Презентация "Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников"
презентация по теме

Русскис Ирина Владимировна

для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русскис И.В Воспитатель МБДОУ №52 Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников

Слайд 2

Модель - это мысленно представленная или материально реализуемая система; отражает объект исследования; способна замещать объект; изучение модели дает новую информацию об объекте Л.А.Венгер

Слайд 3

Функции модели реализует принцип наглядности; преобразует сложные абстрактные понятия в доступные; способствует накоплению чувственного опыта; увеличивает объем самостоятельной познавательной деятельности детей; ведет к овладению способами действий; рационализирует, повышает интенсивность процесса обучения

Слайд 4

«Спрячь снеговика» «Части суток» «Горка»

Слайд 6

Взаимосвязь растений и животных от условий жизни

Слайд 7

Календарь природы, модель «Времена года»

Слайд 8

«Часть - целое» «Числовая ось »

Слайд 9

«Логическое древо» «круги Эйлера »

Слайд 10

«Кукольная комната » «План групповой комнаты» «План кукольной комнаты »

Слайд 11

«Модели слов и предложений» «Логическое древо»

Слайд 12

Модель сказки «Красная Шапочка» Модели сказок К.И.Чуковского

Слайд 13

Требования к моделям содержание модели должны быть известным, понятным детям; необходимо разнообразить модель; модель должна быть динамичной и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; при подготовке к занятию, воспитатель, тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использована данная модель; необходимо правильно дозировать применение модели .; модель не должна использоваться только для активизации внимания

Слайд 14

Познавательные способности дошкольников (Тихомирова Л.В.) Критерий Количество детей % Установление причинных связей 23 88 Перенос усвоенного на новый материал 22 85 Умение работать с информацией 25 98 Умение рассуждать 22 85 Любознательность 24 92 Расширение словарного запаса 25 98

Слайд 15

«Важно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний» Поддьяков Н.Н.



Предварительный просмотр:

1 слайд.  Здравствуйте, я хочу рассказать вам о технологии моделирования и ее возможностях для развития познавательных способностей дошкольников.

Многими исследователями подтверждена важность умственного воспитания ребенка (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков, Л.Ф.Обухова, Н.И.Непомнящая, А.В.Запорожец, А.Н.Аверьянов и другие). Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Поддьяков Николай Николаевич, подчеркивает, что важно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания.

2 слайд.  В дошкольной педагогике одним из инструментов познания является модель. В основе использования моделей лежит принцип замещения - реальный предмет или явление могут быть замещены в деятельности детей другим предметом, знаком, изображением, или же моделью, которая в наглядной и доступной для мышления ребенка форме, воспроизводит скрытые свойства и связи того или иного объекта.

По мнению Л.А.Венгера, определение модели содержит в себе четыре признака (они представлены на слайде):

  • модель – мысленно представленная или материально реализуемая система;
  • модель отражает объект исследования;
  • модель способна замещать объект;
  • изучение модели дает новую информацию об объекте.

3 слайд.  Одной из ведущих технологий реализации Основной общеобразовательной программы нашего детского сада является технология моделирования. Передо мной, как воспитателем стоит задача: ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени развивают их умственные способности. Эта задача решается за счет активного использования моделей во всех образовательных областях. Для детей дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержания. Ведь ни для кого, ни секрет, что наглядный материал усваивается лучше вербального.

4 слайд.  Уже с младшего возраста начинается подготовка к освоению наглядного моделирования. Например: при формировании сенсорных эталонов использую прием соотнесения предмета с эталоном (домик с дверями узкими и широкими). Этот же прием очень эффективен при организации конструктивной деятельности. Он позволяет воспринимать не только форму и величину, но и пространственные отношения (забор, лестница, горка).

5 слайд.  В старшем возрасте используем графические модели построек (контурные, расчлененные), а также графическое изображение их в трех проекциях (изображение в трех проекциях). Различные формы работы с графическими моделями позволяют формировать у дошкольников способность конструировать объекты в уме, развивают конструктивный замысел.

6 слайд.  В процессе знакомства с окружающим миром решаю задачи развития способности к замещению:

- схематическое изображение тела человека, его пола;

- диких и домашних животных, их мест обитания;

- модели, отображающие взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в различных природных зонах;

7 слайд. 

Природные явления дети отображают в «Календаре природы» условными обозначениями. (методика Николаевой Светланы Николаевны)

8 слайд.  Развитие представлений о количественных отношениях, о числе, о числовом порядке, временных представлениях, обучение решению арифметических задач происходит с использованием наглядных моделей (числовая ось, круги Эйлера, состав числа, «часть-целое»).

9 слайд.  Для освоения детьми родо-видовых отношений эффективно применяю модели в виде «древа» и кругов Эйлера. Они позволяют ребенку находить существенные признаки объектов и их классифицировать.

10 слайд.  Использование модели «кукольная комната» в младшем дошкольном возрасте позволяет ребенку не только ориентироваться в пространстве, но и самостоятельно действовать по плану-схеме помещения, карте улицы, города, края и т.д. (игра «Найди клад»). 

11 слайд.  Для развития способности ориентироваться в звуковой действительности организую деятельность с условно-символическими моделями звуков, слов, предложений.

12 слайд.  Развитию связной речи способствует использование  мнемотаблиц. Их я применяю:

- для разучивания стихов, песен;

- для составления описательных рассказов, пересказов;

- для составления пространственно – временных моделей сказок.

13 слайд.  Технология моделирования будет эффективна только в том случае, если модели будут соответствовать требованиям:

  • содержание модели должно быть понятным детям,
  • модель должна отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
  • при подготовке к занятию необходимо тщательно продумывать когда и как будет использована данная модель;
  • необходимо дозировать применение модели.

                                                                           

14 слайд.  Результатом применения технологии наглядного моделирования стало формирование познавательных способностей и умений у моих воспитанников:

  1. Перенос усвоенного на новый материал – 22 чел./85%
  2. Установление причинных связей – 23 чел./88%
  3. Умение работать с информацией - 26чел/100%
  4. Умение рассуждать - 22 чел./85%
  5. Умение задавать вопросы – 24 чел./92%
  6. Расширение словарного запаса – 26чел/100%

15 слайд.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и сам процесс моделирования играет важную роль в развитии детей. Использование моделей в образовательном процессе, способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, уточнению их конкретных представлений об окружающем мире, развитию познавательных способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном пространстве, как средство развития познавательных способностей дошкольников.

В условиях модернизации отечественного образования. российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом....

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.

Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников....

Проект «Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников».

В проекте представлен материал по работе  кружка " Умелые ручки".Цель проекта:Создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, с использованием метод...

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников СодержаниеВведениеЧто такое модель?Виды моделирования.Приёмы наглядного моделирования.Моделирование творческих способносте...

Конструирование и моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников

Развитие познавательных способностей дошкольника путем моделирования и конструирования...

Тико-моделирование как средство развития познавательной активности дошкольников

laquo;Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»Жан Жак Пиаже (Швейцарский психолог и философ) Большинство детей просто обожают констру...