Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через празднование Рождества Христова"
проект (старшая группа)

Реализация проекта позволит обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

  Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п.Шумячи

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=85d57c0d1d312f10e9c9ebeb3ec3ec59&n=33&h=215&w=304

ПРОЕКТ

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

ЧЕРЕЗ ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Авторы:

зам.зав. по ВМР Гайкова Л.А.,

муз.руководитель Закроева Н.С.

2015-2016 уч.год

п.Шумячи

ПРОЕКТ

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

ЧЕРЕЗ ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Проект  апробирован в рамках реализации регионального компонента ООПДО МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи.

        Введение                

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

 (В.А.Сухомлинский).

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

В МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п.Шумячи реализовывается программа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Моя родная сторона»,  в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Приобщение детей к русской народной культуре через празднование Рождества Христова» на решение главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит «диснеевские» мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы «советского» периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Терпение, щедрость, милосердие, доброта, любовь к природе, к окружающим людям, к своей Отчизне - вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего историю своей Родины, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа. Участие детей в проекте «Приобщение детей к русской народной культуре через празднование Рождества Христова» позволит обогатить знания и представления детей о русской культуре, воспитать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам.

Методический паспорт проекта

1.Тема проекта: «Приобщение детей к русской народной культуре через празднование Рождества Христова».

2.Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, воспитание духовности, создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей  в процессе ознакомления с традициями и обычаями празднования Рождества Христова  в МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи.

3.Задачи проекта:

  1. Познакомить  детей с обычаями и традициями русского народа в праздновании Рождества Христова.
  2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре.
  3. Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
  4. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  5. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
  7. Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными и музыкальными произведениями, связанными с темой проекта.
  8. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество.

4.Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, специалисты МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи.

5.Время реализации проекта: январь.

6.Срок реализации проекта: 11января - 15 января.

7.Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

- подборка художественной и методической литературы по тематике проекта, имеется обширное программно-методическое обеспечение к программе,  подписные издания «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», Интернет-ресурсы;

- медиапроектор;

- мультимедийные презентации: «История праздника «Рождество Христово», «Что такое Рождество»;

- различные костюмы и атрибуты для проведения русских народных праздников, предметы народного декоративно-прикладного искусства.

8.Мотивация к работе: познавательный интерес, самомотивация от удовлетворения собственным трудом, самообразование.

9.Предполагаемые «приращения»: использование детьми в активной речи произведений народного фольклора (потешки, считалки, загадки, заклички и приговорки, пословицы и поговорки, колядки); умение играть в русские народные игры, используя считалки; осмысленное и активное участие детей в русском народном празднике Рождество Христово (знают название праздника, поют песни, читают стихи).

10.Методы и приемы работы: изучение и анализ учебно-методической, художественной литературы; занятия; беседа; создание мультимедийного продукта.

11.Знания, на получение которых нацелен результат проекта:

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

- дети любознательные, активные, интересуются традициями и обычаями русского народа;

- вносят в группу домашнюю литературу для чтения, задают вопросы взрослому;

-  вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

12.Осуществление проекта

Работа по проекту предполагает организацию и проведение тематической недели в МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи, посвященной празднованию Рождества Христова.

 Работа над проектом осуществляется в 4 этапа:

I этап – погружение в проект

На данном этапе происходит побуждение и мотивация педагогов к проектной деятельности, обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора,  осуществляется формулировка проблемы проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II этап – организация деятельности

На основе выбранной темы проекта, участники разбиваются на микрогруппы, определяют направление деятельности в рамках проекта, задачи и планируют свою деятельность.

III этап – осуществление деятельности

Мероприятия, запланированные в рамках проведения тематической недели, посвященной празднованию Рождества Христова

п/п

Наименование мероприятия

Дата

Ответственные лица

Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста».

11.01.2016г.

Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР

Беседа с воспитанниками старшей группы на тему «Рождество Христово».

12.01.2016г.

Закроева Н.С., муз.руководитель

Беседа с воспитанниками подготовительной группы на тему «Пришли святки – запевай колядки».

12.01.2016г.

Зайцева В.И., воспитатель

Беседа с воспитанниками подготовительной группы на тему «Символы Рождества».

14.01.2016г.

Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР

Разучивание народных игр, хороводов

11.01.2016г. -15.01.2016г.

Закроева Н.С., муз.руководитель

Разучивание рождественских стихов, колядок, считалок, поговорок, потешек.

11.01.2016г. -15.01.2016г.

Закроева Н.С., муз.руководитель

Просмотр воспитанниками старшей и подготовительной групп презентации «Что такое Рождество».

14.01.2016г.

Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР

Консультация для родителей «Приобщаем детей к народным традициям».

11.01.2016г. -15.01.2016г.

Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР

Аппликация «Ангелочек» в старшей и подготовительной группах.

13.01.2016г.

Филиппова О.И., воспитатель,

Зайцева В.И., воспитатель

Наглядно-текстовая информация для родителей  о традициях и обычаях празднования Рождества Христова.

11.01.2016г. -15.01.2016г.

Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР

Чтение художественной литературы «Рождество Христово», «Вифлеемская звездочка», сказки:  «12 месяцев», «Про Емелю», «Снегурочка».

11.01.2016г. -15.01.2016г.

Филиппова О.И., воспитатель,

Зайцева В.И., воспитатель

Музыкально-литературный досуг «Рождественские посиделки».

15.01.2016г.

Закроева Н.С., муз.руководитель, Гайкова Л.А., зам.зав. по ВМР

IVэтап – оценка результатов

Участники проекта делятся мнениями, оценивают деятельность в рамках проекта. Осуществляется коллективная рефлексия.

Заключение

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре через празднование Рождества Христова» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. В целом проект в своём развитие имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников, решать коммуникативные и речевые проблемы. Мы стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Маленькие волшебницы», как средство приобщения детей к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство.

Данный материал основан на опыте работы кружка "Маленькие волшебницы" МБДОУ ЦРР д/с №109 "Колокольчик" г. Волжский. Используемый опыт может помочь педагогам других дошкольных учреждений....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Очень важно приобщать детей к русской народной культуре. Лучше всего это делать через игру, так как это основная и ведущая деятельность ребенка....

Консультация для родителей « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой».

« Приобщение детей к русскойнародной культуре через знакомство сдымковской игрушкой»....

Методическая разработка. "Приобщение детей к русской народной культуре через фольклор"

Актуальность темы. Цель и задачи. Методы и формы работы. Работа с родителями. Работа с педагогами. Список литературы. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по те...