Проект "Театральная деятельность в младшей группе"
проект (младшая группа)

Завьялова Дина Мунаваровна

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей».

Проект по театрализованной деятельности в младшей группе «Солнышко».

Тема проекта: «В гости к сказке!»

Авторы проекта: воспитатели младшей группы  -

Завьялова Д.М., Гаджиева О.А.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, ролево-игровой, творческий.

Сроки проведения: 15.11-15.12.2019

Обоснование актуальности и значимости проекта

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры,

т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре.

Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель проекта: Способствовать развитию творческих, коммуникативных  и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста.

Цель педагогической деятельности - развитие социально-коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;

• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

• обогащать и активизировать словарь;

• развивать диалогическую и монологическую речь;

• воспитывать гуманные чувства у детей;

•воспитание у детей положительных черт характера  - отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

•привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.

Методы и приёмы организации театрализованной деятельности

Принципы проведения театрализованной деятельности:

- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты,театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность  театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие речи  и познавательных процессов.

Общими методами руководства игрой — драматизацией являются:

  • прямые - воспитатель показывает способы действия,
  • косвенные - воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию.

Ресурсное обеспечение:

• настольные театры: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»

• пальчиковый театр: «Репка», «Теремок», «Три медведя»

 театр на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Колобок»

• костюмы к сказке: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба».

• сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам.

• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки»,

раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», мозаика «Репка».

Участники проекта:

• воспитатели.

• дети группы.

• родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

  1. у детей воспитывается эмоционально – положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
  2. обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
  3. у детей формируется навык общения.
  4. у детей формируются положительные черты  характера,  способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Предварительная работа:

1. Для работы над проектом создана содержательная предметно – развивающая среда, способствующая возникновению интереса к театрализованным играм.

2. В группе детского сада организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски).

3. Есть уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.

4. В литературном уголке хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки; книжки-панорамы.

5. Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей, музыкальный уголок, где подобраны разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.

Подготовительный этап

1. Опрос родителей «Любит ли Ваш ребенок  театр

2. Наглядная информация для родителей:

«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».

3. Определение целей и задач.

4. Разработка проекта в группе: «В гости  к сказке».

5. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

6. Разработка НОД, развлечений и досугов, картотеки по эмоциональному развитию детей, игры для развития фантазии и воображения.

7. Подбор игр, стихов, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

8. Пополнение различных видов театра.

Основной этап

Взаимодействие с детьми

• Познавательное развитие

1. Беседа «Что такое театр

2. Дидактические игры по сказкам: «Кто прячется в сказке, «Составь сказку» из геометрических фигур, «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», Чего (кого) не стало?», «Из какой сказки, пазлы по сказкам.

3. Рассматривание иллюстраций по сказкам, о театре.

4. Игры-лабиринты по сказкам, игры с кубиками «Собери сказку».

• Художественно-эстетическое развитие

1. Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) и обыгрывание их с помощью различных видов театра.

2. Пение песенок: «Я пеку, пеку, пеку…», «Песенка колобка».

3. Разучивание танцев: «Танец игрушек», «Танец козляток».

5. Рисование с родителями «Мой любимый сказочный герой», «Животные в сказках".

6. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам сказкам.

7. Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)

8. Лепка – колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Путаница», «Сказка об умном мышонке»).

9. Рисование – деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»).

10. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.

11. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам.

12. Просмотр представлений детей старших групп (драматизации сказок).

13. Подготовка к проведению развлечения ко Дню матери, включающего в себя драматизацию.

• Социально-коммуникативное развитие

1. Игры с детьми на развитие эмоций (пиктограммы)

2. Мимическая гимнастика

3. Разыгрывание этюдов (показ различных внутренних состояний героев)

4. Психогимнастика,

5. Помощь воспитателю по изготовлению масок и костюмов.

• Речевое развитие

1. Чтение художественной литературы: сказки, стихи, потешки…

2. Рассматривание иллюстраций к произведениям (В. М. Васнецов, Рачев)

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Отгадывание загадок.

5. Презентация «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем

6. Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?»

• Физическое развитие

1. Разучивание физкультминуток

2. Пальчиковые игры

3. Подвижные игры с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Лягушка», «Зайчик беленький сидит»

4. Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи как ходит мишка, лисичка…».

• Взаимодействие с родителями

1. Консультация «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»,  «Чем полезна сказка, «Воспитание сказкой», «Роль книги в жизни ребенка»

2. Памятка «Игры для развития речи детей 3-4 лет»

4.Папка-передвижка «Кукольный театр»

6. Изготовление масок и костюмов для инсценировки.

Заключительный этап

1. Составление перспективного планирования по театрализованной деятельности в младшей группе «Затейники».

2. Презентация: показ детьми сказки “Колобок» для детей детского сада.

Итоги проекта:

  • Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
  • Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
  • Установлен тесный контакт с родителями.

Можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по поисково-экспериментальной деятельности в младшей группе "ИЩЕМ ВЕТЕРОК"

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы по лепке (рельефной) «Бусы для мамы» II младшая группа

1.Воспитывать умение слушать стихотворение, умение сопереживать, воспитывать заботливое отношение к маме.2. Учить детей составлять целое из частей.3. Воспитывать интерес к лепке, учить налеплять на ос...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."

Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...

Интегрированная деятельность в младшей группе «Игры с водой в младшей группе»

Интегрированная деятельность в младшей группе «Игры с водой в младшей группе»...