Гармонизация детско - родительских отношений средствами сказкотерапии и психодрамы
статья

БОГОСЛОВСКАЯ  ЕЛЕНА  БОРИСОВНА

   Секрета в том, что  детско-родительски отношения не всегда складываются гармонично, нет. Родители сетуют на непослушание ребенка, на то, как с ним трудно и какой он несносный.   Родителям зачастую трудно признать, что истинной причиной проблемы  межличностного общения  и эмоционального сближения с ребенком  является семейное неблагополучие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гармонизация  детско - родительских отношений        средствами сказкотерапии и психодрамы

     Детско-родительские отношения - это отношения в которые непосредственно включён ребёнок, они являются уникальным источником для создания модели поведения ребенка в обществе, играют  важную роль в дальнейшем жизненном пути ребенка и  не являются равнозначными.  На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили взаимоотношений и та роль, которая отводится  ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

   Работая педагогом -психологом в детском саду я  наблюдаю, анализирую и консультирую семьи обучающихся.

   Секрета в том, что  детско-родительски отношения не всегда складываются гармонично, нет. Родители сетуют на непослушание ребенка, на то, как с ним трудно и какой он несносный.   Родителям зачастую трудно признать, что истинной причиной проблемы  межличностного общения  и эмоционального сближения с ребенком  является семейное неблагополучие.

   Как писала Вирджиния Сатир, именно ребенок является носителем семейного симптома, именно он бессознательно берет на себя ответственность за сохранение семьи как системы. И если ему для этого необходимо болеть, не справляться с заданиями или безобразно себя вести, то он будет это делать. Это может стать непомерной ношей для ребенка и он, безусловно, нуждается в помощи. Беда только в том, что, если родители сопротивляются изменениям, то и психолог  помочь может мало. Можно сколько угодно работать с ребенком, но каждый раз, возвращаясь в травмирующую среду, он будет возвращаться к привычному поведению. Поэтому так  важно включить в «пакет помощи» ребенку его  родителей.

   В своей работе я сделал акцент на гармонизацию  детско-родительских отношений через  психодраму и  сказкотерапию так как сама по себе психодрама это метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором для  понимания и изменения внутреннего мира личности используется инструмент драматической импровизации. А сказкотерапия - метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения. Автор метода Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.

   Благодаря этим методам у взрослых есть возможность  легко и естественно  прожить опыт межличностных отношений который основывается на умении принимать и играть роли, понимать чувства других людей, осознавать свои переживания.

Почему так?

    Во первых содержание сказок вызывает интерес, как у детей, так и у взрослых: в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Воздействие с помощью метафоры, в форме которой создана сказка, является глубинным и стойким, поскольку затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.    

     Во вторых сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев.

      И в третьих психодрама построена на  психодраматической   символической   игре и  позволяет моделировать реальные жизненные ситуации, искать и находить оптимальные способы поведения в них, осваивать новые социальные роли, пробовать по другому...

Перечислю несколько преимуществ психодраматической   символической   игры

  • Творческие источники игры помогают ослабить излишнюю серьезность взрослых и преодолеть их одностороннюю ориентацию в проблеме.
  • Игра ориентирована на ресурсы семьи: в ней делается ставка на спонтанность и креативность, она пробуждает доверие к собственным исцеляющим силам семьи.
  • В игре участники, изображая свою действительность, одновременно и изменяют ее, поэтому игра помогает «расшатать» застывшие точки зрения и ригидные образцы поведения. Следовательно, игра ориентирована не на проблему, а на решение проблемы.

      Иными словами участники, зрители и актеры,  отстраняются от собственных переживаний и представлений по поводу реальных событий и получают возможность посмотреть ситуацию  со стороны, взять на себя и проиграть новую роль, прожить определенные эмоции.

       Представленный вид работы я применяю на родительских  клубах,  в индивидуальных и семейных консультациях и частично на родительских собраниях.

    Он отличаются простотой (возможностью использования даже в "полевых" условиях), емкостью и наглядностью, может при необходимости творчески видоизменяться.

Предлагаю вашему вниманию  упражнения, используемые мной: 

Первое упражнение - "Строим жилище" это арт-терапевтическое упражнение, используемое в групповой или индивидуальной работе с родителями и их детьми, помогает не только сплотить членов семьи и увидеть их взаимодействие, создать безопасное и защищенное пространство, осознать свою целостность, свои границы и способы защиты, но и получить проективную информацию по аналогии с известным рисуночным тестом "Дом-дерево-человек". Способствует созданию атмосферы доверия и безопасности во время психологического консультирования; помогает установить контакт с ребенком или взрослым; увидеть, как ребенок или родитель обходится со своими психологическими границами и какие они - слабые или крепкие; испытывает ли потребность в том, чтобы укреплять эти границы (например, дополнительно наклеивая много слоёв бумаги на коробку); как на символическом уровне представляет себя, свое телесное и эмоционально-личностное пространство, если соотносить это с образом "жилища", "дома"; насколько сильно проявляется контраст между внешним и внутренним; как выстраивает отношения с окружающим миром (например, есть ли в этом "жилище" входы и выходы, имеется ли дополнительная защита в виде ограды, решёток и прочее). В ходе выполнения упражнения можно рассматривать способы постройки, выбор красок и материалов, просторность и размер жилища, толщину стен, наличие дверей и других важных деталей, их расположение, а также процесс строительства, его этапы и комментарии семьи.
Материалы: плотные картонные коробки разных размеров, клей карандаш и ПВА, ножницы, газеты, цветная бумага, старые обои и журналы с картинками, карандаши, фломастеры и мелки, пластилин, скотч цветной или прозрачный, фольга, блестки, природные материалы (шишки, камни, ракушки, листья, каштаны и жёлуди, мох, кусочки коры дерева и пр.), влажные салфетки.
Инструкция: "Используя любые понравившиеся вам коробки, журналы, бумагу и другие материалы, нужно построить жилище. Оно может быть абсолютно любым по форме, цвету и размеру, реалистичным или сказочным, фантастическим".
Слово «жилище» создает нейтральный контекст, позволяя участникам свободно решать, на что это сооружение будет похоже: на дом, замок, пещеру или на фантастический гриб?
Упражнение выполняется в паре (партнеры строят общий дом, договариваются друг с другом или конфликтуют, кто-то проявляет больше инициативы, кто-то меньше и так далее) или каждым участником отдельно - в зависимости от возраста ребенка (требуется ли ему помощь) и терапевтических задач.
Строительство можно продолжать в течение несколько встреч, чтобы родитель и ребёнок не спеша выполнили свои постройки. В конце важно расспросить их о том, какие жилища они создали, что чувствовали в процессе выполнения упражнения, какие впечатления или эмоции возникают у них при виде постройки другого , есть ли какие-то названия у построек, живет ли в них кто-то и если да - то кто и где? Потом полезно вылепить или нарисовать своих жильцов и попробовать провести игру, в которой жильцы будут разговаривать между собой или ходить друг к другу в гости. Можно поинтересоваться, как им живется в таком доме (нравится ли, удобно ли).

Второе упражнение - "Заколдованная пещера" (автор идеи Инна Банушкина, гештальт-терапевт)- пригодится для диагностики отношений в детско-родительской паре и терапевтической интервенции, поможет увидеть и выработать новые способы выхода из стрессовых ситуаций, совместно урегулировать конфликты и найти способы социально приемлемого выражения негативных эмоций, сплотить семью и развить креативное мышление, фантазию.
Это упражнение хорошо предлагать детско-родительским парам в качестве диагностического   и терапевтического материала, позволяющего увидеть, кто в паре самый активный, как партнеры взаимодействуют и договариваются, умеют ли решать творческие задачи. Его также можно использовать в работе с детскими страхами, вначале сочинив совместную историю или сделав рисунок, а потом разыграв в рамках сюжетно-ролевой игры.
Материалы. Итак, вам понадобятся фломастеры, цветные карандаши или краски, большие листы белой бумаги или рулон обоев, клей, ножницы, фольга и цветная бумага, пластилин.
Инструкция. Психолог просит представить ребёнка и родителя в своём воображении, как они оказались в сонной, неинтересной и сумрачной стране (рисуя соответствующую картинку), после чего говорит о том, что выбраться из нее можно, только если войти в волшебную пещеру и пройти различные испытания.
NB. Важное условие: в пещеру входят двое и выйти из нее после всех испытаний тоже должны оба участника. Никого терять или оставлять по дороге нельзя.

Пара совместно решает, какие волшебные предметы (по числу придуманных психологом ранее испытаний) она возьмет с собой в опасное путешествие. Партнеры рисуют их на отдельном листе или перед входом в пещеру. Каждым предметом можно пользоваться только один раз. Когда пара готова, начинаются приключения.


Испытания и творческие задания придумываются психологом с учётом возраста ребенка, трудностей детско-родительской пары и наличия терапевтических гипотез. Это могут быть не только физические преграды (глубокая пропасть, бурная подземная река, кромешная темнота, ледяной холод, обрушение сводов пещеры, закрывающих проход и прочее), но и волшебные задачи (встреча сказочного персонажа, которому нужно чем-то помочь или, наоборот, которого нужно победить; поиск волшебных предметов; проявление хитрости, смекалки и таких важных личностных качеств, как доброта, смелость, любовь, взаимопомощь и др.). Для того чтобы пара проявила себя наиболее творчески и свободно, испытания могут и не иметь какого-то одного правильного решения.

       Каждый этап путешествия в пещере психолог рисует на бумаге, предлагая семье дополнить его необходимыми деталями и изобразить тот способ, который поможет им пройти испытание.

Важно подбадривать пару после каждого успешно выполненного задания.

На последнем этапе можно нарисовать Духа пещеры или Горного Тролля, который не захочет отпускать кого-то из путников (этого персонажа озвучивает психолог). Хитрый Дух имеет право говорить о каких-то отрицательных сторонах каждого из участников или предполагать, что этот участник не слишком хорошо умеет с чем-то справляться, объясняя этим, почему именно его он намерен навеки оставить в своем царстве.

Здесь паре необходимо найти внутренние ресурсы, увидеть в партнёре и своём общении положительные стороны, не оставив друга в беде, защитив его.

Испытывая детско-родительскую пару, Дух помогает партнёрам сплотиться. В конце он хвалит обоих участников, поздравляет с успешно пройденными испытаниями и отпуская домой. Дух может также подарить паре на память об их путешествии и победах волшебные амулеты (камешки, стеклышки, ракушки), которые будут им помогать в трудные минуты.
После выполнения упражнения необходимо расспросить партнеров об их чувствах и впечатлениях: о том, в какие моменты им было легко, весело, интересно или, наоборот, - страшно, трудно или скучно; что они чувствуют по отношению друг к другу; как общаются в реальной жизни (договариваются ли, сотрудничают и решают конфликтные ситуации; часто ли проводят время вместе, делая что-то приятное, интересное).

Третье упражнение - "Игра в принцессу или волшебника" (автор методики Наталия Кедрова - ведущий преподаватель и тренер Московского Гештальт института). - позволяет научить ребенка осознавать и говорить о своих актуальных желаниях, потребностях и мечтах взрослому, что облегчает поддержание диалога, избегание истерик и конфликтов, инициируя поиск приемлемого способа для их удовлетворения. Подобная игра помогает в работе по преодолению детских капризов или с желаниями "невозможного", которые нередко пугают родителей или вызывают у них злость. Она заключается в поиске актуальной и значимой потребности ребенка, его встречи с данной потребностью, её принятии, нахождении адекватного способа удовлетворения потребности, исследовании окружающей среды, внешних и внутренних ресурсов. В ходе игры ребенок озвучивает собственные желания, а взрослый изображает их на бумаге и по его просьбе дополняет необходимыми деталями.

В такой игре ребенок получает новый эмоциональный опыт безопасного предъявления своих желаний в общении со взрослыми, принятия этих желаний, благодаря этому он может перейти к активному исследованию пространства вокруг, чтобы найти нужного человека или предмет, обратиться за помощью к другим людям или совершить самостоятельные действия. Он творчески приспосабливается и не только знакомится, встречается со своей потребностью, но и находит новый способ её удовлетворения. В результате ребенок учится выражать свои желания, потребности и чувства, ощущает себя успешным при контакте с внешним миром.

Четвёртое упражнение  Групповое рассказывание сказок  (Автор Кудзилов Дмитрий, Психолог, Судебный эксперт-психолог)

В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых).

Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.

Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве…»), следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.

Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально). Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой. Причем, персонажи, от имени которых будет рассказываться сказка, могут быть разнообразными.

Пятое упражнение  Игра «БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ» игра для родительского клуба

Предлагается, чтобы играющие представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок не даётся, игроки должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству люди. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Шестое упражнение «Алфавит» (мозговой штурм)

Цель упражнения: Актуализация семантического пространства главного разбираемого понятия.

Описание упражнения:  Это упражнение проводится в форме мозгового штурма всей группой и построено на принципах ассоциаций. Ведущий записывает на доске слово крупными буквами, а участники должны придумать как можно больше слов-ассоциаций к предложенному ведущим слову. При этом первая ассоциация должна начинаться с первой буквы главного слова, вторая – со второй буквы и т.д.

В данном статье подобраны слова  слова из разбираемой темы. Рекомендуемые слова: СЕМЬЯ, РОДИТЕЛЬ, РЕБЕНОК.

Например, слово РЕБЕНОК.

Примеры ассоциаций:

Р – радость, резвиться

Е – егоза

Б – баловство, беспокойство

Е – единство

Н – непоседа

О – очаровательный, осторожность

К – капризы, карапуз и т.д.

Обратная связь: По завершении этого упражнения необходимо провести обсуждение тех ассоциаций, которые предлагали участники группы.

Седьмое упражнение  «Как тебе лучше?»

Приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка». Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:

- «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю»

 а потом:

-«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».

и последнее :

-  «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».

Вывод: выполняя упражнение, каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.

Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.

Ведущий: на данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ. (ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ)

Укрепление детско-родительских отношений, решение проблем по средствам сказкотерапии. Совместное занятие по изготовлению кукол — марионеток «Страна Воображалия». «Замок из песка» - песчаная сказ...

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода оздоровления детей»

На данном собрании родители узнают как с помощью сказки можно реализовать потребность детей в движении, которая составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма и является о...

Возможности детской групповой психодрамы в детском саду

Детская психодраматическая группа в детском саду -это форма работы с детьми с целью формирования психологической готовности к школе, особенно с детьми, нуждающимися в коррекции мотивационной и эмоцион...

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии

         Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и  став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальн...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии и психодрамы

Теоретические аспекты детско-родительских отношений.Типы семейного воспитания в современных научных иследованиях.Типы нарушений взаимодействия в семье и особенности коррекционной работы с каждым из эт...

ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОДРАМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Психодрама - метод, который может быть эффективен и в коррекционной работе с детьми,  и в проведении семинаров педагогической эффективности с педагогами, и курсов родительской эффективности.Метод...