Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего развития «Карапуз» (1,5-3 года)
учебно-методический материал (младшая группа)

Ольга Евгеньевна Никитина

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего развития «Карапуз» (1,5-3 года)

Развивающая предметно-пространственная среда служит одним из факторов воспитания ребенка и играет огромную роль в его развитии. К организации Развивающей предметно-пространственной среды необходимо относится более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. Предметная среда – это среда обитания ребенка, в которой он находится большую часть времени. Социальный опыт и все новое об окружающем малыш получает от педагогов и родителей, в непосредственном общении с ним. Среда, в которой находится ребенок, также является источником знаний, социального опыта и развития ребенка. Поэтому важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает взрослому в обеспечении гармоничного развития ребенка, создании эмоциональной атмосферы в группе, проведении игр и непосредственно образовательной деятельности детей.

Тот мир, в который вступает и познает малыш, должен быть насыщен впечатлениями, вызывать у ребенка эмоциональный отклик и активизировать у него все виды восприятия (слух, зрение и т. д.)

При организации развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе учитывались возрастные особенности и задачи воспитания, а также была учтена безопасность оборудования, исключающая возможность травматизма детей (отсутствие острых углов, выступов, а также создан психологический комфорт каждому ребенку.

При создании развивающей предметно-пространственной среды учитывались также основные направления развития ребенка второго года жизни – это совершенствование основных движений; развитие предметно-игрового поведения; развитие разных сторон речи и ее функций; возрастание самостоятельности ребенка во всех сферах жизни.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы придерживались определенных правил:

• Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую коммуникативные функции;

• Среда удовлетворяет потребностям и интересам ребенка;

• В группе предусмотрено место для экспериментальной деятельности;

• Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;

• Учитываются закономерности психического развития, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

• При создании развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении учитывалась ведущая роль игровой деятельности.

«Центр книги»

Так как основной задачей раннего возраста является развитие активной речи, в «Центре книги» подобраны разнообразные предметные и сюжетные картинки, альбомы с иллюстрациями для познавательного и речевого развития, картотеки потешек, стихов и большой выбор разнообразных книг.

Малыши получают огромное удовольствие, когда мы им читаем книги, и они с большим интересом рассматривают картинки.

«Центр музыки»

Музыкально-двигательная активность, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры развивают у детей физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере.

Музыкальный уголок в нашей группе заполнен различного рода музыкальными инструментами: металлофоны, бубны, колокольчики, погремушки, дудочки, барабаны и другие. А так же имеются в наличии изображения музыкальных инструментов, сборники аудиозаписей детских песенок.

«Центр Театра»

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она понятна ребенку, потому что связана с игрой. Театр детей радует, развивает, поэтому наиболее эффективен в период адаптации.

Мы знакомим детей с разными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот, который ему нравится. Наш театральный уголок представлен следующими театрами: пальчиковым, деревянным, картонным, бибабо, кукольным, а так же огромным количеством разнообразных масок героев русских сказок.

Встреча с героями из сказок помогает деткам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Центр «Песок и вода»

Дети без конца задают вопросы «Как?», «Почему?», их многое интересует, они наблюдательны, им все хочется попробовать сделать самостоятельно. Вода и песок - одни из первых и любимых всеми детьми объекты исследования. Наша задача, чтобы направить энергию юных исследователей в нужное русло, вовремя помочь, самим организовать поле для исследования.

В центре имеется множество игрушек для игр с водой и песком: формочки, лопатки, совочки, лейки; природные материалы (камушки, пробки, крышечки) и многое другое. Игры с водой и песком вызывают положительные эмоции у детей. Дети экспериментируют, знакомятся со свойствами различных материалов и предметов. Во время игры идет закрепеление представлений о величине, форме, цвете; развивается мелкая моторика рук.

«Центр творчества»

Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. В центре имеются : цветные и восковые карандаши, цветные мелки, кисточки, гуашь, пальчиковые краски, акварель, ватные палочки, печатки, трафареты, бумага для рисования, расскраски, пластилин для лепки, стеки, формочки и другое.

«Центр сенсорного развития»

Играя с различными дидактическими игрушками, дети учатся сравнивать, различать качества предметов (форма, цвет, величина). Все это имеет большое значение для развития восприятия малыша. Наш центр сенсорики комплектован матрешками, вкладышами, различными пирамидками, шнуровками, логическими кубом и шаром, прищепками основных цветов, деревянными цилиндрами, различных по размеру и цвету, разнообразными мозайками и множеством дидактических игр, сделанных своими руками.

«Центр конструирования»

Процесс конструирования у детей раннего возраста напоминает игру-экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Наш центр конструирования представлен несколькими разновидностями конструкторов, мягкими модулями, деревянными и пластмассовыми кубиками, конструкторами «Лего».

«Центр физкультуры»

Движения у детей раннего возраста развиваются во время игры и самостоятельной двигательной деятельности. Поэтому в первую очередь необходимо создать все условия, чтобы он мог двигаться свободно.

В нашем спортивном уголке имеются дорожки здоровья, мягкие валики, подушечки с наполнением, кегли, массажные мячики, разного размера резиновые мячи, флажки, обручи, картотека физкультминуток, подвижных игр, комплексы утренней гимнастики и многое другое.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе создает благоприятные условия для развития наших воспитанников. Дети осваивают свойства и признаки предметов (цвет, форма, величина, овладевают пространственными отношениями, узнают о животном и растительном мире, временах года, приобщаются к музыкальной культуре, развиваются физически.

Среда развития умственной, игровой, физической деятельности детей становится основой для самостоятельной деятельности. Одновременно происходит развитие любознательности, воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков. А главное – происходит развитие личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...