Доклад «Типы мотивации дошкольников к различным видам деятельности»
методическая разработка

СЕЛИВАНОВА ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА

РАЙОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЙОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Доклад «Типы мотивации  дошкольников к различным видам деятельности»

Воспитатель Селиванова И.Г. МКДОУ №5 г. Миньяра

Совсем недавно для педагога главное было усвоение ребенком   знаний, умений и навыков. В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей прежде всего определяются формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, носящая личностно-ориентированный характер.

В основе образовательного процесса сегодня стоит ребенок, как полноправный участник, активно осваивающий культуру познания, саморазвития. Педагог в этом процессе является организатором взаимодействия и общения с детьми в интересной содержательной деятельности, удовлетворяющей разнообразные потребности ребенка,   направленной на его развитие. Деятельности,  в которой каждый может проявить творческую и познавательную инициативу, активность.

Как показывает практика, перед педагогом порой возникает проблема, как ? переключить детей с самостоятельной игры на совместную организованную деятельность, как лучше преподнести новый материал и заинтересовать детей, так, чтобы они добровольно присоединились к педагогу. Здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности.

Что же такое мотивация?

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённой цели.

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. 

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач: 

*Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

*Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

*Плавно регулировать поведенческие трудности детей,  постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

*Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

Первый тип - игровая мотивация - «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут ей только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка - подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит его.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям, в образовательной деятельности  по аппликации, конструированию и рисованию.

  На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Уважаемые коллеги, к нам пришел медвежонок. Медвежонку необходимо навести порядок в совей комнате, но для этого нужно выполнить задание. Ответить  на вопросы  и найти нужный предмет.

А задания такие:

  1. Отгадайте загадку ( детки тихо в ней сидят, показаться  не хотят. Вдруг их мама потеряет, вдруг их кто-то разбросает..(матрешка)
  2. Найдите предмет, который находится в уголке по изодеятельности.(краски)
  3. Какой предмет является помощником в развитии мелкой моторики (шнуровка ботинок, прещепка)

Можно использовать и такой пример:

Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.

Мы с ребятами использовали метод отпечаток.

Еще один пример:

Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков. И здесь мы работаем с пластилином.

 Или такой:

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? Здесь дети сами предлагают варианты помощи

 (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).

Второй тип мотивации - помощь взрослому - «Помоги мне» .

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Уважаемые коллеги, ко мне сегодня в гости придут гномики. А гостей принято угощать. Чем мы с вами можем угостить гномиков? А я вам предлагаю  угостить гномиков печеньем.  Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне?  

Или например:

 Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Ребята, пока нас не было в детском саду котенок –шалун размотал все клубочки (клубочки-моталки разного цвета) . Помогите мне, пожалуйста,  смотать клубочки.

Третий тип мотивации «Научи меня»

Он основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому - либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например:

Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как в какой последовательности  это сделать. Вы можете меня научить? Картинки одежды

Или такой пример:

 Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня. Дать заготовки с ладонями.

 И теперь я могу сделать выставку из ваших работ.

(Использовать этот вид мотивации можно использовать в старших  и подготовительных группах.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя»

 - Уважаемые женщины,  на кануне  8 марта все мы думаем чем же порадовать близких, коллег и друзей. А лучший подарок это подарок сделанный своими руками. Посмотрите какая у меня красивая открытка!  Вы хотите  сделать и подарить  такую открытку?

 И вы показываете, как можно это изготовить.

Этот тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую - либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук - важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Какие замечательные открытки получились у вас. Можете забрать их себе и подарить своим близким людям.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему "Использование подвижных игр с дошкольниками в различных видах деятельности"

Следует отметить, что здоровье ребенка дошкольного возраста – это динамичный процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ...

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....

Доклад из опыта работы по теме: «Интеграция физкультурно-оздоровительной работы в различных видах деятельности детей старшего возраста»

Физкультурно-оздоровительной работе  я стараюсь уделять  большое внимание также потому, что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к катег...

Доклад из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей средней группы посредством различных видов деятельности».

деятельности».Дошкольное детство благоприятный период для развития творческих способностей т. к., в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окру...

Доклад "Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности".

Данные методические рекомендации посвящены методике развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности....

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...