ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)

Надежда Николаевна Шепилова

В данной статье раскрывается значение тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Представлены методические рекомендации по руководству лепкой из соленого теста в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shepilovoy.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №27»Рябинка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Автор: Шепилова Н.Н.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ

Шепилова Н.Н.

Аннотация. В данной статье раскрывается значение тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Представлены методические рекомендации по руководству лепкой из соленого теста в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, дети, дошкольный возраст, тестопластика, соленое тесто. 

Тестопластика является разновидностью нетрадиционных форм художественного творчества.  Соленое тесто очень эластично, приятно на ощупь, его легко обрабатывать. Как отмечает И. А. Лыкова [3] изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость. 

Е. Бычкова [2] считает, что работа с соленым тестом развивают мелкую моторику кистей пальцев рук, речь, расширяет словарный запас, эстетический вкус, образное и логическое мышление, творческое воображение, фантазию. Дошкольники во время занятий учатся лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальцами, используют различные способы лепки: пластический, комбинированный, конструктивный.

Кроме того, соленое тесто является экологически чистым материалом, доступным всем, дешевый и легкий в освоении материал. Как отмечает М. А. Антипова [1], оно хорошо хранится в холодильнике, его можно заготавливать впрок. Тесто можно сразу окрашивать, добавляя краску в воду, либо раскрашивать уже готовое изделие или детали. Затем его обжигают и сушат. Сушить можно в духовке с открытой дверцей или на батарее отопления или просто на воздухе.

М. А. Антипова [1] определила, что тестопластика позволяет сделать весьма оригинальные изделия (игрушки, панно, украшения) с помощью простых материалов. Итак, для тестопластики используется стека, доска для раскатывания теста, мокрые салфетки для рук, дополнительный оформительский материала в зависимости от цели занятия. В качестве дополнительного материала можно использовать природный материал, бусинки, пуговицы, трафареты, шаблоны, ножницы, вилки, расческа, зубочистки, ситечко для чая, насадки для кулинарных шприцов, различные формочки, пробки от бутылок, кисти и краски.

В работе с соленым тестом, как отмечает Н. В. Маслова [4] используются следующие методы и приемы: наблюдение, рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, чтение художественной литературы.  По мнению автора, важно использовать рассматривание готовых изделий детей, организацию выставок, экспериментирование, опыты с материалом, цветом; изготовление подарков; дидактические игры. В самостоятельной деятельности дошкольники могут работать с пооперационными картами лепки из соленого теста. В свободное от занятий время они могут самостоятельно приготовить тесто в уголке экспериментирования. Перед лепкой из соленого теста педагог организует рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов.

А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов [5] выделили этапы работы с соленым тестом. На первом этапе идет составление эскиза или плана работы. Эскиз или план работы делается для сложных работ с большим количеством деталей. Особое внимание уделяется композиции, определяющей положение частей и предметов в пространстве, ритм и симметрию в декоративной работе. Взрослый особое внимание уделяется композиции, определяющей положение частей и предметов в пространстве, ритм и симметрию в декоративной работе. Дети рассматривают, советуются, делают наброски простым карандашом или точками на фоне. Несложные работы выполняются без эскиза.

Затем следует выбор материала.  Для выполнения работы, ее выразительности и оригинальности используется тесто различных цветов, а также различные дополнительные материалы: бросовый, природный. Дети выбирают цвет, фон, материал по желанию.  

После подготовки, можно приступить к изготовлению форм и элементов. Взрослый показывает приемы работы, специфичные для работы с соленым тестом. Дети отрабатывают приемы работы на соленом тесте и других пластических материалах вне занятия.

После лепки следует этап раскладывания частей на фоне. Вылепленные детали нужно расположить на фоне так, чтобы получилась задуманная композиция, которую можно изменить до высыхания работы. Склеивание деталей помогает решить в какой последовательности будут соединяться детали: сверху вниз или с низу вверх, от крупного к мелкому, пользоваться водой и кисточкой для склеивания деталей. Взрослый показывает частичный или полный показ нового приема. Педагог проговаривает последовательность работы, дает рекомендации, помогает в случае необходимости.

На завершающем этапе происходит высушивание работ из теста и их роспись. Для окрашивания можно использовать акварель, гуашь.  

Таким образом, в тестопластике дети могут выразить свои эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему. В работе с тестом у дошкольников формируется эстетический вкус, развивается координация движения  рук, гибкость пальцев, мелкая  моторика пальцев  рук.

Литература

  1. Антипова, М. А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками / М. А. Антипова. – Ростов на Дону :  Владис, Москва : РИПОЛ классик, 2008. – 192 с.
  2. Бычкова, Е. Лепим из солёного теста / Е. Бычкова. – Москва : АСТ: Полиграфиздат, 2010. – 32 с.
  3. Лыкова, И. А. Лепим из пластилина, глины, теста /                            И. А. Лыкова. – Москва : «Олма Медиа Групп», 2009. – 32 с.
  4. Маслова, Н. В. Лепим из солёного теста / Н. В. Маслова. – Москва : Астрель, 2008. – 127 с. 
  5. Романовская, А. Л. Поделки из солёного теста / А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов. – Москва : АСТ; Харвест, 2009. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Проект "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с помощью тестопластики"

В данном проекте описаны этапы работы над развитием мелкой моторики с помощью тестопластики....

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Проект "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с помощью тестопластики"

В данном проекте описаны этапы работы над развитием мелкой моторики с помощью тестопластики....

Секреты тестопластики: Методическая разработка по использованию тестопластики в развитии мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста

Для организации более эффективной работы с детьми было решено под-готовить методическую разработку по использованию тестопластики в раз-витии мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного в...

Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями

Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с ОНР затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Дошкольники с ОН...