Общее влияние игровой деятельности на развитие детей дошольного возраста
статья (младшая группа)

Белякова Екатерина Андреевна

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –это игра, в процессе которой формируются личностные качества ребенка. Игра – это естественная форма детского существования. Через игровую деятельность лежит самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком. 

Роль игры, как формирующую составляющую в поведении ребенка подтверждают многие ученые, психологи и педагоги нашего времени. Они также отмечают, что роль игры важна в жизни каждого ребенка, так как именно она мотивирует и подготавливает к будущим отношениям. Игра показывает ребенку, как можно поступить в той или иной ситуации, какие последствия могут произойти, и учит поступать максимально правильно при определенных обстоятельствах. 

С помощью игры ребенок постепенно развивается в самых различных сферах. Он приобретает духовные и физические силы, развивается его внимание, воображение, память, ловкость и дисциплинированность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общее влияние игровой деятельности на развитие детей дошольного возраста

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –это игра, в процессе которой формируются личностные качества ребенка. Игра – это естественная форма детского существования. Через игровую деятяльность лежит самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком. Умение ребенка играть не возникает автоматически, поэтому необходимо приобщать детей к игре с раннего возраста. Игра с детьми дошкольного возраста требует от воспитателя высокого профессионализма, который способен пробудить множество способностей и талантов ребёнка. Педагог, который хорошо владеет игровыми навыками, может с их помощью достичь самых разнообразных педагогических целей, направленных на интеллектуально – личностное развитие ребенка.

Роль игры, как формирующую составляющую в поведении ребенка подтверждают многие ученые, психологи и педагоги нашего времени. Они также отмечают, что роль игры важна в жизни каждого ребенка, так как именно она мотивирует и подготавливает к будущим отношениям. Игра показывает ребенку, как можно поступить в той или иной ситуации, какие последствия могут произойти, и учит поступать максимально правильно при определенных обстоятельствах. В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры в деле всестороннего воспитания детей в дошкольных учреждениях. Неоднократно отмечались однообразие и стереотипность игр, отсутствие сколько – нибудь существенных отличий поведения в игре детей разных возрастных групп, их неумение играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета.

В ходе сюжетно-ролевой игры дошкольник примеряет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Дидактические игры – это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;

- воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов и способностей,а именно: развитие сочувствия, вежливости, чуткости. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова в своей книге «Игра дошкольника» говорят: «Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу». Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового. Среди дидактических игр можно выделить:

- игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.

-игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины). Они актуальны для младших дошкольников, когда ребенок еще не выделяет и не осознает отличительные качества окружающих предметов. Играя, ребенок учится приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качества и обозначать соответствующим словом, т.е. у него формируются сенсорные эталоны, которые являются основой для полноценного восприятия окружающей действительности.

- игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).

Согласно Л.С. Выготскому в каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный, другое – серьезный характер. Соотношение этих двух начал определяет вид игры.

Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Для возникновения игры необходимо не только обеспечить детей игровым материалом, но и проводить соответствующее игре обучение. Источником, питающим игру, является реальный опыт, самые разнообразные знания об окружающем. И здесь необходимо выделить те знания, которые связаны с социальным опытом детей, отражающим взаимодействия и отношения людей в процессе их общения, труда, отдыха.

Задачи всестороннего воспитания успешно реализуются в игре при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждый возрастной период. С развитием игры связанны существенные преобразования в психике ребенка.

К концу третьего, началу четвертого года жизни дети во многих игровых ситуациях свободно владеют различными способами отображения действительности. Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у ребенка способности к абстрактному мышлению, а, следовательно, и о важных преобразованиях его интеллектуальной сферы.

В более старшем возрасте на смену предметно – опосредованным действиям приходят ролевые способы действия и способы общения, свойственные сюжетно – ролевой игре.

Таким образом, можно сделать выводы,что с помощью игры ребенок постепенно развивается в самых различных сферах. Он приобретает духовные и физические силы, развивается его внимание, воображение, память, ловкость и дисциплинированность.

Развитие в познавательной сфере происходит путём активного познания и знакомства  ребёнка в процессе игровой деятельности с окружающим миром, со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: собирает пирамидку, складывает игрушки в ящик, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти и мышления.

Также в игровой деятельности происходит физическое развитие. Ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мячик. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма.

В процессе игры ребёнок развивает своё образное мышление и воображение, он наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках - деньги, в камешках - картошку для супа, а в сыром песке - тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления - важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии.

Во время сюжетно-ролевой игры  ребёнок развивает речь и коммуникативные навыки, ему постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила.

Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций - самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором развиваются нравственные качества. Ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы.

В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия.В процессе такой игры происходит развитие и коррекция эмоциональной сферы. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "«Влияние игровой деятельности на речь детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи....

Доклад "Влияние театрально-игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду; от ознакомления с общественными явлениями, развития речи; формирования элементарных математических представлений до ...

Влияние игровой деятельности на развитие детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Данная статья будет интересна работникам дошкольных учреждений (воспитателям, учителям-дефектологам)....

Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.

Влияние изобразительной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.Рисование - одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмо...

"Влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста"

Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир, название которому – театр!...

Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста

Роль игровой деятельности у детей дошкольного возраста. ...

Общее влияние игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –это игра, в процессе которой формируются личностные качества ребенка. Игра – это естественная форма детского существования. Через игро...