Специфика внимания в дошкольном возрасте.
статья

Устинчик Юлия Петровна

Внимание неотделимо от восприятия, мышления, оно есть в любой деятельности, осуществляет функцию контроля за ней. Основным достижением в развитии внимания ребёнка – дошкольника состоит в том, что начинает формироваться произвольное внимание. Развитие произвольного внимания одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии и условия подготовки ребёнка к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Специфика внимания в дошкольном возрасте.

       Характерная особенность внимания детей дошкольников – это то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается как  яркими и сильными раздражителями, так и обыденными предметами и явлениями.                           Выделяют два вида внимания — непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное. Непроизвольное внимание может быть мимолётным и в то же время быть достаточно устойчивым. Воспитание произвольного внимания у дошкольников связано с проявлением волевого усилия — посмотреть, прислушаться, сконцентрироваться, не отвлекаться. Произвольное внимание при определённых условиях может перерасти в послепроизвольное, когда появляется не только к результату деятельности, но и к самому процессу её выполнения.

Внимание неотделимо от восприятия, мышления, оно есть в любой деятельности, осуществляет функцию контроля за ней. Обладает такими основными свойствами как устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объём.  В дошкольном возрасте все перечисленные свойства усовершенствуются. Основным достижением в развитии внимания ребёнка – дошкольника состоит в том, что начинает формироваться произвольное внимание.

Всё дошкольное детство ребёнка притягивает эмоционально насыщенный материал, поэтому ребёнок остаётся сосредоточенным до тех пор,  пока не угасает его интерес. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста не могут заниматься одним и тем же делом долго. Зная эту особенность, взрослый создаёт зону положительных переживаний  (силу, яркость) и этим поддерживает непроизвольное внимание ребёнка.

Важная роль для развития произвольного внимания отводится играм и упражнениям, требующим от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Взрослый предлагает ребёнку посмотреть, послушать или потрогать интересующий дошкольника предмет или картинку. При этом взрослый стимулирует ребёнка указанием быть внимательным. Он учит ребёнка использовать для управления вниманием внешние опоры. Тем самым облегчается переключение, возрастает устойчивость внимания, которое впоследствии переходит в произвольный опосредованный процесс.

Требования к организации деятельности ребёнка также важны для развития внимания. Внимание поддерживается, когда дошкольник активно действует с предметом, обследует его, находя в нём новое содержание. Также взрослый требует довести начатое дело до конца, тем самым создаёт у детей установку на получение качественного результата. Чтобы избежать трудностей при переключении внимания, нужно готовить ребёнка к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом. Игровые ситуации, устанавливающие связи между разными видами деятельности облегчают переход от одной деятельности к другой.

Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, существует универсальный метод организации внимания — речь. К трём годам ребёнок сам словесно обозначает те предметы или явления, на которые он обращает внимание, чтобы добиться нужного ему результата. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже способен заранее сконцентрировать своё внимание на предстоящей деятельности, сформулировав, на что он должен ориентироваться.

Увеличение объёма внимания у дошкольников вызвано развивающейся речью, растущей самостоятельностью, разнообразием деятельности в которую они включены.

Развитие произвольного внимания одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии и условия подготовки ребёнка к обучению в школе.

 При этом главной побудительной силой становится стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу её выполнения.

Развитие речи, потребность в общении с другими людьми, интерес к их действиям и разговорам побуждают ребёнка обращать внимание на явления окружающей действительности. Уже к трём годам дети могут быть внимательны к основным предметам и явлениям, которые их окружают. Старшие дошкольники, выполняя задания по инструкции взрослого, проговаривают его чаще, чем младшие дошкольники. Значит, произвольное внимание формируется у дошкольников в связи с общим возрастание роли речи в регуляции поведения ребёнка.

Благодаря тому, что дошкольники осваивают новые виды деятельности (трудовую, продуктивную и игровую) происходит развитие внимания. В 4 — 5 лет взрослый направляет действия ребёнка. Выполнение этих требований помогает ему управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления ими. В младшем дошкольном возрасте — это внешние средства, такие как указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, ему необходимо больше рассуждать вслух. Постепенно овладевая активной речью, ребёнок начинает управлять собственным вниманием. Исходя из этого, становится понятно, что формирование произвольного внимания связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, пониманием её цели. Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Послепроизвольное внимание формируется через произвольное и связано с привычкой прилагать волевые усилия  для достижения цели.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, для ребёнка выступают  в качестве дисциплинирования, чем саморегуляции.  Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к себе, ребёнок переходит к самоуправлению поведением. Т.о.  произвольное внимание в дошкольном возрасте формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребёнка.

Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на малопривлекательной для них деятельности, а в игре или  решая эмоционально окрашенную продуктивную задачу, они могут достаточно долго оставаться внимательными. Использование на занятиях элементов игры, продуктивные виды деятельности, частая смена его форм позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети способны удерживать внимание на интеллектуально значимом интересе (загадки, игры — головоломки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно вырастает к 7 годам.

Важно помнить, что  у старших дошкольников произвольное внимание недостаточно устойчивое. Дети легко отвлекаются на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшими дошкольниками устойчивость внимания у детей 5 - 6 лет увеличивается в 2 раза.

У детей старшего дошкольного возраста всё ещё слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Это обусловлено отсутствием опыта в каком — либо виде деятельности. Но в связи с автоматизацией многих действий возрастает возможность распределения внимания.

Переключение внимания, как и другие свойства, развиваются под влиянием  обучения и воспитания. Оно формируется в играх, упражнения, требующих от ребёнка быстрой ориентировки в неожиданно изменившейся обстановке.

При работе взрослого с дошкольниками обязательно следует учитывать их индивидуальные особенности. Так, устойчивость внимания у уравновешенных детей гораздо больше, чем у возбудимых.

В статье были рассмотрены общие характеристики внимания у детей дошкольников, на которые обязательно должен опираться взрослый при воспитании и обучении детей данного возраста и их подготовке к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...

Развитие внимания детей дошкольного возраста

Презентация. Содержит теоретический и практический материал по теме "Развитие внимания детей дошкольного возраста"...

Методические рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста

Рекомендации для педагогов,  также серия игр по развитию произвольного внимания у детей-дошкольников...

Консультация для родителей по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде. И взрослый может объяснить, что такое внимательность и вн...

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.

Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей.  Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...