«Музейная педагогика в ДОУ»
статья

касаткина татьяна сергеевна

Современная музейная педагoгика направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих и познавательных способностей личности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzey_v_dou.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Музейная педагогика в ДОУ»

«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,

документа и романа, которая  посылает нам через многие годы

луч света и доносит уникальные по ценности знания и опыт»

Ф. Дзери

       Понятие "музейная педагогика", появилось в начале 1980-х гг.. , заимствовано оно из немецкой терминологии.  Современная музейная педагoгика направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.
      Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе спoсобствует сохранению народных традиций, помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, воспитанию чувства духовности и патриотизма. Знакомство с музеем развивает у дошкольников способности к сопереживанию и эстетическому созерцанию, формирует уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Хотелось бы отметить, что музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.

       «Музейная педагогика» в детском саду – это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами, а также  предметно-развивающей среды ДОУ.
       С какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? Ответить на это вопрос можно по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в дошкольном учреждении ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
      Игра является ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста. И именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Фантазия и воображение, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
      Формами музейной педагогики является экспозиции фотографий, картинная галерея, создание коллекций, репродукции картин и детские творческие работы.
Музей – место, где хранятся и экспонируются предметы искусств, культуры, быта, истории. Это место, куда приходят люди, чтобы узнать, увидеть что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день в повседневной жизни. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему - то забытому, чему – то святому, чему - то дорогому, к тому, что хочется запомнить и хранить в своем сердце. В музее всё особенное: и обстановка, и экспонаты. И вести себя нужно не так, как можно вести себя дома или на улице. К сожалению, дошкольник, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «придет» к ребёнку, поместить его в стенах ДОУ? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.
      В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, тем самым мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на этом закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
      Второй особенностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея быть доступен ребенку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Детям дошкольного возраста свойственно познавать мир посредством органов чувств. Им недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт ее в руки, может быть, обследует предмет. Увеличивается прочность запоминания, полнота восприятия. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть. Большое значение для ребенка имеет его не посредственное участие не только в сборе материала, но и в его представлении, когда ребенок сам становится экскурсоводом, что само по себе стимулирует детскую познавательную активность и интерес.
       Все названные особенности делают музей своим для ребенка. Также музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания. Музей – это хранитель подлинных свидетельств прошлого, он по-прежнему остается уникальным и незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.
       Такой инновационных подходов имеет практическую значимость и возможность применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Деятельность в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...