КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения детей должны стать не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому человеку, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nravstvennogo_zdorovya_doshkolnikov_6.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Лучик»  

г. Рубцовска   Алтайского края

658222, г. Рубцовск, ул. Октябрьская, 17

тел. (38557)2-98-07, 2-49-54

 e-mail: www.mdou-lu4ik@yandex.ru

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Формирование нравственного здоровья дошкольников

средствами театрального искусства»

Подготовила: воспитатель

Быкова Е.Н.

г.Рубцовск

Формирование нравственного здоровья дошкольников

средствами театрального искусства

 

Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает молодежную среду. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодых людей становится сегодня во главу угла. Без решения этого вопроса невозможно совершенствование образования, прогресс науки, развитие культуры. Но, ни один молодой человек не может миновать ступень дошкольного образования. Следовательно, рассмотрение проблемы нравственного здоровья человека необходимо начинать с дошкольного детства.

Современная ситуация в образовании, и особенно в дошкольном, объективно является непростой. Неуклонно растет число отклонений в развитии детей дошкольного возраста. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений. Здоровье россиян – интеллектуальное, физическое, нравственное - действительно становится проблемой национальной безопасности.

Особое внимание уделим термину «нравственное здоровье», под которым понимается «наличие высоко развитых внутренних духовных качеств, способность личности строить модели своего поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами нравственности и морали» (Н.А.Голиков, 2005).

Известно, что истоки формирования нравственного здоровья лежат в дошкольном детстве, когда у ребенка начинает формироваться «нравственная шкала отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения детей должны стать не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому человеку, эмпатия, ценность совместной деятельности.

Однако, в реальной жизни, как показывают педагогические исследования, нравственно здоровых детей, для которых доброта, потребность оказания помощи, откликнуться на нужду другого, становится меньше. Начало нравственности лежит в укладе жизни ребенка, в его отношениях с близкими людьми, со сверстниками. Непросто заметить ребенку, какое настроение у  близких ему людей: радостны они или огорчены, веселы или грустны, еще труднее научиться сопереживать, совершить по собственной воле добрый поступок. Может быть, ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость, конфликтность, заниженная или завышенная самооценка и т.д. Нравственные качества многообразны, но к главным среди них относится доброта, душевность, любовь к близким, любовь к своей Родине. Это нравственная основа прочности психической сферы человека, правильности мыслей, направленных на достижение целей, преодоление трудностей. Однако эти замечательные моральные качества не приходят сами собой. Они - результат воспитания. Тем и хорош театр, который создает для этого огромные возможности, благодаря которым ребенок  учится сорадоваться и сопереживать, т.е. понимать состояние своего сверстника, увидеть его затруднения, оказать взаимопомощь, проявлять заботливое отношение друг к другу, что в целом, будет создавать условия для формирования дружеских взаимоотношений и способствовать формированию нравственного здоровья. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

        Каждое занятие театрального кружка строится так, чтобы оно стало сотворчеством взрослого и ребенка, погружением в мир эмоций и игры, где каждый ребенок чувствует себя первооткрывателем. Работа над проигрыванием эпизодов сказки позволяет ребенку на вербальном и невербальном уровне осознать, что такое «хорошо», и что такое «плохо», примерить на себя роль сильного и слабого, роль обидчика и обиженного, заботливого и равнодушного, оценить свои поступки со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир, на близких людей. Использование таких метафорический сказочных воздействий активизирует ресурсы каждого ребенка; дети получают позитивные «идеальные» модели взаимоотношений с окружающим миром и людьми.

        Совместная работа в кружке детей с ограниченными возможностями и детей массовых групп помогает нравственному становлению детей. Они учатся не на словах, а на деле сочувствовать  беде другого человека, принимать его, как равного, помогать ему и защищать в необходимых случаях. А дети с ограниченными возможностями, в свою очередь, стремясь подражать сверстникам, осваивают все более сложные формы общественного опыта, что облегчит их дальнейшую адаптацию в общество.

        На занятиях театрального кружка дети учатся с помощью мимики, жестов, разнообразной интонации выражать основные человеческие чувства; воспроизводить черты характера своих персонажей; сопереживать персонажам и характерам событий, происходящих в сказке; создавать определенные отношения и нравственные оценки персонажей, т.е. осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру.

        В процессе работы над спектаклем ощущение общего дела заставляет детей забывать о личных амбициях, они подчиняются естественной дисциплине спектакля. Таким образом, понимание норм и правил поведения приходит во время работы над спектаклем. Дети сами понимают, как важно помогать друг другу, считаться с мнением другого. В результате занятий в театральном кружке у детей формируются правильные ориентиры, осознание того, что среди взрослых и сверстников есть разные люди. Но уважают того, кто с любовью и вниманием относится к своей матери, к Родине, кто верен дружбе, трудолюбив, честен, находчив, у кого золотые руки и доброе сердце.

        Театр, как писал Н. В. Гоголь, «…величайшая школа, глубоко его назначение. Он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой, полезный урок… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Работа с дошкольниками о роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий свое...

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...

Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».

«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....

Консультация «Социализация дошкольников средствами театрального искусства»

Для социализации ребёнка театральная деятельность предоставляет широкие возможности - это развитие его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоения им социальных норм и культурных ценносте...

Консультация для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства»

Содержание:Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников.Цель развития детей художественно-эстетическими средствами.Задачи  художественно-эстетического развития дошкольников.Сист...

Консультация для родителей "Формирование нравственного здоровья дошкольников средствами театрального искусства"

Театрализованная деятельность, театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. ...

Программа "Волшебный мир театра" Формирование творческой личности ребёнка средствами театрального искусства.

Программа "Волшебный мир театра" предназначена для педегогов дошкольных учреждений. Основная цель программы состоит в создании условий для развития творческих способностей детей дошкольного ...