Адаптация детей с ОВЗ к ДОО
статья

Материал по вопросам адаптации детей с ОВЗ к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_s_ovz_k_doo.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Быстрая Наталья Владимировна

Педагог-психолог, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад «Феденька»,

г. Абакан, Республика Хакасия

Адаптация детей с ОВЗ к условиям дошкольной образовательной организации

Проблема адаптации  детей с ОВЗ к дошкольному учреждению  представляет собой немалый интерес, как  для воспитателей, так и для специалистов ДОУ, что обусловлено высокой актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей.

Процесс привыкания проходит не всегда благополучно у абсолютно здоровых детей, а тем более у детей имеющих какие-то особенности здоровья и развития.

Процесс привыкания включает широкий спектр индивидуальных реакций, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий, созданных в дошкольном учреждении. Учитывая увеличивающееся, с каждым годом, количество детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях, вопросы адаптации таких детей встают достаточно остро.

Существует ряд закономерностей, которые характерны для всех детей переживающих период адаптации, но следует отметить особенности характерные для детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать для  эффективного взаимодействия с ребенком. Стоит отметить, что поступление в детский сад связано со значительными изменениями всего уклада жизни ребенка, а это влечет изменение в психофизическом состоянии ребенка. Организм ребенка, имеющий особенности психического или физического развития испытывает двойную нагрузку: включение компенсаторных функций и переживание стресса связанного с процессом адаптации. Этим зачастую и обусловлено более длительное и тяжелое прохождения привыкания к дошкольному учреждению.

Задача всех сотрудников детского сада создать условия, которые бы помогли более плавному вхождению ребенка с ОВЗ в новые для него условия и ограждение его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций.

Необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая способствовала наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяя сформировать положительное отношение к детскому саду, а так же навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Существует ряд факторов влияющих на процесс адаптации. Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здесь важно отметить, что физически развитый здоровый ребенок любые стрессовые состояния переживает значительно легче. Любое нервное и соматическое ослабление тормозит адаптационные механизмы. Поэтому важно организовать условия для комфортного физического состояния ребенка. Одним из таких условий является режим. Правильный режим с  чередованием  деятельности и отдыха, своевременного полноценного питания, хорошего сна, обязательной ежедневной прогулки, проведение закаливающих процедур, использования средств физической культуры с учетом доступности для детей с ОВЗ, посильной для дошкольников физической и умственной нагрузки на благоприятном эмоциональном фоне, способствует профилактике переутомления и снижению других неблагоприятных факторов. Работа по организации и поддержанию выверенного режима это важнейшая задача  педагогов и родителей, заботящихся о здоровье ребенка.

Еще одним фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, и особенности психофизического развития детей разных возрастных периодов. Этот фактор особенно важен, если период адаптации совпадает с возрастным кризисом и возникшими на этой основе невротическими формами поведения.

Так же адаптация зависит  от жизненного опыта и особенностей семейного воспитания ребенка. Ребенок из большой семьи, где есть бабушка и дедушка, тети и дяди, братья и сестры, умеющий выстраивать собственный стиль поведения с разными членами семьи, в группе легче идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом исследует незнакомую обстановку.

Эмоциональный фактор – это важнейшая составляющая, которая является движущей силой успеха, стимулирует к переходу от одной фазы адаптации к другой и может кардинальным образом повлиять на ее ход.

Немаловажное значение имеет сформированность навыков самостоятельности. Здесь важно отметить доступность навыков самообслуживания для детей с разными ограничениями  здоровья, но необходимость формирования этой самостоятельности на доступном для ребенка уровне.

Таким образом, анализируя факторы влияющие на процесс привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения , можно выделить ряд направлений деятельности педагогов   для обеспечения комфортного и быстрого процесса адаптации:

  1. Учет особенностей ограничения по здоровью.
  2. Организация  рационального режима.
  3. Сохранение и укрепление психофизического здоровья, профилактика заболеваний.
  4. Учет нервно-психического уровня развития ребенка.
  5. Учет возрастных  особенностей, периодов возрастных кризисов.
  6. Создание благоприятного эмоционального фона, как родителями в семье, так и педагогами в ДОО.
  7. Создание условий для формирования самостоятельности у ребенка.
  8. Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей  в период адаптации.

Таким образом , при организации успешной взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей в период привыкания ребенка к новым для него условиям, необходимо в полной мере использовать потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - помощи ребенку с ОВЗ в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающим миром.

Библиографический список

  1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 167 с. 
  2. Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов . М.:. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008. 223 с.
  3. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.  256 с.
  4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. 180 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....