Развитие самостоятельности у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Буровцева Вероника Юрьевна

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.

 

Достижения в психическом и моторном развитии де­тей первых 2 лет жизни вызывают у них потребность в са­мостоятельных действиях; при этом проявляется стремле­ние малыша к активному освоению мира, к самоутвер­ждению. Если глушить это стремление, ребенок может вырасти пассивным, неспособным проявлять усилия.

Самостоятельность детей третьего года жизни тесно связана с содержанием деятельности, в которой она формируется:

в режимных процессах воспитываются навыки самообслуживания; в игре дети самостоятельно воспроиз­водят 2—3 жизненных эпизода; на занятиях самостоятельно воплощают замысел в рисунке, постройке; при вы­полнении поручений проделывают трудовые операции (убирают игрушки, кормят рыбок, расставляют тарелки с хлебом). Дети проявляют самостоятельность и во взаимо­отношениях со сверстниками (инициативно оказывают помощь, проявляют сочувствие).

В педагогической литературе самостоятельность детей 2—3 лет характеризуется как проявление независимых от взрослых действий, направленных па выполнение зна­комым способом определенной задачи, поставленной кем-то из окружающих. На следующей возрастной ступени, к 4 годам, ребенок выполняет независимые от взрослых действия, которые направлены на решение нескольких знакомых задач, поставленных кем-то из окружающих, а также самим малышом; при этом он действует знакомым способом в несколько измененных условиях, но сходных с теми, и которых данная задача решалась раньше.

Понятие «самостоятельность» включает познаватель­ные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеуст­ремленность; проявление нравственных чувств и положи­тельных эмоций {доброты, сочувствия, радости, удоволь­ствия). Первые 2 компонента составляют содержание по­нятия самостоятельность, последние обеспечивают ее дей­ственность. Единство этих сторон создает предпосылки для развития самостоятельности и дальнейшего ее фор­мирования как морально-волевой черты характера.

Средствами развития самостоятельности детей явля­ются:

  • определение круга обязанностей (не разбрасывать иг­рушки, беречь одежду, не шуметь и т.д.);
  • обогащение знаниями и умениями, относящимися к самообслуживанию, обращению с игрушками и вещами, взаимоотношению со сверстниками и взрослыми;
  • создание условий для применения знаний и умений при проявлении самостоятельности (удобный покрой одежды, соответствующая росту детей мебель, предметы гигиены);
  • обучение практическим действиям через игры-инсценировки;
  • широкое использование метода оценки поступков де­тей, их поощрения,

В самостоятельности младших детей заложены пред­посылки трудового воспитания. Вначале воспитатель осу­ществляет совместные с ребенком действия, мотивируя их: обучает определенным навыкам, поддерживает инте­рес к деятельности, проделывает действия за ребенка, тем самым, показывая ему пример. Постепенно доля участия взрослого снижается, а доля самостоятельности детей уве­личивается. При обучении предметным действиям и фор­мировании навыков самостоятельности воспитатель ори­ентирует ребят на результат, который должен быть на­глядным, содержать элементы новизны и значимости, что активизирует их ориентировочные реакции. Причем, если результат слишком далек от начала действия, то дети те­ряют его. Поэтому целесообразно членить их деятельность на несколько действий, в которых заложены промежуточ­ные результаты: например, при наполнении песочницы песком выделять 3 этапа действий, имеющих результат (наполнение ведерок, их перемещение, заполнение песоч­ницы). Такая методика руководства деятельностью повы­шает интерес детей, формирует результативность, воспи­тывает самостоятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_samostoyatelnosti_u_detey_rannego_vozrasta.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.

Достижения в психическом и моторном развитии детей первых 2 лет жизни вызывают у них потребность в самостоятельных действиях; при этом проявляется стремление малыша к активному освоению мира, к самоутверждению. Если глушить это стремление, ребенок может вырасти пассивным, неспособным проявлять усилия.

Самостоятельность детей третьего года жизни тесно связана с содержанием деятельности, в которой она формируется:

в режимных процессах воспитываются навыки самообслуживания; в игре дети самостоятельно воспроизводят 2—3 жизненных эпизода; на занятиях самостоятельно воплощают замысел в рисунке, постройке; при выполнении поручений проделывают трудовые операции (убирают игрушки, кормят рыбок, расставляют тарелки с хлебом). Дети проявляют самостоятельность и во взаимоотношениях со сверстниками (инициативно оказывают помощь, проявляют сочувствие).

В педагогической литературе самостоятельность детей 2—3 лет характеризуется как проявление независимых от взрослых действий, направленных па выполнение знакомым способом определенной задачи, поставленной кем-то из окружающих. На следующей возрастной ступени, к 4 годам, ребенок выполняет независимые от взрослых действия, которые направлены на решение нескольких знакомых задач, поставленных кем-то из окружающих, а также самим малышом; при этом он действует знакомым способом в несколько измененных условиях, но сходных с теми, и которых данная задача решалась раньше.

Понятие «самостоятельность» включает познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеустремленность; проявление нравственных чувств и положительных эмоций {доброты, сочувствия, радости, удовольствия). Первые 2 компонента составляют содержание понятия самостоятельность, последние обеспечивают ее действенность. Единство этих сторон создает предпосылки для развития самостоятельности и дальнейшего ее формирования как морально-волевой черты характера.

Средствами развития самостоятельности детей являются:

  • определение круга обязанностей (не разбрасывать игрушки, беречь одежду, не шуметь и т.д.);
  • обогащение знаниями и умениями, относящимися к самообслуживанию, обращению с игрушками и вещами, взаимоотношению со сверстниками и взрослыми;
  • создание условий для применения знаний и умений при проявлении самостоятельности (удобный покрой одежды, соответствующая росту детей мебель, предметы гигиены);
  • обучение практическим действиям через игры-инсценировки;
  • широкое использование метода оценки поступков детей, их поощрения,

В самостоятельности младших детей заложены предпосылки трудового воспитания. Вначале воспитатель осуществляет совместные с ребенком действия, мотивируя их: обучает определенным навыкам, поддерживает интерес к деятельности, проделывает действия за ребенка, тем самым, показывая ему пример. Постепенно доля участия взрослого снижается, а доля самостоятельности детей увеличивается. При обучении предметным действиям и формировании навыков самостоятельности воспитатель ориентирует ребят на результат, который должен быть наглядным, содержать элементы новизны и значимости, что активизирует их ориентировочные реакции. Причем, если результат слишком далек от начала действия, то дети теряют его. Поэтому целесообразно членить их деятельность на несколько действий, в которых заложены промежуточные результаты: например, при наполнении песочницы песком выделять 3 этапа действий, имеющих результат (наполнение ведерок, их перемещение, заполнение песочницы). Такая методика руководства деятельностью повышает интерес детей, формирует результативность, воспитывает самостоятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие самостоятельности у детей раннего возраста"

Многие родители недоумевают, как развивать самостоятельность у ребёнка третьего года жизни и с чем она связана. В этой статье вы познакомитесь с рекомендациями по развитию самостоятельности у детей ра...

Консультация для родителей на тему: «Развитие самостоятельности у детей раннего возраста»

Cамый важный принцип развития самостоятельности в раннем возрасте – не делать за ребенка то, что он может сделать сам (даже если вы делаете это быстрее и лучше). Помогать ребенку стоит только в ...

Консультация для родителей. Развитие самостоятельности у детей раннего возраста.

В материале представлен обобщенный материал по развитию самостоятельности у детей раннего возраста....

презентация для родителей «Кризис 3-х лет и развитие самостоятельности у детей раннего возраста»

Презентация к родительское собранию, где указаны проявления у детей кризиса 3-х лет....

«Развитие самостоятельности у детей раннего возраста» консультация для родителей

Развитие самостоятельности – одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости....

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства.Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, обе...

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей раннего возраста"

Что дети к концу младшего дошкольного возраста должны научиться делать самостоятельно.Условия, необходимые для развития самостоятельности ребёнка в самообслуживании....