Текст к презентации "Методика обучения общеразвивающих упражнений в разных возрастных группах"
презентация

Походенко Наталья Алексеевна

Текст к презентации "Методика обучения ОРУ в разных возрастных группах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_metodika_obucheniya_oru.docx46.72 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г.о. Подольск

Комитет по образованию

Городское методическое объединение

инструкторов по физической культуре

Сообщение

для инструкторов по физической культуре

«Методика обучения общеразвивающим упражнениям

в разных возрастных группах»

                                                                              Подготовила

                                                                              инструктор по физической культуре

                                                                              МДОУ  детского сада №55 «Кузнечик»

                                                                              Походенко Наталья Алексеевна

                                                                                                 15 апреля 2016

1 слайд

        Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей всего организма.

        Общеразвивающие упражнения используются в утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие ребенка.

        Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполнять с разным мышечным напряжением, разной скоростью, в разном ритме и темпе.

2 слайд

Познакомимся с особенностями ОРУ

  1. Простота и доступность

Большинство упражнений простоты по своей структуре. Они состоят из элементов, которые могут  быть выполнены отдельно. Здесь нет такой динамичности, слитности, как в основных движениях, где каждая фаза непосредственно связана с другой (например, разбег в прыжках переходит в толчок, толчок – в полет и т.д.).

  1. Возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.

Если необходимо подготовить, разогреть мышцы перед выполнением ОВД, конечно же необходимо воздействовать на определенные группы мышц и в этом ОРУ играют немаловажную роль.

  1. Возможность строго дозировать нагрузку

Мы можем варьировать нагрузку самыми различными способами. Рассмотрим на следующем слайде.

3 слайд

Нагрузки регулируются за счет

  1. Содержание упражнения

Упражнения могут быть простые и сложные. К категории простых упражнений относятся упражнения которые включают в себя одно ведущее движение (например: обычные наклоны, повороты и т.д) Если движение содержит несколько двигательных действий  (например: повороты с приседанием, наклоны с выполнение движений руками и т.д), то это сложные упражнения , чем больше движений включено в упражнение, тем оно сложней. Таким образом мы можем дозировать нагрузку, от более простых к более сложным.

  1. Конечно, мы можем дозировать нагрузку за счет количества упражнений в комплексе. Нам с вами известно, что количество упражнений в младшем возрасте должно быть 4-5 упражнений, в среднем возрасте – 5-6 упр, в старшем и подготовительном возрасте это уже 6-8, 8-10.
  2. Конечно,  очень важно количество повторов упражнений. Мы можем повторять упражнения 4,6,8,10 раз (в зависимости от возраста)
  3. Так же интервал отдыха между упражнений мы можем дозировать, можем делать их короче и длиннее.
  4. Конечно же, нагрузка так же регулируется за счет темпа выполнения упражнений. Упражнения в медленном темпе воздействуют на нагрузку  мышц  человека, а в быстром темпе и маховые упражнения способствуют большему растяжению мышц, их эластичности.
  5.  Немало важен характер выполнения упражнения.  Например упражнение поднимание ноги в медленном темпе на 8 счетов, гораздо более труднее, чем маховые движения ног с такой же амплитудой, но выполненное в быстром темпе.
  6.  Исходные положения должны быть не только из основной стойки, но и сидя, лежа, лежа на спине, животе, боку, стоя на коленях, стоя на одном колене и т.д

Наша с вами задача разнообразить комплекс, чтобы увеличивать или уменьшать нагрузку .

4 слайд

Мы с вами знаем, что существуют большое разнообразие упражнений. В связи с этим существуют различные классификации ОРУ. Поэтому мы  должны четко различать какие бывают ОРУ.

  1. По анатомическому признаку.

Упражнения для рук и плечевого пояса

Упражнения для ног и тазового пояса

Упражнения для туловища и шеи

  1. Классификация по признаку преимущественного воздействия

Упражнения на силу

Упражнения на растягивания и упражнения на расслабление

Упражнения на осанку

Упражнения на координацию

Дыхательные упражнения.

  1. Классификация по признаку использования предметов и снарядов

С предметами (палки, гантели, скакалка, набивной мяч и т.д)

На снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка, стул, степы и т.д)

С использование тренажеров.

  1. Классификация по признаку организации группы

Одиночные упражнения

Упражнения выполняемые вдвоем, втроем

Упражнения в кругу в сцеплении

Упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах

Упражнения в движении

  1. Классификация по исходным положениям

Упражнения выполняемые из стоек

Из седов

Из приседов

Из положения лежа, из упоров

Из висов и т.д

5 слайд

Требования к отбору ОРУ

При составлении комплексов исходят из педагогических задач, учитывают: особенности возраста, физическую подготовленность детей, формы работы

6 слайд

В выборе и определении последовательности упражнений руководствуются следующими методическими положениями:

  1. Упражнения оказывают разностороннее воздействие. Поэтому в комплекс входят упражнения для разных частей тела, необходимые для развития разных физических качеств.
  2. Особое внимание уделяется упражнениям на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы, дыхания.
  3. Каждое предыдущее упражнение  облегчает выполнение предыдущего. Поэтому упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает утомление местного характера. Например, после упражнений для туловища (повороты в стороны) следует выполнить упражнение для ног и брюшного пресса, а затем опять для туловища, но другого характера (наклоны вперед) и т.д
  4. В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое сложное, в котором движения выполняются с большим напряжением.
  5. Упражнения соответствуют назначению комплекса.

Комплекс для утренней гимнастики направлен на укрепление, оздоровление организма, повышение функционального уровня систем организма.

Комплекс на физкультурном занятии направлен на целенаправленную физическую подготовленность детей.

Упражнения на физкультминутках направлены на повышение обменных процессов, снятие утомления с мышц, сохранение и повышение умственной работоспособности.

В комплекс для гимнастики после сна входят упражнения профилактического характера, направленные на пробуждение, в которых нет аэробной нагрузки, упражнения на профилактику плоскостопия, осанки.

      7слайд

При составлении комплекса соблюдаются следующие правила:

1.Ходьба и упражнения на осанку и укрепления свода стопы.  

2.Упражнения для различных частей тела и суставы в соответствии с анатомическим принципом.  

3.Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно сосудистой системы (различные варианты прыжков и бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте)  

4.Упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки.

8слайд

Более подробно разберем последовательность общеразвивающих упражнений в комплексе.

1.Специальные дыхательные упражнения (если они есть) проводятся первыми, т.к требуют внимания. Кроме того, создаются благоприятные условия для дальнейшей физической работы.

2. Упражнения для рук и плечевого  пояса – для формирования правильной осанки.  При отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох.

3. Повороты  туловища, наклоны в стороны или наклоны вперед.

4. Упражнения для ног из исходного положения стоя (махи, приседания и т.д; упражнения  на координацию с некоторыми элементами спортивной гимнастики: выставление ног с оттягиванием носке; на развитие функции равновесия).

5. Наклоны туловища вперед (с прямой или согнутой спиной из исходного положения стоя, стоя на коленях и т.д)

6. Упражнения для ног и брюшного пресса из исходного положения лежа на спине, сидя и т.п.

7.Упражнения для туловища из исходного положения лежа на животе.

9 слайд

Для того чтобы приступить к выполнению упражнений очень важно проверить, удовлетворяет  ли наш комплекс всем необходимым критериям. Критериями правильного подбора упражнений является:

*учет возрастных особенностей детей в подборе сложности и дозировки упражнений.

*согласованность движений по анатомическому признаку

*постепенность нагрузки и темпа

*наличие исходных положений

10 слайд

Способов построения детей для выполнения ОРУ существует много.

Это в строю, в колонне, в звеньях, врассыпную, в кругу, в шахматном порядке и т.д.

Мы должны продумать как детей расставить, как их верно разместить, чтобы было видно детям  вас и вам всех детей.

Младший возраст строят обычно в круг, врассыпную по ориентирам.

Со среднего возраста, наряду со свободным построением в круг, вводится построения в колонну по два, по три , по четыре (ведущих назначает воспитатель) или дети  перестраиваются самостоятельно в звенья, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов.

В старшем возрасте в основном используются те же построения, что и в средней группе, добавляются перестроения в шахматном порядке, усложнение заключается не столько в разнообразии, сколько в требовании к точности и быстроте выполнения каждого построения. Возрастает роль слова: больше используется указания, распоряжения, команды; меньше предметных ориентиров.

11 слайд

Существует несколько способов выполнения ОРУ

1.При раздельном способе каждое упражнение комплекса выполняется после паузы, в течении которой дается объяснение.

2. При поточном способе в движении по кругу одновременно с ходьбой выполняют упражнения. Упражнения должны быть предельно просты, знакомы детям, должны существовать переходы, так же должен соблюдаться анатомический принцип.

3. Бывает также серийно-поточный  способ при котором упражнения выполняются серийно: сделали одно упражнение в движении, прошли круг. Этот способ можно использовать и для подготовительной группы.

12 слайд

Очень важно использовать различные исходные положения. На слайде можно посмотреть и вспомнить какие можно использовать исходные положения. Часто попадаются комплексы где одни и те же исходные положения. Детям нравится разнообразие в их двигательной деятельности, поэтому стоит использовать различные И.П.

13 слайд

Методика обучения ОРУ зависит от ряда факторов.

Выбор конкретных методов и приемов зависит от:

*возраста детей

*вида упражнений

*формы организации физического воспитания

*специфики педагогических задач

14 слайд

При выполнении ОРУ формы организации детей могут быть различны

  • всеми одновременно - фронтальная организация;
  •  по группам - групповая организация;
  • по одному - индивидуальная организация.
  • круговая (строго дозированная работа на станциях по карточкам)
  • поточная (последовательное выполнение серии упражнений одного занимающегося за другим)

15 слайд

Какие методы и приемы существуют:

1.Приемы направленные на целесообразность размещения группы для выполнения упражнений.

2.Приемы обучению, созданию, представлений о нем.

3.Приемы непосредственного проведения упражнения (подача команд для начала и окончания упражнения, подсчет)

4.Приемы исправления ошибок.

5.Приемы активизации внимания при выполнения упражнений.

Обратим внимание на приемы обучения

           16 слайд

Итак, ведущие приемы обучения

  • объяснение, при котором воспитатель говорит, что и на какой счет надо делать;  
  • показ, при котором воспитатель, не объясняя, показывает движения каждого счета;
  • совмещенное объяснение и показ, при котором воспитатель показывает движения каждого счета, одновременно называя эти движения;
  • показ по разделениям ( расчлененный)

17 слайд

Теперь поговорим о приемах непосредственного проведения упражнения

Показывать упражнения нужно стоя лицом к группе,  зеркально, то есть говорить "вправо", а делать влево.

Выбор методов и приемов зависит от возраста детей.

Например в младшей группе есть ряд принципов и приемов которые не работают уже в старшем возрасте, а методика работы в подготовительной группе никак не совместимы с младшим возрастом. Проводя комплекс ОРУ с малышами следует учитывать следующие важные моменты.

18 слайд

*С детьми младшего возраста используется одновременное исполнение упражнения педагога с детьми, конечно же  без счета. Иногда, некоторые педагоги  используют счет, в этом нет смысла, ребенку в этом возрасте непонятен счет и счет, в его сознании, идет отдельно от того что он делает.

*Все упражнения должны носить имитационный характер. 

*Педагог выполняет упражнения вместе с детьми всегда, проговаривая  все движения.

19 слайд

В средней группе, в начале учебного года методика обучения ОРУ такая же как и в младшей группе. Постепенно процесс обучения изменяется: появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим меняется характер некоторых методов и приемов

*В средней группе складывается понятие о числе, счете, порядковом счета. Поэтому где то во втором полугодии вводится счет. Вводится он постепенно, мы продолжаем проговаривать действия, но в середине выполнения упражнения добавляем счет.

*Наряду с имитационными, образными упражнениями постепенно вводятся аналитические упражнения.

*Перед разучиванием какого-либо упражнения педагог называет его, затем показывает, как правильно выполнять движения. Требования к показу движений педагогом усложняется. Если в младшей группе в имитационных упражнениях основное внимание уделялось эмоциональному раскрытию образа, то в средней группе у детей начинают формировать аналитическое восприятие техники движений. Поэтому при обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, выразительно, без остановки, ритмично, с четким исходным положением.

20 слайд

В старшем возрасте от 5 до7 лет происходят заметные   качественные изменения в развитии детей. Увеличивается удельный вес, сила мышц, улучшается их функция. Это положительно сказывается на быстроте, темпе, ритме движений. Общеразвивающие упражнения становятся значительно сложнее, т.к ребенок лучше управляет своими движениями.

Очень важно обозначить три этапа обучения  

1 этап обучения (стадия иррадиации)

2 этап обучения (стадия специализации)

3 этап обучения (стадия стабилизации)

21 слайд

1 этап обучения (стадия иррадиации)

Это этап разучивания упражнения, когда создается общее представление о движении.

Предварительный показ с обучением последовательности выполнения упражнения на каждый счет, является ведущим приемом.

22 слайд

Рассмотрим алгоритм действия инструктора на первом этапе обучения

  1. Называем упражнение.   (Повороты туловища в стороны с отводом рук)
  2. Акцентировать внимание на исходном положении (основная стойка руки на поясе)
  3. Показ исходного положения с проговариванием
  4. Объяснение движения на каждый счет с одновременным показом (на раз поворот туловища влево, отводим прямую руку влево, назад на два – исходное положение, на три – поворот туловища вправо, правую руку отвести в сторону, назад, на четыре – исходное положение.) Иногда дети начинают выполнять упражнение вместе с вами, на этом этапе нужно четко отфиксировать этот момент, приучить детей чтобы дети выслушивали вашу инструкцию, а не выполняли сразу.
  5. Дается распоряжение или команда принять исходное положение. Распоряжение это (стали в исходное положение), а команда это (исходное положение принять)
  6. Одновременное выполнение упражнения детьми с педагогом под счет с проговариванием действий
  7. Далее просто под счет с показом (ключевой фразой здесь является  внимание на технике не фиксируется). Категорически не стоит исправлять ошибки на первом этапе обучения, потому что складывается первое представление об упражнении, у ребенка процесс торможения и возбуждения не уравновешен, очень много лишних движений, присутствует мышечное напряжение, ребенок скован, совершает какие то ошибки и неточности, т.е. движение осваивается в общих чертах.

Время на этот этап нужно иногда несколько занятий, иногда больше, все зависит от подготовленности детей. Как правило 2-3 занятий, чтобы у детей сложилось впечатление об этом комплексе.

23 слайд

Второй этап (стадия специализации).

Этот этап характеризуется отработкой техники движений. Это самый сложный этап, потому что здесь идет работа на ошибками и контроль за выполнением упражнений и он занимает как правило больше времени, чем остальные этапы. Здесь меняется алгоритм действия, алгоритм выполнения движения.

                 24слайд

  • Алгоритм действия инструктора на втором этапе обучения
  1. Название упражнения.
  2. Принятие исходного положения по команде или распоряжению
  3. Первичный показ образца действий с подсчетом без пояснения при выполнении вместе с детьми. Пояснение в данном случае уже не нужны, потому что в целом уже все дети должны выполнять это упражнение. 
  4. Выполнение упражнения детьми самостоятельно под счет. В данном случае, на втором этапе, постоянный  показ от начала и до конца вреден, потому что ребенок перестает мыслить самостоятельно, он смотрит на образец и просто повторяет за вами, а умственно контролировать свои действия, включать самоконтроль на данном этапе очень важно.
  5. Наблюдение за техникой выполнения упражнения, с короткими  устными инструкциями  (держим спину ровно, руку выпрямляем, отводим как можно дальше назад) 

25слайд

Приемы исправления ошибок

  • Можно иногда остановить упражнение дав команду «Стой!» или «Остановись!» и начать заново добиваясь четкости в выполнении.
  • Подсказ индивидуальный (назвав имя ребенка) или всей группе.
  • Подсказывающий показ не прерывая подсчета.
  • Указания даются в темпе выполнения, вместо какого-либо счета. Не сбивая темпа, вместо счета называем те ключевые моменты на которые хотим обратить внимание.
  • Подсказ движений вместо подсчета в начале исполнения упражнения (без счета). Например: наклон, выпрямились, сели,  встали
  • В случае, если упражнение плохо понято, целесообразно после остановки повторить его по разделениям.

26слайд

  1. этап обучения (стадия стабилизации)

Это этап закрепления и совершенствования движений

27слайд

Алгоритм становится проще.

1.Название упражнения.

2. Принятия исходного положения по словесному распоряжению.

3. Дети выполняют упражнение просто под счет, без показа

 Это тот самый этап когда можно вводить усложнения, творческие задания или выполнять движения под музыку. Когда техника полностью сформирована, в качестве поощрения, поднятия интереса, эмоционального тонуса, хорошо выполнять упражнения под музыку.

28слайд

Вот и все что я хотела вам рассказать.

Спасибо за внимание! Успехов вам в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп.

Методика  обучения  строевым  упражнениям  детей  разных  возрастных  групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе....

Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах дошкольного возраста

Материал содержит в себе рекомендации педагогам ДО по методике обучения дошкольников ощеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах....

Презентация "Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах"

Презентация "Методика обучения ОРУ в разных возрастных группах"...

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп

Методика обучения строевым упражнениям детейразных возрастных групп детского сада...

Методика проведения общеразвивающих упражнения в разных возрастных группах ОУ

В данной статье подробно рассмотрена методика проведения развивающих упражнений в разных возрастных группах....

Общеразвивающие упражнения в разных возрастных группах (ОРУ и их роль в физическом развитии дошкольников, методика проведения + шпаргалочка по методике, видеоролик по дпнной теме)

Общеразвивающие упражнения - специально разработаные движения для разных частей тела. Они занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для...