«Театральная деятельность в младшей группе»
консультация (младшая группа)

Соболева Маргарита Александровна

Консультация для воспитателей

«Организация и методика проведения театрализованной деятельности в младшей группе детского сада"

 

Цель: Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы.

Задачи театрализованной деятельности в младшей группе: 

1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним;

2. Воспитывать выдержку, развивать память;

3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность) ;

4. Развитие умственной и речевой активности;

5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. 

 

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Большое значение для развития  ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо! Мы,воспитатели, стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. 

Виды театрализованных игр:

Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы.  Режиссёрские игры и игры – драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

К режиссёрским играм относится:

 -настольный театр

-теневой театр

-театр на фланелеграфе

-театр-ширма

-пальчиковый театр.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте.Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосамживотных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию.

Дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.

Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с куклами.

Воспитатель разыгрывает перед детьми сказку, соответствующую возрасту детей. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей.

Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.

Например:

Этюд на выразительность жеста: «на двери висит замок», (русская народная потешка)

На двери висит замок,

(дети сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(дети стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили...

(выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли.

(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).

Этюд на выражение основных эмоций: «у пчелки хвори» (русская народная прибаутка)

У пчелки хвори,

У ласточки хвори,

А Петенькины хвори -,

Уйдите за море!

Так же большую роль играют пальчиковые игры.

«Детский сад»

В детском садике есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поиграем мы в игрушки

Будем все друзья, подружки!

 

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

 

В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок.

Сейчас появляются и другие виды театра:  театр ложек, театр кружек, театр на пластиковых стаканчиках ,театр коробочек и др.

К стендовым видам театра относятся:  театр на фланелеграфе, теневой театр.

К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ.  Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; инсценировки произведений;  игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Методика работы с детьми в младшей группе:

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на музыкальных занятиях и на занятиях по развитию речи, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Колобок» можно попросить детей показать образ смелого колобка или хитрую лису в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо  их хвалить,поощрять. Детям очень важно наше мнение и потдержка.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является  развивающая предметно-пространственная среда – источник знаний и социального опыта ребенка.

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

 

Использованная литература:

     1.«Театр для малышей» Генов Г.В, Москва., 1968г;

     2.«Играем в театр» для детей 4-6 лет Т. Н. Доронова. Москва «Просвещение» 2004г;

     3.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990

     4.Юрина.Н.Н Театрализованная деятельность в детском саду// Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. – М.,2002.- С.60-89.

     5.Интернет ресурсы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация и методика проведения театрализованной деятельности в младшей группе детского сада"

Цель: Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы.

Задачи театрализованной деятельности в младшей группе: 

1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним;

2. Воспитывать выдержку, развивать память;

3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность) ;

4. Развитие умственной и речевой активности;

5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. 

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, так как в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме – игре.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Большое значение для развития  ребёнка 2-3х лет имеет театральная среда, она способствует его самовыражению. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо! Мы,воспитатели, стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. 

Виды театрализованных игр:

Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы.  Режиссёрские игры и игры – драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

К режиссёрским играм относится:

 -настольный театр

-теневой театр

-театр на фланелеграфе

-театр-ширма

-пальчиковый театр.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте.Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосамживотных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию.

Дети начинают повторять потешки и песни вместе со взрослым.

Пальчиковый театр с 2х лет – незаменимый помощник в общении с ребятами. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучают элементарным действиям с куклами.

Воспитатель разыгрывает перед детьми сказку, соответствующую возрасту детей. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей.

Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции.

Например:

Этюд на выразительность жеста: «на двери висит замок», (русская народная потешка)

На двери висит замок,

(дети сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог?

(дети стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили...

(выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли.

(стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).

Этюд на выражение основных эмоций: «у пчелки хвори» (русская народная прибаутка)

У пчелки хвори,

У ласточки хвори,

А Петенькины хвори -,

Уйдите за море!

Так же большую роль играют пальчиковые игры.

«Детский сад»

В детском садике есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поиграем мы в игрушки

Будем все друзья, подружки!

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок.

Сейчас появляются и другие виды театра:  театр ложек, театр кружек, театр на пластиковых стаканчиках ,театр коробочек и др.

К стендовым видам театра относятся:  театр на фланелеграфе, теневой театр.

К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ.  Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; инсценировки произведений;  игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Методика работы с детьми в младшей группе:

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на музыкальных занятиях и на занятиях по развитию речи, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку «Колобок» можно попросить детей показать образ смелого колобка или хитрую лису в движении. Можно послушать русскую народную мелодию «Курочка и петушок» и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных. Причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо  их хвалить,поощрять. Детям очень важно наше мнение и потдержка.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является  развивающая предметно-пространственная среда – источник знаний и социального опыта ребенка.

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Использованная литература:

     1.«Театр для малышей» Генов Г.В, Москва., 1968г;

     2.«Играем в театр» для детей 4-6 лет Т. Н. Доронова. Москва «Просвещение» 2004г;

     3.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990

     4.Юрина.Н.Н Театрализованная деятельность в детском саду// Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. – М.,2002.- С.60-89.

     5.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Затейники» (театральная деятельность) в младшей группе

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актёрского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсе...

Театральная деятельность в младшей группе

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельности (Вторая младшая группа, 1 квартал)

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиВторая младшая группа (1 квартал) ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средствафо...

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельности (Вторая младшая группа, 2 квартал)

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиВторая младшая группа (2 квартал) ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средствафо...

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельности (Вторая младшая группа, 3 квартал)

Перспективный поэтапно-творческий план работы по театральной деятельностиВторая младшая группа (3 квартал) ОсновныенавыкитеатральногомастерстваМетоды формированиятеатральногомастерства Средствафо...

Перспективный план по театральной деятельности в младшей группе.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в театральных постановках, ребенок учится видеть прекрасное в жизни и в людях, у него з...

Проект "Театральная деятельность в младшей группе"

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей...