как называется это дерево. (ответы детей). - Правильно. Рябина растет в парках, садах, лесах. Рябину часто сажают вдоль домов, чтобы она радовала людей разными золотисто-красными листьями. - Посмотрите, какие у рябины красивые ягодки. Когда все листочки у рябины опадут, то ягодки останутся и птички будут ими лакомиться. В народе есть такая примета «Если рябины уродилось много-то осень будет дождливая а зима морозная».

4 видовая точка «Тропинка здоровья».

Сказочный герой: - Ребята, это тропинка здоровья. На этой тропинке вы можете массажировать свои ножки и укреплять свое здоровье.

5 видовая точка «Веселый огород». 

Сказочный герой: - Ребята, как вы думаете, как называется следующая тропа. – Правильно, веселый огород. Почти в каждой семье весной дома на подоконнике у мам или у бабушек вырастают удивительные зелёные растения, рассада в ящичках различной формы и окраса. Затем после потепления их высаживают на нашем огороде, где вы  сами сможете посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. – Скажите, что растет в огороде (ответ детей). – Для чего они нужны? (ответ детей). – Правильно. Овощи  должны присутствовать в рационе питания человека. Потребляя их человек получает необходимы организму витамины, органические кислоты, углеводы. Которые в свою очередь оказывают благоприятное действие на организм.

6 видовая точка «Уголок нетронутой природой».

 Сказочный герой: - Перед нами необычные цветы ландыши. Мы с вами рассматривали их весной. - Давайте вспомним какие цветы у ландыша (ответы детей). Этот цветок пленяет нас своей красотой и ароматом. Осенью у ландыша появляются оранжевые ягодки похожие на горошинки. Но рвать эти ягодки нельзя они очень ядовитые.

7 видовая точка тропинки «Пруд» (мини-водоем).

Сказочный герой: - А вот мы с вами подошли к пруду, который мы с вами сделали на нашем участке. Возле этого маленького прудика можно отдохнуть. А чем мы украсили наш прудик (ответы детей). - А что еще мы с вами можем делать на нашем прудике (ответы детей).

8 видовая точка тропинки «Аллея белоствольных красавиц» (береза).

Сказочный герой: - Ребята, посмотрите внимательно на это знакомое вам дерево и вспомните как оно называется (ответы детей). А еще березку называют «белоствольной красавицей». Подумайте и скажите почему ее так называют? (ответы детей).  А еще у березки необычные почки которые в народе называют «сережки»(дети рассматривают почки).

9 видовая точка тропинки «Сад природный» (черная и красная смородина, черноплодка,  вишня, слива).  

Сказочный герой: - Ребята, посмотрите какая у нас следующая  тропа. (ответ детей). А что здесь растет? (ответ детей). – Давайте обратим внимание на вишневое дерево. Листочки у него зеленые. Давайте вспомним какой цветок у вишни. (ответ детей). У вишни разные цветы, с пятью и реже с шестью лепестками.

10 видовая точка тропинки «Кустарник - лекарь» (калина).

 Сказочный герой: - А теперь ребята я предлагаю вам подойти к кустарнику. Этот кустарник называется калина. Калина не боится ни морозной зимы ни летней жары. В ягодах калины очень много витаминов и их употребляют при простуде. (Предлагаю детям рассмотреть ягоды и листья калины). - Скажите, ребята, а какого цвета ягодки у калины (ответы детей). А еще ягоды калины зимой остаются на кустарнике и ими лакомятся птицы. В народе есть такая пословица: «Кто с калиной дружен - тому врач не нужен».называется клен. Это самое красивое дерево осенью. Клен любит много света и тепла. Мы с вами наблюдали цветение клена после зимнего сна. К концу лета у клена созревают семена. - Посмотрите на них и скажите на что они похожи.( ответы детей) .Семена клена называют в народе «крылатками». Готовясь к зиме еж и медведь утепляют свое жилье листьями клена.

11 видовая точка экологической тропинки «Цветочная поляна».

Сказочный герой: - Ребята, посмотрите какие красивые цветы выросли у нас в садике на клумбе! – А как вы думаете для чего высаживают цветы (ответы детей). А как нужно относиться к цветам?(ответы детей).

12 видовая точка тропинки «Смешанный лес»  (дуб, сосна, береза).

Сказочный герой: - Хорошо в лесу! Всегда помните, что лес – это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к друзьям или родственникам. Послушайте шум листвы, щебет птиц, как здесь светло, очень красиво! А теперь встаньте, поднимите головы вверх и понаблюдайте, что вы видите там? (ответ детей). – Правильно. Небо, ветки деревьев, птиц. Посмотрите по сторонам, нас окружают высокие деревья.

 По завершению экскурсии детям предлагается изобразить свои впечатления в виде рисунков на асфальте.

По возвращению в группу детям предлагается дидактическая игра на закрепление знаний деревьев «Угадай, с какого дерева прилетел листочек» (воспитатель показывает листочек с дерева, а дети находят картинку с изображением дерева).

Экологическая тропа используется нами очень активно и дети проявляют познавательную активность при работе на тропе. Это заметно в проявлении такого качества как любознательность, который приводит к положительным качествам детей дошкольного возраста к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном пространстве, как средство развития познавательных способностей дошкольников.

В условиях модернизации отечественного образования. российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом....

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается как метод проектов влияет на развитие познавательных способностей у детей....

Лэпбук как средство развития познавательных способностей дошкольников

Доклад на тему"Лепбук как средство развития познавательных способностей дошкольников" Подготовительная группа...