ИСПОЛЫОВЛНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
консультация (младшая группа)

Гукова Марина Викторовна

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnaya_tema.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЫОВЛНИЕ РЕЧЕВЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. Особое значение имеет социальная адаптация ребенка _ процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Трудности адаптации могут быть связаны:

- с недостаточным владением ребенком игровыми навыками в сочетании с отсутствием развитых способов положительного общения;

- излишней импульсивностью, подвижностью ребенка, препятствующими реализации адекватных способов сотрудничества;

- эгоистичным поведением  малыша.

Изменение речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относится к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников.

В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки. На основе речи и ее смысловой единицы - слова - формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения и адаптации.

Проблема формирования речевых и коммуникативных проявлений в период адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста раскрыта в исследованиях А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, Г. М. Ляминой. Основные положения по проблеме изменения речевой активности детей в адаптационный период рассматриваются в работах Н. М. Аксариной, Н. П. Жуковой.

Так, современными исследователями установлено, что в период адаптации задерживается пополнение активного словаря детей новыми словами. Лишь к концу первого месяца адаптации дети начинают использовать в среднем 10-15 новых слов, словарь детей ежемесячно пополняется 20-30 словами. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка - его восприятие, мышление, память.

Однако процесс овладения речью в свою очередь зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые им слова, существенно отличается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значений слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка.

Игра и действие с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего годов жизни, Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Содержание предметной деятельности обогащает пассивный и активный словарь ребенка названиями предметов, их качеств, свойств, но при условии, что взрослый в общении с малышом их называет и побуждает ребенка к повторению  названий. Именно игра представляет большие возможности  для развития  речи, ребенок называет предметы, действия,  обращается к игрушкам.

Для трехлетних детей характерны в основном игры - наблюдения, игры-действия или параллельная игра. Практика показывает; что наибольший интерес у детей раннего возраста вызывают игры со строительным материалом,  игры в кукольном уголке. дидактические игры, закрепляющие знания цвета, формы, величины Решающая роль в организации игрового взаимодействия детей этого возраста со сверстниками принадлежит взрослому.

В адаптационных группах ребенок в самостоятельной игре является главным ее участником, задача педагога  заключается в формировании у него игровых навыков. Тематика игр может быть самой разной, в том числе и та, что использовалась на втором году жизни. Однако при сохранении сюжета игры меняются содержание, способы взаимодействия взрослого и ребенка, растут активность и самостоятельность детей. Их действия с предметами становятся более разнообразными, и нередко игры переходят в самостоятельные.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями следует учитывать детский опыт, гак как дети двух-трех лет уже больше знают, видят, что является основой формирования самостоятельных  действий и инициативных высказываний. Это обеспечивает положительную игровую мотивацию: дети с большим желанием говорят и действуют (кормят коровку или лошадку, разговаривают с ними так, как это видели в жизни).

Важное значение, в рассматриваемом нами возрасте,  имеет образец построения предложения педагогом. Само предложение будет более сложным, с использованием наречий, союзов. Детям двух-трех лет уже удастся образец элементарного рассказа - описания, и они могут его повторить.  Способы действия с предметами (игрушками) взрослый не только сам показывает детям,  но может предложить им придумать, как, например, успокоить  зайца, что выбрать, если будет  угощать куклу  чаем и т. д.

Таким образом, вместе с развитием речи мы развиваем у детей мыслительные операции, учим устанавливать простейшие связи (накормили зайца - он успокоился; если  пьем чай,  нужна соответствующая посуда и т.д.)

Социальная среда и роль взрослого в развитии  речевой активности ребенка – важные факторы  социального и общего развития ребенка в раннем и младшем детстве. Поэтому в период адаптации воспитанников к ДОУ особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению  моделировать педагогические  ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников.

Решение задач стимуляции речевой активности и  развития языковой способности детей в процессе их адаптации к ДОУ предполагает следующее.

1. Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и  конструировать новые по  усвоенным моделям.

2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм.

Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. В возрасте двух-трех лет дети начинают лучше понимать обращенную к ним речь окружающих и соответственно реагировать. Тем более важно использовать в развитии речи и мышления такой прием, как вопросы, но они должны быть достаточно разнообразными. В практике нередко используются однотипные вопросы («Что?», «Кто?»,  «Какой?»), и дети легко на них отвечают, причем чаще всего одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, в том числе и более сложными, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему заяц плачет?», «Зачем Петрушка просит мяч?».  Или, например, спросить не только кто пришел в гости к детям, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем накормим мишку и т. д.  Вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова (не просто «любит хлеб, морковку», а «покормим хлебом, морковкой»).  Этому надо  учить, детей сразу с введением нового слова. Необходимо побуждать самих детей задавать вопросы, обращаться друг к другу: «Спроси у Тани, какая игрушка ей нравится, с кем она будет играть (укладывать или купать куклу)» и т. д.

На третьем году шире используются и такие приемы, как обследование, сравнение. Они становятся более детальными, выделяется больше признаков, причем существенных, на основе чего формируются обобщающие понятия: животные домашние и дикие, посуда столовая и чайная .

Организуя речевые игры, необходимо использовать вариативные приемы. Это зависит от поставленных задач и возможностей детей. Длительность речевых игр будет зависеть, прежде всего, от реакции детей, их интереса. Самое главное, чтобы каждый ребенок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребенка со стороны взрослого. Малыш учится слушать, отвечать на вопросы взрослого -- сначала действием, а потом словом, - поступать целенаправленно, добиваться положительного результата сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Важно пробудить интерес ребенка к игре-занятию и в дальнейшем поддерживать его. С этой целью можно использовать сюрпризные моменты (неожиданное появление или исчезновение предмета). Например, воспитатель заранее накрыла зайчика платочком и предлагает девочке: «Машенька, давай посмотрим, кто это прячется от нас?» Снимает платочек: «Ой, кто это?» Можно еще раз спрятать зайчика, а затем приступить к его рассматриванию.

Малыш будет активнее использовать речь, если все, что используется по ходу игры, имеет привлекательный вид (яркие кубики, шарики, нарядная кукла, яркая картинка и т. д.). Интерес ребенка поддерживается и собственным отношением педагога к тому, что показывается, о чем рассказывается. Речь должна быть эмоциональной, но в, то, же время она не должна чрезмерно возбуждать ребенка. По ходу речевой игры необходимо менять интонацию, выделять с ее помощью главное, что малыш должен усвоить, говорить короткими фразами, избегать лишних слов и четко их произносить.

Ребенок не сразу усваивает задачу, а если усваивает, то ненадолго. Поэтому необходимо одну и ту же игру повторять. но с разным наглядным материалом. При этом  активность  малыша увеличивается, он успешно справляется с поставленной задачей и это радует его.

Одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости - это личностное новообразование  раннего детства. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. К. Л. Печора и Г. В. Пантюхина определили методы руководства игрой.

1. Прежде всего, воспитатель обогащает их впечатления, например, в присутствии малышей он может погладить  ленточки, полить цветы, пришить пуговицу. Организуя игру детей и руководя ею, воспитатель разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел; кошка обожгла лапку - ее надо полечить; лиса унесла цыпленка в тот момент, когда Даша ушла из комнаты, чтобы принести ему воды.

2. Важно, чтобы методы руководства игрой постепенно усложнялись. Это может быть за счет подготовки ситуации для развития игры, которая в первом полугодии готовится воспитателем, а во втором - совместно с детьми либо дети это делают самостоятельно.

3. Создавая проблемные ситуации, воспитатель предлагает малышу не прямо решать задачу, а ставит вопрос так, чтобы он смог сам ее решить.

4. Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Если малыш хорошо справился с задачей, нужно его похвалит, показать другим детям, как хорошо у него получилось.

5. Необходимо следить за тем, чтобы правильно разрешались конфликты между детьми, возникающие в ходе игры. Обидчику воспитатель выражает свое порицание соответствующим тоном. Однако в работе с детьми данного возраста следует широко пользоваться методом отвлечения, переключения ребенка на другую деятельность.

Таким образом, для успешного проведения речевых игр в период адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению необходимо учитывать тематику игр, использовать разнообразные приемы и методы в ходе их проведения, требования к речи педагога. К концу периода адаптации дети, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, т. е.  уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями. пользоваться в общении  ситуативной речью - как по  побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя, по своей инициативе  вступают в общение со взрослым и сверстниками.

Литература

1. Аванесова В. Н Обучение самых маленьких в детском саду. - М.: Просвещение, 2005.

2. Григорьева г: Г, Кочетова Н П. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей ДОУ - М.: Просвещение, 2003.

3. Печора К. П, Пантюхина Г В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2007. .