Игры на формирование целостного представления о собственном "Я"
консультация (старшая группа)

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Игры на формирование целостного представления о собственном "Я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_-_praktikume.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Выступление на семинаре – практикуме

«Игры на формирование целостного представления

о собственном «Я» »

Выполнил:

воспитатель

Шакирьянова А.З.

высшая квалификационная категория

стаж работы 23 года

г.Туймазы 2020 год

       Каждый ребёнок должен осознать, что хорошо думать и говорить хорошее о себе является не чем иным, как проявлением чувства собственного достоинства, помогающим обрести необходимую многим уверенность в себе и в своих силах.

        Дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется «Я» ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает «открытия», развивается как субъект деятельности и саморазвития.

Проблема «Я» становится в наши дни во все большей степени одной из наиболее актуальных. Она прочно связана с потребностью определения степени важности человека, его способности и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека, и наконец, определения последним себя как части социума. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе.

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

         Недостаточное развитие знаний о себе, их неадекватность делает ребенка беззащитным перед отрицательными внешними оценками. Он принимает их на веру, что порой ведет к развитию негативного отношения к себе, блокирует его активность. Неадекватная самооценка осложняет жизнь, является причиной конфликтов как с самим собой, так и с окружающими.

         Одним из средств формирования «Я» выступает игра. Игра представляет унитарные возможности формирования «Я» ребенка раннего и дошкольного возраста. Она позволяет формировать новые линии «Я», повышать самооценку, осознавать приводимый в движение личностный багаж, рефлексировать, анализировать и оценивать его, делать выводы, прогнозировать его применение в дальнейшем.

         В игре ребенок учится сопоставлять опыт ретроспективный и опыт сегодняшнего дня, опыт взаимодействия и опыт рефлексивного поведения. Опосредствованное опытом «ролевой игры» отношение к себе способствует формированию у ребенка сознательных целей: запомнить ролевые действия, фиксировать содержание игры, контролировать себя со стороны.

         При создании условий для развития игровой практики у детей целесообразно влиять не только на отражение ими явлений окружающего социума, но и на познание собственного внутреннего мира. Кроме того, предлагаемые игры позволяют содействовать развитию силы духа, чувства сострадания, качеств жизнерадостности, навыков творческого поведения.

       Игры на формирование целостного представления о собственном «Я» призваны дать детям представление о чувстве собственного достоинства; о необходимости оценивать собственные поступки, чувства; о способах и выразительных средствах общения. Игры достаточно проводить 1 раз в неделю.

«Волшебный стул»

Цель: познание ребёнком своего внутреннего мира; развитие воображения, эмоциональной сферы, эмпатии.

Оборудование: «волшебный» стул.

Детям предлагают стать в круг, в его центре стоит «волшебный» стул, который умеет дарить детям добрые качества. Но чтобы увидеть это, надо добрыми глазами смотреть на того, кто на нём сидит. Дети идут по кругу, держась за руки и проговаривают:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На «волшебный» стул садись!

Поочерёдно дети садятся на «волшебный» стул, и каждый говорит о сидящем что-то доброе, хорошее. В конце подводят итог, какие все ребята замечательные.

 «Мой день»

Цель: развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир.

Дидактический материал: картинки с изображением поведения детей в быту, их игр и забав; карандаши, фломастеры, фланелеграф.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать стихотворение «Мой день»:

Утром я проснулся сам,

Утром я оделся сам,

А потом умылся сам,

Съел свой завтрак тоже сам.

Днём я прогулялся сам

И домой вернулся сам.

Дома поиграл я сам,

Книжку почитал я сам,

Вечером разделся сам,

Спать улёгся в тишине…

Увидал звезду в окне.

Не скандалил и не хныкал.

Вот и всё.

Спасибо мне!

Педагог: Дети, расскажите, как вы ведёте себя дома?  Что умеете делать самостоятельно? Узнал ли кто-нибудь себя в этом стихотворении? Объясните, как вёл себя мальчик в стихотворении и как бы вы вели себя?  Понравится ли ваше поведение родителям, если вы будете такими, как этот мальчик?

«Угадай, кто это?»

Цель: развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека.

Ход игры: Педагог выбирает одного из детей рассказчиком. Остальные дети сидят на стульчиках по кругу. Рассказчик должен всем рассказать о ком-нибудь из детей: какой он(она), какого цвета волосы, какое лицо, какой у него характер, что умеет делать и т.д.

      Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, становится рассказчиком. Игру можно повторять многократно, пока все дети не пройдут роль «рассказчика» либо не устанут.

«Угадай сказку»

Цель. Игра учит детей средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

 Ход игры. Педагог  предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известной сказке («Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Три медведя» и т.д.), изображая героев средствами мимики и жестов. Для этого он делит детей на две группы, каждая из которых «готовит» свой спектакль самостоятельно в разных частях комнаты. Каждой группе педагог сообщает «по секрету» свою сказку и помогает в распределении и подготовке ролей. Затем дети одной группы демонстрируют свой спектакль другой группе, и наоборот. По характерным жестам и движениям дети-зрители должны угадать, какую сказку они видели, и кто какие роли исполнял.

«Я волшебник»

Цель. Игра учит детей отражать свои фантазии в рисунке.

Ход игры. Педагог спрашивает детей, что бы они сделали, если бы были волшебниками, с кем бы хотели жить дома. Предлагает послушать стихотворение.

Очень хотел бы иметь я слона,

Только квартира большая нужна.

Я бы не прочь содержать крокодила,

Если бы ванна ему подходила.

Кабы была и еда, и подмога,

Я бы готов воспитать носорога.

Взял бы медведя, растил бы осла,

Но к сожаленью, жилплощадь мала.

Вот почему в середине июля

Взял я собаку по прозвищу Буля.

     Педагог предлагает детям нарисовать на заранее приготовленных листах животное, которое они хотели бы иметь дома, или нарисовать то, что хотели бы иметь дома, если бы были волшебниками.

      В конце занятия дети рассматривают работы, оценивают, кто оказался настоящим волшебником.