Рабочая программа кружковой деятельности "Ладушки"
рабочая программа

Хакимова Лилия Робертовна

Цель кружка: приобщение детей к истокам русской народной культуры

Основные задачи:

  • Образовательные:
  • Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
  • Формировать умение понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
    • Воспитательные:
  • Формировать социально-нравственное здоровье детей;
  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  • Воспитывать в детях толерантность.
    • Развивающие:
  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  •  Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • Развивать речь детей посредством использования малых форм фольклора.

Направления работы: Знакомство   с жизнью  и   бытом  русского народа.

1.Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

2.Самостоятельное создание детьми творческих изделий (рисование, лепка, аппликация, декоративные игрушки и поделки).

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской  народной  культурой:

  • Беседы с использованием

наглядности;

  • Рассматривание  подлинных  изделий  народного  искусства,  иллюстраций,  альбомов,

открыток;

  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание  считалок,  закличек,  прибауток,  небылиц,  потешек,  стихов,  русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том 

числе хороводов.азвивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Ладушки"42.13 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ Тимирязевской СШ – детский сад «Берёзка»


Рабочая программа кружковой деятельности

 «Ладушки»
для детей дошкольного возраста (4-7 лет)
(освоение программного материала рассчитано на 3 года)
на 2020-2021 учебный год

Руководитель: Хакимова Л. Р.

п. Тимирязевский 2020г.

Пояснительная записка

Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться, когда в условиях изменения концепции воспитания происходило активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

      Важную роль в воспитании дошкольников играет приобщение детей к истокам русской культурыЕго особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира.  Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

        Программа дополнительного образования дошкольного кружка по приобщению детей к истокам русской культуры направлена познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие детей дошкольного возраста на основе примерной программы дошкольного образования авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной  Министерством образования Российской Федерации.

          В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы приобщить ребенка к народной русской культуре. Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное, познавательное и речевое развитие дошкольников с 4 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности.

          Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

         Народное искусство соединяет в себе слово, музыку, игру и движение. В соединение этих 4-х компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.        Народное искусство соединяет в себе слово, музыку, игру и движение.

         Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

Тематическое планирование занятий кружка «Ладушки»

Месяц

Тема

Содержание работы

Часы

СЕНТЯБРЬ

Праздник народного календаря
«Рождество Богородицы. Спожинки»

Игра-драматизация по сказке «Коза-дереза». Организация творческой мастерской «Потешный раёк»

4

ОКТЯБРЬ

Праздник народного календаря

 «Покров день»

Игра драматизация по сказке «Глиняный парень». Знакомство с пословицами и поговорками об осени.

4

НОЯБРЬ

Праздник народного календаря «День матери»

Фольклорный праздник, посвящённый дню матери. Пословицы, поговорки и приметы осени.

5

ДЕКАБРЬ

Праздник народного календаря «Коляда»

Фольклорный праздник «Приходила коляда накануне рождества». Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.

4

ЯНВАРЬ

Праздник народного календаря «Большие зимние святки»

 Игра-драматизация по сказке «Заяц-хваста». Знакомство с загадками, учить сочинять загадки самостоятельно.

3

ФЕВРАЛЬ

Праздник народного календаря  «Велесичи, Кудесы»

Игра-драматизация «Накорми Домового». Знакомство с обрядами, чтобы задобрить домового

4

МАРТ

Праздник народного календаря «Масленица»

Фольклорный праздник «Масленница». Утренник для мам на фольклорном материале

5

АПРЕЛЬ

Праздник народного календаря «Пасха»

Пасхальный утренник «Как праздновали пасху на Руси»  Пословицы, поговорки и приметы весны.

4

МАЙ

Праздник народного календаря «Пролетье»

Знакомство с обрядами и традициями пахоты и посева. Пословицы и поговорки. Подготовка и проведение диагностики по развитию творческой личности средствами фольклора

5

Перспективный план работы кружка

на 2020-2021г.

«Ладушки»

Сентябрь

недели

тема

Форма и содержание работы

1

07.09.20г.

«Во саду ли, в огороде»

Просмотр видеоролика: «Осенние народные посиделки»

Разучивание народной игры «Горшки» (слова, мелодию, правила)

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.

Лепка «Время сбора урожая»

2

14.09.20г.

«Чудесный мешочек»

Разучивание приветствия на старинный русский манер

Беседа с просмотром презентации: «Осенние календарные праздники»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Разучивание русской народной песни «Плетень» (с хороводом)

3

21.09.20г.

«Что носили добрые молодцы  на Руси»

Просмотр иллюстраций о «Мужских русских традиционных костюмах»

Дидактическая игра «Что надеть?» (отгадывание загадок о русской народной одежде)

Аппликация: Украшение мужской рубахи элементами народного декора

4

28.09.20г.

«Хлеб всему голова»

Познавательная история из прошлого «Откуда хлеб пришел?»

Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом.

Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о хлебе.

Игра «Колечко»

Чтение сказки Н. Д. Телешова «Крупеничка»

Изготовление поделки «Колоски своими руками»

Октябрь

недели

тема

Форма и содержание работы

1

05.10.20г.

«Приглашаем в гости к нам»

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям в старину на Руси».

Знакомство с предметом обихода -глиняным горшком.

Знакомство и разучивание пословиц о гостях и гостеприимстве
Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

Разучивание танца «Кадриль»

2

12.10.20г.

«Золотая хохлома»

Рассматривание деревянной посуды.

Рассказ и показ иллюстраций о росписи Хохлома.

Знакомство с элементами хохломской росписи.

Игра на деревянных ложках.

Раскрашивание хохломских узоров

Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки».

3

19.10.20г.

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой и ее элементами.

Знакомство с частушкой «Покровские» и потешкой «А тари, тари, тари»

Разучивание русской народной игры «Горелки»

Изготовление бус из рябины для Маши

4

26.10.20г.

«Золотое веретено».

Знакомство с предметами обихода — прялкой и веретеном

Чтение сказки «Золотое веретено»

Игра «Горелки»

Разучивание танца «Кадриль»

Ноябрь

недели

тема

Форма и содержание работы

1

02.11.20г.

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.

Рассказ с показом иллюстраций шерстяных изделий и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья)

Рисование «Придумай узор для вязаной шапочки»

Разучивание игры-песни «Кострома»

Игра «Кострома»

2

09.11.20г.

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметом обихода — скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

Лепка из соленого теста при помощи скалки «Печенье для лисички»

Разучивание хороводной игры «Пошла коза по лесу»

3

16.11.20г.

«Петушок-золотой гребешок»

Упражнения в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка».

Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

Разучиваем потешку о Петушке

Аппликация из зернышек гороха«Петушок-золотой гребешок»

4

23.11.20г.

«Чудесный сундучок, или что в нем находится»

Познавательная история из прошлого «Как изготавливали валенки»

Разучивание песни «Валенки»

Изготовление поделок «Валенки для дедушки»

Игра «Горелки»

5

30.11.20г.

«Здравствуй зимушка-зима»

Познакомить детей с загадками о зиме.

Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

Знакомство со сказкой «Морозко»

Игра «Кострома»

Беседа с просмотром видеофильма «Святочные гадания»

Декабрь

недели

тема

Форма и содержание работы

1

07.12.20г.

«Зимовье зверей»

Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

Рассказ о «Зимние приметы»

Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

Беседа с просмотром иллюстраций «Как живут зимой животные и люди»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей»

2

14.12.20г.

«Одень доброго молодца и красну девицу в русский народный костюм»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

Песня «Валенки»

Игра «Горшки»

Знакомство и разучивание «Колядок»

Аппликация по готовым формам «Одень доброго молодца и красну девицу»

Повторение танца «Кадриль»

3

21.12.20г.

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»

Разучивание русской народной песни «Как под наши ворота»

Пение «Колядок»

Хоровод «Как пошли наши подружки»

Игра «Кострома»

4

28.12.20г.

«Сундучок Деда Мороза»

Рассказ с просмотром слайдов «Ряженые на русских празднованиях»

Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

Просмотр  видеофильма «Рождество. Святки»

Изготовление поделок «Подарки Деда Мороза»

Пение «Колядок»

Список детей кружка «Ладушки»

На 2020-2021 учебный год

(4-7 лет)

1. Весёлкин Максим                      (14.07.2016г.р.)

2.Ерусланов Александр                (28.03.2015 г.р.)

3.Лягушкин Павел                         (16.07.2015 г.р.)

4.Седов Иван                                  (09.03.2017г.р.)

5.Сироткина Софья                        (2017г.р.)

6.Терехин Илья                              (11.11.2015 г.р.)

7. Хакимова Анита                         (23.08.2015г.р.)

8. Харинова Анастасия                  (2016г.р.)

(3 девочки, 5 мальчиков)

Руководитель кружка:

Хакимова Л. Р.

Цель кружка: приобщение детей к истокам русской народной культуры

Основные задачи:

  • Образовательные: 
  • Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
  • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
  • Формировать умение понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
  • Воспитательные:
  • Формировать социально-нравственное здоровье детей;
  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  • Воспитывать в детях толерантность.
  • Развивающие: 
  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  •  Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • Развивать речь детей посредством использования малых форм фольклора;
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия– 20 минут.

График проведения кружка «Ладушки»

на 2020-2021 учебный год

Руководитель кружка:

Хакимова Л. Р.

Дни недели

Время

1

Понедельник

15.45-16.05

Направления работы: Знакомство   с жизнью  и   бытом  русского народа.

1.Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

2.Самостоятельное создание детьми творческих изделий (рисование, лепка, аппликация, декоративные игрушки и поделки).

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм;

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской  народной  культурой:

  • Беседы с использованием

наглядности;

  • Рассматривание  подлинных  изделий  народного  искусства,  иллюстраций,  альбомов,

открыток;

  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание  считалок,  закличек,  прибауток,  небылиц,  потешек,  стихов,  русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том  

числе хороводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по нетрадиционному рисованию

Данный материал позволяет познакомить детей  с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием. ...

Рабочая программа кружковой работы "Спортивная карусель"

Программа работы по оздоровлению детей...

Рабочая программа кружковой работы "Английский для малышей"

В данной работе вы найдете пояснительную записку, тематический план курса и перспективное планирование....

Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности  по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой детельности "Хореография". старшая группа

Программа содержит цели изадачи реализации программы, рекомендации по подбору музыки идвижений, календарный план для старшей группы...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...