Сообщение для родителей РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ИГР. Воспитатель Ульяненко Н.Н.
консультация (средняя группа)

Ульяненко Наталья Николаевна

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение для родителей

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ  РАЗНООБРАЗНЫХ ИГР.

Воспитатель

Ульяненко Н.Н.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности и инициативности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

Для начала вспомним определение самостоятельности и инициативности в дошкольной педагогике.

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, а также возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Стремление действовать самостоятельно не исключает возможности или даже желательности посторонней помощи, так как человек зависит от множества обстоятельств и других людей, влияющих на него. «Определяя степень самостоятельности воспитанников, мы, как правило, учитываем, способен ли он опереться на собственные силы, имеет ли личное мнение, может ли действовать по собственной инициативе, умеет ли правильно оценивать себя».

Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей.

Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.  Поэтому наша задача мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь  в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя  - анализирует и контролирует действия детей.   Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Следуя, из двух определений сделаем небольшой вывод, самостоятельность не может существовать без инициативности и инициативность без самостоятельности. Рассмотрим, как же это развивается у детей дошкольного возраста в игровой  форме.

Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима

самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка - дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. В данном случае развитие самостоятельности и инициативности рассмотрим в сюжетно – ролевых играх, так как это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность?   Игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми.

Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка, - это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Так, игра способствует развитию активности и инициативы, потому что создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский  Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует

физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом познавательная, в основном она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, ребенок может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

При подборе игрушек нам (педагогам) следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушкам  дети данного возраста.

У нас в группе игрушки скомплектованы по темам, в зависимости от возраста детей, (например, для игры в больницу, почту, путешествие, салон красоты и т.д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет дошкольникам быстрее развернуть игру. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что дети самостоятельно подбирают дополнительный материал.  В 5 лет воспитанникам нужна еще помощь воспитателя, но в подготовительном возрасте 6-7 лет за помощью  воспитателя  воспитанники обращаются меньше. Наблюдая за играми, мы оцениваем степень развития самостоятельности и инициативности детей в игре, их умение договориться, создавать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т.д.

В возрасте 5-7 лет дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. В этом возрасте у дошкольников расширяется тематика игр, углубление их содержания приводят детей к изменению формы и структуры игры. Сначала они только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности они начинают обсуждать общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим ребят, поспим, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. 

У детей старшей группы возрастает и требовательность  к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.

Основная задача руководства играми старших дошкольников – развитие у них самостоятельности и инициативности, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен обязательно обогащать содержание игр.

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Период подготовки к игре порой превышает время самой игры, поэтому чаще всего такие игры организовываются в вечернее время. Сюжеты игр придумывают сами дети, опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношением к действительности. Игры детей разнообразны: семья, магазин, салон красоты, машина, космос, корабль. Для сюжетно-ролевых игр подобрано необходимое оборудование: тематические коллекции игрушек, атрибуты, предметы заместители - шнуры, старые приборы, пульты, которые служат в игре оборудованием).

Таким образом, самостоятельность и инициативность  детей проявляется,  прежде всего, в том, что они планируют свои действия, ставят перед собой задачи и последовательно решают их. Планирование дети осуществляют целостно.

На развитие инициативности и самостоятельности существенное влияние оказывает предметно-развивающая среда, поэтому большое внимание уделяем оснащению центров активности различным материалом.

Предлагаем вашему вниманию рассмотреть один из вариантов сюжетно – ролевой игры.

Игра «Строительство»

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах.  Закрепление и обобщение знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду строителей.

Игровой материал. Строительный материал, каски,  предметы – заместители.

Подготовка к игре. Чтение произведений  С. Баруздина «Кто построил этот дом?», А. Маркуши «Здесь будет город»,  Ф. Льва «Как метро строили». Чтение сказки «Теремок».  Рассматривание иллюстрации как ведется стройка, какой транспорт работает на стройке.  Беседа о работе строителей. Изготовление атрибутов для игры. Рисование на тему «Строительство дома».

Игровые роли. Строитель, каменщик, водитель, грузчик.

Ход игры. Обучение этой игре можно приурочить ко времени знакомства детей со сказкой «Теремок». Показав воспитанникам иллюстрацию к сказке или соответствующий мультфильм, можно объяснить: «Теремок сломался потому, что звери не умели хорошо строить». После этого, чтобы вызвать у детей интерес к теме, следует показать им рисунок красивого здания. Обязательно показ надо сопроводить таким, ярким, эмоциональным пояснением, чтобы у детей возникло желание самим сделать такой дом. Затем можно сказать детям, что сделать такое красивое здание трудно, перед этим надо научиться строить. Так же надо показать детям, что использование техники помогает рабочим, облегчает им труд: машины подвозят строительный материал, подъемный кран поднимает его на большую высоту и т.д.

Для закрепления и систематизации полученных знаний можно провести с воспитанниками беседу, показать им фильм на эту тему.

После всех подготовительных работ можно снова показать им ту картинку, которую они видели и сказать, что теперь они смогут построить такой красивый дом, но лишь в том случае, если  будут работать, как рабочие, все вместе.

Приступая к строительству, воспитатель вместе с детьми обсуждает, что будет в доме, который они собираются строить: замысел должен предшествовать игре. Педагогу можно, например, посоветовать детям поселить  в новом доме всех  имеющих у них зверюшек, превратив его, таким образом, в теремок.

По окончании игры педагог должен практиковать разговоры  с детьми о проведенной игре. В целях коррекции ролевых отношений отмечать отдельные недостатки.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы.

Задача воспитателя - мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников. Дидактическая игра. Позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Таким образом, для поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности необходимо:

1.Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет

опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные

замыслы.

2.Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

3.Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.

4.Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

5.Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих

начинаний ребенка.

6.Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.

7.Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.

8.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

9.Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

10.Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

11.Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

12.Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

13.Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Список литературы

1.     Дошкольная педагогика – Петербургский научно – практический журнал №2(107)/февраль/2015г.

2.     Коваленко, Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников./ Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова. Киев: Рад. Школа, 1982. – 175с.

3.     Краснощекова, Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н. В. Краснощекова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 251с.

4.     Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - №8/август/2012г.

 

5.     Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - №9/сентябрь/2012г.



Предварительный просмотр:

Сообщение для родителей

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ  РАЗНООБРАЗНЫХ ИГР.

Воспитатель

Ульяненко Н.Н.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности и инициативности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

Для начала вспомним определение самостоятельности и инициативности в дошкольной педагогике.

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, а также возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Стремление действовать самостоятельно не исключает возможности или даже желательности посторонней помощи, так как человек зависит от множества обстоятельств и других людей, влияющих на него. «Определяя степень самостоятельности воспитанников, мы, как правило, учитываем, способен ли он опереться на собственные силы, имеет ли личное мнение, может ли действовать по собственной инициативе, умеет ли правильно оценивать себя».

Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей.

Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.  Поэтому наша задача мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь  в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя  - анализирует и контролирует действия детей.   Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Следуя, из двух определений сделаем небольшой вывод, самостоятельность не может существовать без инициативности и инициативность без самостоятельности. Рассмотрим, как же это развивается у детей дошкольного возраста в игровой  форме.

Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима

самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка - дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. В данном случае развитие самостоятельности и инициативности рассмотрим в сюжетно – ролевых играх, так как это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность?   Игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми.

Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка, - это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Так, игра способствует развитию активности и инициативы, потому что создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский  Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует

физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом познавательная, в основном она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, ребенок может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

При подборе игрушек нам (педагогам) следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушкам  дети данного возраста.

У нас в группе игрушки скомплектованы по темам, в зависимости от возраста детей, (например, для игры в больницу, почту, путешествие, салон красоты и т.д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет дошкольникам быстрее развернуть игру. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что дети самостоятельно подбирают дополнительный материал.  В 5 лет воспитанникам нужна еще помощь воспитателя, но в подготовительном возрасте 6-7 лет за помощью  воспитателя  воспитанники обращаются меньше. Наблюдая за играми, мы оцениваем степень развития самостоятельности и инициативности детей в игре, их умение договориться, создавать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т.д.

В возрасте 5-7 лет дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. В этом возрасте у дошкольников расширяется тематика игр, углубление их содержания приводят детей к изменению формы и структуры игры. Сначала они только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности они начинают обсуждать общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим ребят, поспим, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. 

У детей старшей группы возрастает и требовательность  к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.

Основная задача руководства играми старших дошкольников – развитие у них самостоятельности и инициативности, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен обязательно обогащать содержание игр.

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Период подготовки к игре порой превышает время самой игры, поэтому чаще всего такие игры организовываются в вечернее время. Сюжеты игр придумывают сами дети, опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношением к действительности. Игры детей разнообразны: семья, магазин, салон красоты, машина, космос, корабль. Для сюжетно-ролевых игр подобрано необходимое оборудование: тематические коллекции игрушек, атрибуты, предметы заместители - шнуры, старые приборы, пульты, которые служат в игре оборудованием).

Таким образом, самостоятельность и инициативность  детей проявляется,  прежде всего, в том, что они планируют свои действия, ставят перед собой задачи и последовательно решают их. Планирование дети осуществляют целостно.

На развитие инициативности и самостоятельности существенное влияние оказывает предметно-развивающая среда, поэтому большое внимание уделяем оснащению центров активности различным материалом.

Предлагаем вашему вниманию рассмотреть один из вариантов сюжетно – ролевой игры.

Игра «Строительство»

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах.  Закрепление и обобщение знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважительного отношения к труду строителей.

Игровой материал. Строительный материал, каски,  предметы – заместители.

Подготовка к игре. Чтение произведений  С. Баруздина «Кто построил этот дом?», А. Маркуши «Здесь будет город»,  Ф. Льва «Как метро строили». Чтение сказки «Теремок».  Рассматривание иллюстрации как ведется стройка, какой транспорт работает на стройке.  Беседа о работе строителей. Изготовление атрибутов для игры. Рисование на тему «Строительство дома».

Игровые роли. Строитель, каменщик, водитель, грузчик.

Ход игры. Обучение этой игре можно приурочить ко времени знакомства детей со сказкой «Теремок». Показав воспитанникам иллюстрацию к сказке или соответствующий мультфильм, можно объяснить: «Теремок сломался потому, что звери не умели хорошо строить». После этого, чтобы вызвать у детей интерес к теме, следует показать им рисунок красивого здания. Обязательно показ надо сопроводить таким, ярким, эмоциональным пояснением, чтобы у детей возникло желание самим сделать такой дом. Затем можно сказать детям, что сделать такое красивое здание трудно, перед этим надо научиться строить. Так же надо показать детям, что использование техники помогает рабочим, облегчает им труд: машины подвозят строительный материал, подъемный кран поднимает его на большую высоту и т.д.

Для закрепления и систематизации полученных знаний можно провести с воспитанниками беседу, показать им фильм на эту тему.

После всех подготовительных работ можно снова показать им ту картинку, которую они видели и сказать, что теперь они смогут построить такой красивый дом, но лишь в том случае, если  будут работать, как рабочие, все вместе.

Приступая к строительству, воспитатель вместе с детьми обсуждает, что будет в доме, который они собираются строить: замысел должен предшествовать игре. Педагогу можно, например, посоветовать детям поселить  в новом доме всех  имеющих у них зверюшек, превратив его, таким образом, в теремок.

По окончании игры педагог должен практиковать разговоры  с детьми о проведенной игре. В целях коррекции ролевых отношений отмечать отдельные недостатки.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы.

Задача воспитателя - мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников. Дидактическая игра. Позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Таким образом, для поддержки детской инициативы и стимуляции творческой активности необходимо:

1.Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет

опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные

замыслы.

2.Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

3.Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.

4.Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

5.Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих

начинаний ребенка.

6.Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.

7.Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.

8.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

9.Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

10.Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

11.Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.

12.Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

13.Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Список литературы

1.     Дошкольная педагогика – Петербургский научно – практический журнал №2(107)/февраль/2015г.

2.     Коваленко, Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников./ Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова. Киев: Рад. Школа, 1982. – 175с.

3.     Краснощекова, Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н. В. Краснощекова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 251с.

4.     Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - №8/август/2012г.

 

5.     Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - №9/сентябрь/2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие у детей младшего возраста самостоятельности».

Консультация для родителей: «Развитие у детей младшего возраста самостоятельности». «Илюша (2, 5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почт...

Доклад "Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности"

"Развитие творческих способностей инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительно игровой деятельности...

Развитие творческих способностей,инициативы и самостоятельности у дошкольников путём использования нетрадиционных видов театра.

Эта cтатья направлена на то,чтобы показать ,что театрализованная деятельность является прекрасным средством для развития творческих способностей,инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возр...

Сообщение для родителей РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ИГР. Воспитатель Ульяненко Н.Н.

Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.Самостоятельность — независи...

Листовка для родителей: « Развитие у детей инициативы через конструирование»

Конструирование в детском саду представляет собой, когда ребенок  самостоятельно или с помощью взрослого создает изделие прибегая к  разнообразным видам конструктора, природного и ...