ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОДРАМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
материал

Миновская Валентина Петровна

Психодрама - метод, который может быть эффективен и в коррекционной работе с детьми,  и в проведении семинаров педагогической эффективности с педагогами, и курсов родительской эффективности.

Метод позволяет мягко, ненавязчиво прикоснуться к своему и чужому опыту, увидеть проблему под другим углом зрения, даёт ни с чем не сравнимый опыт ВСТРЕЧИ. Помогает стать единомышленниками людям, решающим сходные проблемы, помогает построить честные искренние отношения между  членами группы и ведущим, между психологом и теми, кто обращается к нему за помощью.                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ  ПСИХОДРАМЫ  В  РАБОТЕ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ

                             

                                                     

                                                         Музыкального руководителя:

                                               

         Миновской  Валентины  Петровны

Аннотация

Цель данной - работы  показать  практический опыт применения психодрамы в работе с детьми

В работе использованы теоретические положения, лежащие в основе этой деятельности. И приведены конкретные примеры по применению психодрамы.

     Многолетний опыт применения психодрамы даёт основание  считать этот метод  эффективным, как в образовательном процессе, так и  в коррекционной работе, как в индивидуальной, так и в групповой формах работы.

Психодрама  даёт очень хорошие возможности  в  развитии познавательной активности детей, имеющих определённые трудности в обучении, вовлекая ребёнка в творческий процесс, где нет истины в последней инстанции, взрослый вместе с ребёнком ищет способ понять непонятное, запомнить незапоминающееся, освоить то, что казалось освоить невозможно.

-Литературные произведения можно инсценировать.

И тогда становятся понятными движения души героев.

-Можно разыгрывать  стихотворения,

и тогда они легко запоминаются, а главное –

это хороший способ соединить себя с поэтическим словом.

-Можно разыграть задачу и  для ребёнка с конкретным мышлением открывается возможность освоить математический смысл, приблизить его.

- С уверенностью  можно сказать, что нет в учебном материале ничего, что нельзя было бы изобразить,  посмотреть и обсудить.

Психодрама - метод, который может быть эффективен и в коррекционной работе с детьми,  и в проведении семинаров педагогической эффективности с педагогами, и курсов родительской эффективности.

Метод позволяет мягко, ненавязчиво прикоснуться к своему и чужому опыту, увидеть проблему под другим углом зрения, даёт ни с чем не сравнимый опыт ВСТРЕЧИ. Помогает стать единомышленниками людям, решающим сходные проблемы, помогает построить честные искренние отношения между  членами группы и ведущим, между психологом и теми, кто обращается к нему за помощью.                            

  В настоящее  время часто встречаются  дети с задержкой психического развития,  прежде всего связанной  с  неблагополучием раннего развития и семейного воспитания

У детей часто искажена  Я - концепция, им трудно быть самими собой   по причине  издержек воспитания.

В то же время дети любознательны, активны, артистичны, с удовольствием откликаются на внимание взрослого, В целом доброжелательны и с готовностью участвуют в любых занятиях, предложенных им.

Во всех  сферах деятельности эффективен  метод психодрамы.

   

ГЛАВА 1.   Теоретические основы  метода Психодрамы

    с  и особенности использования его в работе с детьми.

Автор метода  Дж. Л. Морено (1889 - 1974гг.)

Психодрама  Морено - принципиально новый терапевтический метод, основанный на  экзистенциональной идее встречи в творческом самопознании человека в эмпатическом взаимодействии с группой. (Гриншпун И.Б. 2002г.)

В ранний период своего творчества Морено активно работал с детьми. Он проводил социометрические исследования в детских садах и школах Нью-Йорка, ролевые тренинги спонтанности для трудновоспитуемых девочек. Полученный опыт Морено переработал в теорию ролей и развития, создав на основе анализа ролевого развития ребёнка важнейшие психодраматические техники. «Исторически психодрама берёт свои истоки из игры… игра как принцип самолечения в групповой терапии, как форма первоначального переживания… игра как феномен  SUI GENERIS, Положительный фактор, связанный со спонтанностью и творческой активностью.  Мы возвели игру в  методический системный принцип»,-  писал Морено в 1973.  (Айхингер 2003г.)

Ролевая теория. 

Ролевая теория представляет собой определение ролевых категорий:

  1. соматических (телесных)
  2. психических (интрапсихических)
  3. социальных (интерпсихических)
  4. трансцендентных (духовных)

В норме все эти роли взаимопроникают и определяют друг друга. Но при этом в конкретной ситуации могут быть более выражены, чем другие.

Роли могут консервироваться.

Консервация ролей препятствует спонтанности. Таким образом,  развитие личности – это ролевое развитие. Гриншпун И.Б. 2002 г.

Из теории личности  Морено, рассматривающей человека как «социальный атом»; следует принцип «терапии в группе и группой» исцеление происходит благодаря  ВСТРЕЧАМ. 

Существенным лечебным фактором считается взаимодействие  и взаимная помощь .

ДЕТСКАЯ ПСИХОДРАМА, Ориентированная на «создание» творческой и спонтанной Личности ( по Морено)  не ограничивается устранением нарушений, она видит свою центральную задачу в содействии развитию экспрессивной, творческой личности.(Айхингер 2003г.)

-Проблема патологии  личности в связи  с ролевыми представлениями рассматриваются в рамках теории ролей как следствие

  • Особенностей ролевого развития.
  • Специфики ролевого репертуара.
  • Характера взаимоотношения между ролями.

Нормальное ролевое развитие предполагает последовательное продвижение от соматических ролей к трансцендентным.

 Один из критериев здоровья личности – способность действовать одновременно на всех ролевых уровнях.

 Нарушения ролевого развития проявляются в:  

  • «выпадении» определённого промежуточного ролевого уровня,
  • застое  ролевого развития,
  • частичной или полной ролевой регрессии.

Центральное понятие теории – ролевой дефицит (отсутствие того или иного уровня ролей или недостаточность ролевого репертуара внутри какого - либо уровня,  либо недостаточную освоенность какой-либо роли).Проблемы, связанные с взаимоотношениями между ролями, сопряжены с ролевыми конфликтами.

Теория Спонтанности.

Спонтанность может быть рассмотрена, как энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу. Спонтанность может не находить себе выход или подавляться, что ведёт к оскудению индивидуального бытия и обеднению личности «Невроз креативности».

Вместе с тем высвобождение спонтанности может приводить как к творчеству, так и деструктивной активности.

 Спонтанность – катализатор креативности  (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях).

Творческий процесс воплощается в появлении материального или идеального продукта (например, роли), который может обретать длительно сохраняющуюся форму, т.е. консервироваться.

Культурные консервы  не содержат ни спонтанности, ни креативности, но способны побуждать к творчеству, что осуществляется,  благодаря разогреву.

Понятие действия. 

Человек по Морено постоянно испытывает  акциональный голод, заставляющий его искать ситуации возможного самовыражения, он является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и создавать новые. Чрезмерность или редуцированность акционального голода препятствует креативному ролевому развитию.

В этом плане психодрама оказывается акциональным методом действенного проигрывания событий.

социометрия - эмпирически разработанное Морено учение об обществе и межличностных отношениях.

Социоэмоциональные силы приводятся в действие отношениями 3х типов.

  -перенос 

  - вчувствование ( эмпатия как воображаемое принятие роли другого,  предполагающее сознательную непредвзятую и эмоциональную идентификацию.)

  - теле. (двусторонний  (или многосторонний ) развёрнутый модус человеческих отношений, составляющий содержание собесознательного.

теле может быть основой как взаимопритяжения (тогда взаимоотношения креативны) так и видения несовместимости.

 С социометрией связаны представления Морено о социальном атоме, определяемом, как наименьший элемент структуры отношений и единица анализа социума. В социальный атом входят все отношения человека с окружающими, которые в определённый момент так или иначе с ним значимо связаны.

Социальный атом способен к росту и регенерации. Однако с возрастом или в связи с иными причинами, компенсации потерь могут затрудняться или они могут быть невосполнимыми; тогда наступает социальное умирание.

Взаимные выборы - это сцепление социальных атомов.

   Гриншпун И.Б.2002г.

Из теории личности  Морено, рассматривающей человека как «социальный атом»; следует принцип «терапии в группе и группой» исцеление происходит благодаря  ВСТРЕЧАМ. 

Существенным лечебным фактором считается взаимодействие  и взаимная помощь .

ДЕТСКАЯ ПСИХОДРАМА, Ориентированная на «создание» творческой и спонтанной Личности ( по Морено)  не ограничивается устранением нарушений, она видит свою центральную задачу в содействии развитию экспрессивной, творческой личности. Айхингер 2003г.

   Психодрама как метод для работы с детьми.

А. Айхингер и В. Холл  в книге « Психодрама в детской групповой терапии» 2003г.

Обобщая свой двадцатилетний опыт проведения детских психодраматических  групп,  выделяют особенности, которые необходимо учитывать  в  работе с детьми:

-быстрое преобразование чувств и представлений в двигательные проявления;

-импульсивность и неуравновешенность;

-слабая структура  Я  с низкой устойчивостью к фрустрации  и слабой регуляцией;

-недостаточная сформированность  Сверх-Я;

-невербальная коммуникация посредством действий;

-большая потребность в свободе движения и игре.

Возможности детской психодрамы.

В символической игре дети выстраивают  внутренние сцены в обобщённом и вместе с тем сжатом, концентрированном виде, облекая их в разнообразные изменяющиеся формы, чтобы разрешить  содержащиеся в сценах конфликты и проблемы.

Игра- это не только символическое проигрывание конфликта, но и активное переложение и переработка опыта, настоящая работа по преодолению конфликта или проблемы.  В игре ребёнок переживает и чувствует себя как со-творец своей собственной жизни.

«Каждый играющий ребёнок ведёт себя как поэт, творя собственный мир или, точнее, приводя вещи своего мира в новый, угодный ему порядок.

В символической игре ребёнок открывает творческое измерение и оттесняет конкретное существование в его подлинные границы: это мир среди других возможных миров.

 Тем самым ребёнок приобщается  к божественной творческой энергии и достигает по отношению к собственной жизни « позиции творца» (Морено 1946г.)

Таким образом, психодрама даёт возможность ребёнку «заново родиться для новой, более удовлетворяющей его жизни»

 В символической игре детская творческая активность раскрывается полностью,  поэтому в детской психодраме  символическая игра имеет первостепенное значение.

Психодрама- это приглашение к Встрече (т.к. во время сценического изображения своих межличностных отношений и интеракций человек не просто говорит о них, а непосредственно и действенно общается с важнейшими персонами из своего окружения), нацеленной на стимулирование межличностных отношений, которые должны прорабатываться также и в процессе разрешения конфликтов и ссор.

Психодраматическая  символическая игра- это всегда социальное взаимодействие, которое может быть удачным только в творческой кооперации. Во взаимодействии между партнёрами-участниками происходит непрерывный процесс согласования, взаимная настройка, приноравливание и пригонка ролей. В этой ролевой динамике детям постоянно приходится  вступать в отношения, тем самым создаются условия для формирования новых ролей, соответствующих ситуации и новых возможностей для отношений. Именно этим  психодраматическая  игра отличается от обычной детской и

Задачи детской психодрамы.

1- пробуждать и развивать спонтанность и творчество там, где они стеснены и ограничены.

2 -  прорабатывать проблемы и конфликты, возникающие в социальных отношениях между сверстниками, способствовать повышению компетентности детей в этих отношениях.

3-приводить в равновесие нарушенный баланс   Я-МЫ-отношений, благодаря новому опыту соответствия другим и солидарности с другими.

 4- Не только помогать отдельному ребёнку раскрыть возможности переживания и поведения, связанные с бессознательными конфликтами, но и улучшить коммуникабельность и способность к социальной адаптации.

Значение групповой формы работы.

Группа- это  не только место, где воспроизводятся семейные сцены, семейные подсистемы и семейный контекст.

Группа-это и поле обучения, в котором ребёнок может развивать способность «адекватно воспринимать и структурировать социальные ситуации, а так же уместно взаимодействовать с другими и кооперироваться с ними.» (Лёйтц 1994г).

  Групповая работа может сыграть  особую  роль в развитии ребёнка и формирование его личности.  

Группа детей равных по возрасту, правам и возможностям выделяется в качестве инстанции социализации, сопоставимой по своей действенности с семьёй. Это особенно важно для детей, чей семейный опыт негативен, или вообще отсутствует.

Функции группы: 

-предоставляет возможность активного проживания и проигрывания конфликта в совместной игре;

- позволяет пробовать и разучивать новые роли

( которые в группе, в отличие от семьи, не так строго определены возрастом и полом);

- даёт проверять границы допустимого;

-помогает преодолеть эгоцентризм в процессе социализации, благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

-способствует формированию равноправных отношений в группе благодаря признанию или непринятию ребёнка другими детьми;

-ставит перед ребёнком задачу определить своё отношение к этим « другим»

В группе дети получают новый опыт:

-претензии нужно высказывать,

-о намерениях - сообщать,

 нормы, правила и санкции – согласовывать, а иногда и изменять.

-Новое поведение ведёт к серьёзному изменению  Я-концепции. Благодаря участию в группе сверстников, ребёнок учится

 быть самим собой среди многих других.

-В группе, схожесть с другими становится более отчётливой, но в то же время ребёнку необходимо сохранять и свою уникальность, иначе можно остаться «попутчиком» или аутсайдером, так и не реализовав свои собственные планы и намерения при помощи группы.

Признание и популярность в группе существенно зависят от способности к сотрудничеству, умения высказывать свою точку зрения и отстаивать свою позицию в споре, приходить к согласию.

Необходимость уважать порядок следования сцен в игре принуждает детей взаимно согласовывать         свои роли, дисциплинировать своё поведение, чтобы гарантировать совместное развёртывание действия. Эта последовательность сцен,  руководство для  совместной ко – импровизации.

В группе перед детьми встают задачи:

-научиться устанавливать близкие отношения и границы;

-уступать и настаивать на своём;

-регулировать потребности;

-проявлять чувство взаимной поддержки, внимание, чуткость;

 -находить компромиссы и приходить к согласию;

-выдерживать конфликты  и расхождение во мнениях и взглядах

-учиться терпимости к различным мнениям. (Айхингер 2003г.)

 Ведущий детской психодраматической группы.

Групповая работа налагает на Ведущего особую ответственность.

Морено считал необходимым наличие 4х качеств Ведущего:

-методическую компетентность,

-искренность и открытость,

-мужество (чтобы справляться со сложными, непредвиденными ситуациями),

-творческая фантазия. (Грета Лёйтц 1994г)

Ведущему же детской группы нужно иметь ввиду особенности  детей.

Не следует ждать от ребёнка готовности и способности ограничиваться только вербализацией своих фантазий, желаний, мыслей и чувств. Чем младше ребёнок, тем  скорее он воплощает свою внутреннюю жизнь в игру, в движения и драматизацию.

Если препятствовать тому, чтобы дети проявляли в игре естественные для них формы выражения и общения, и предъявлять к ним требования на «чужом» для них языке, то можно натолкнуться на сопротивление с их стороны. Это сопротивление часто выражается в виде беспокойства, дурашливости, агрессии или в виде скуки и отрешённости.

Очень слабо развитая способность детей к саморегуляции, требует от ведущего:

          -активного содействия структурированию течения сессии и ориентации         детей в происходящем.

-Надо думать о том, как достичь объединения,

как научить ребёнка удовлетворять собственные потребности таким образом, чтобы не пострадала целостность и неприкосновенность других.

-Установление границ оберегает и удерживает детей от чрезмерно проявляемой агрессии.

-Ведущий должен  улавливать неуправляемые и потенциально опасные действия группы,  препятствовать тому, чтобы стимулирующий развитие групповой процесс превращался  в деструктивный.

 Для этого проводятся интервенции, как из роли ведущего, так и из назначенной или самостоятельно выбранной им символической роли.

 Благодаря этому у детей появляется возможность развивать новые реакции на старые  ситуации, преображаясь в действии.

- Интервенции ведущего действием имеют то преимущество, что обращаются к детям на символическом уровне и не прерывает игру.

Кроме того,  при такой интервенции дети меньше возражают против указания взрослого.

-Техника поддерживающего дублирования и двойника предоставляет терапевтам возможность усиливать  Я - функцию ребёнка и запустить процесс обучения и роста на пути нахождения компромиссов и решения конфликтов без применения насилия.

Место ведущего в групповой игре

         -не предлагать себя на центральные роли,

-работать с детьми больше через группу сверстников,

через различные роли (в большинстве случаев выбирать их самому ),

- стимулировать, структурировать и поддерживать игру.

-помогать детям развивать их истории и находить свои роли, чтобы потом  начать инсценирование, находясь во вспомогательной роли;

-как только игра набрала силу, можно «отойти в сторону»  или вообще упразднить роль, чтобы позднее в этой же или другой роли иметь возможность проводить интервенцию.

                                      ЛИТЕРАТУРА.

  1. Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. –М.,Генезис,2003г.-256с.

        Блатнер Г.А. Психодрама.-части1 и 2, Пермь 1993г.

  1. Гриншпун И.Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития заподноевропейской и североамериканской психологии ХХ столетия. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук.  Москва 2002г.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер 2004г.
  3. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом. Класс1998г.
  4. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. Класс 1993г.
  5. Лёйтц Г. Психодрама: теория и практика. М. Прогресс 1994г.
  6. Лэнгрет Г.Л. Игровая терапия, искусство отношений. Москва 1994г.
  7. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига 1995г.
  8. Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск 1993г.
  9. Морено З. Обзор психодрамотических техник.-МПЖ 1993г.,№1
  10. Психодрама: вдохновение и техника.-изд-во Класс1997г.
  11. Оклендер В.  Окна в мир ребёнка. Москва Класс 1997г.
  12. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия Класс 1997г.
  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Москва Генезис 2001г.

16    Хейм Дж. Динотт Групповая психотерапия с детьми. Апрель Пресс 2001г.

17  Холмс П. Внутренний мир снаружи: теория объектных отношений и психодрама. Класс  1999г

                                                                                                   

         

     Приложение:

Занятие №1 "На балу у Золушки"

Разогрев. Дети входят в музыкальный зал и становятся в круг,  ,взявшись за руки.

ВЕД. - Давайте  еще раз  познакомимся.  Меня зовут  Валентина Петровна. Я  занимаюсь с детьми  пением  и танцами, а  также  учу  их  играть  в сказки.

АЛИННА.- Здравствуйте,  а  я Алина и очень  рада  видеть вас  всех.

КАТЯ. -Меня  зовут Катя,  и  я  хожу  в  подготовительную  группу.

ВИКА.-  Я - Вика,  а  как вы учите  играть  в  сказки.

ВЕД.- Я  вам  расскажу  об  э том  позже.

ОЛЯ.- А  меня  зовут  Оля, у  меня  дома  есть  хомячок.

СОНЯ.-  Здравствуйте, я- Соня.  А  я  просила  у  мамы  собачку,  а  она  мне  не

покупает.

ОЛЕСЯ. - А  я  Олеся, мне  скоро  будет  7 лет,  и  я  пойду  в  школу.

ВЕД. - Очень  хорошо, я тоже  рада  вас всех  видеть.  А теперь  предлагаю  поиграть,  чтобы  познакомиться  поближе.

Игра  "Добро  пожаловать"

Материалы:  медленная  и  оживленная  музыка,  повязка  на  глаза.

Инструкция  детям.

        Разделитесь  на  две  группы  по  три  человека.  Одна  группа  должна  стать  к  одной стене,  другая  -  к  стене  напротив.  Станьте  рядом  друг  с  другом,  спиной  прикасаясь  к  стене.

    Ребенку,  который  захочет  играть  первым, я  завяжу  глаза  и  включу  медленную  музыку. Танцуя,  ребенок  с  завязанными  глазами  может перемещаться  в  такт  музыке  с  одной  стороны  комнаты  на  другую.  Когда  ребенок  закончит  свой  танец,  дети  принимающей  стороны  должны  тепло  поприветствовать  его  разными  способами.  Возможно,  вы  захотите  обнять  гостя  или  поднять  его,  или  сделать  ему еще  что-нибудь приятное.

        Затем  повязка  передается другому  ребенку  из числа  встречающих.  Он  делает  тоже  самое  -  двигается  по  направлению  к  другой  стене, ничего  не  видя при  этом.

   (Закончилась  игра,  когда  все  поиграли  по  разу).

ВЕД.  -Ребята,  все  вы  знаете  сказку  про  Золушку.  Помните,  она  приходила  к  нам на  новогодний  бал.  Приглашала  нас  к  себе.  Они с  принцем  решили  устроить  бал  -  маскарад  для  своих  друзей.  У  нас есть  все, чтобы  вы  нарядились  на это  торжество.  Придумайте,  кем  и  чем  вы  будете,  выбирайте  наряды,  используйте  любые  предметы.

   (Дается  10 минут  на  то, чтобы  дети  подготовились).

ВЕД. Все  готовы?   Теперь  расскажите,  кто  вы,  что  любите,  где  живете?

АЛИНА.  Я  -  Красная  Шапочка,  добрая  и  ласковая. Живу  в  деревне  с  мамой,  мне  очень  хочется  на  бал.

КАТЯ  - Я  -  Фея,  добрая,  помогаю  людям,  живу  в  домике  на  горе.

СОНЯ -  А  я  -  Аленький  Цветочек,  разноцветный.  Я  добрая,  живу  в  домике  в  лесу.

ОЛЕСЯ  -  Царевна  -  Лягушка,  все  умею  делать,  добрая  живу  в  лесу  в  замке.

ОЛЯ   -Волшебница  -  я,  добрая! Люблю  делать  волшебные  дела,  живу  в  лесу.

ВИКА -  Я, Василиса,  красавица!  Умею  помогать,  живу  во  дворце.

ТАНЯ  -  Я  буду  Принцессой  цветов. Я  добрая  и  живу  на  полянке.

ВЕД  -  Ну  что  ж,  отправляемся  на  бал!

  ( Пока  дети  закрывают  глаза,  выставляется  портрет  Золушки).

ВЕД  -  Вот  и  прибыли  мы  на  бал.  А  теперь,  не  рассказывая,  покажите  движениями,  кто  вы.

(Дети  танцуют  по  очереди,  по - разному. Ведущая  держит  портрет  Золушки,  играя  ее  роль,  узнает  персонажей  и  приглашает  на  бал.  

Потом  предлагает  станцевать  общий  танец.  Звучит  бой  курантов,  бал  окончен.  Вед.  из  роли  Золушки  провожает  гостей  и  предлагает  им  снова  закрыть  глаза, чтобы  вернуться  в  сад.)

ВЕД  -Вот  мы  и дома!  А  теперь  я  предлагаю  сесть  в  кружочек  и  поделиться  своими  впечатлениями.

  ОБСУЖДЕНИЕ   ИТОГОВ

Вед --Расскажите,  как  вам  было  на  балу?

АЛИНА  -(Красная  Шапочка).  Я  рада,  что  меня  пригласили.  Я  была  счастливая!  Мне  было  радостно,  как -будто  я  летала  в  облаках.  Спасибо  Золушке  за  то,  что  пригласила  меня.

КАТЯ  - (Фея).  Мне  очень  понравилось,  Спасибо  за  приглашение,  радость  и  любовь.

ТАНЯ  -(Принцесса  цветов).  Мне  было  радостно, бал  был  золотой.  Я  еще  хочу  играть.

ВИКА -(Василиса).  На  балу  было  весело,  радостно.

ОЛЯ -  (Волшебница).  Я  очень   счастлива,  мне  было  приятно.

СОНЯ  -  (Аленький  цветочек). Мне  было  так  хорошо,  что  я  хочу  еще  раз  так  поиграть.

ОЛЕСЯ  -  (Царевна  Лягушка).  Очень  хорошо,  много  золота, я  радовалась,  я  была  зеленая,  покрытая  разными  цветами.

ВЕД  -  К  сожалению  наша  сказка  закончилась,  я  сниму  с  вас  роли.  (Проводит  деролинг).

           (Все  прощаются  друг  с  другом  и  уходят)

КОММЕНТАРИИ.  -Очень  интересно  дети  выбирали  себе  наряды,  чтобы  передать  свой  образ. Быстро  и  легко  придумывали,  подбирали,  спокойно  переговаривались.  Танцы  были  очень  разные,  каждая  старалась танцевать   по - своему.

                                     ЗАНЯТИЕ  № 2

                            "Розы  и  Ромашки"

 Дети  входят  в  зал  и  становятся  в  круг.

ВЕД.  Я  рада  вас  видеть.  А  теперь,  я  покажу  это  без  слов.(Показывает  жестами).

    Теперь  покажите  вы,  каждый  по-своему,  как  вы  рады  всех  видеть.

(Дети  выполняют  задание:  приветственно  машут  рукой,  хлопают  в  ладоши,  посылают  воздушные поцелуи  и т.д.  С  заданием  справляются  все.  Игра  заканчивается,  когда  все  поучаствуют  по  2  раза).

РАЗОГРЕВ

Игра  "Танец  с  лентами".

Материалы:  музыкальные   произведения, отличающиеся  друг  от  друга  по  темпу,  например ("О чужих  странах  и  людях",  "Полное  удовольствие",

"Почти  серьезно" (цикл  "Детские  сцены") Шумана.  Каждому  ребенку  потребуется  одна  цветная  лента  или  что-то  подобное  ей.

Инструкция 1.

Выберите  себе  одну  ленту  понравившегося  цвета.  Как  только  я  включу  музыку,  вы  можете  начать  двигаться  по  комнате.  Когда  музыка  прекратится, вы  должны  застыть  в  том  положении,  в  котором  будете  находиться  в  тот  момент.

Инструкция 2

Сейчас  музыка  будет  совершенно  иной.  Она  побуждает  ваше  тело  ленту  двигаться  иначе.  Пожалуйста,  передвигайтесь  в  танце  по  залу  все  время, пока  будет  звучать  музыка.

   (Игра  продолжается до  тех  пор,  пока  Ведущая  не  почувствует,  что  дети  достаточно  разогрелись  и  зарядились  энергией.  Благодаря  этому  упражнению,  дети  учатся  чувствовать  свое  тело  и  импровизировать под  музыку).

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ.

ВЕД. -  Послушайте,  какую  историю  я  вам  расскажу. В  маленьком  садике  росла  красивая  роза,  а  на полянке росла  ромашка.  Ромашка   мечтала  стать красавицей  и  хотела,  чтобы  за  ней  ухаживали  тик,  как  за  розой.   А  роза  скучала  в  своем  саду  и  хотела  жить  как  ромашка  на  воле  и  иметь  много  друзей.  Ведь  с  ромашкой  дружили  и  цветы, и  зверята,  и ветерок.

   (Просит  детей  разбиться  на  две  группы).

ВЕД.  А  теперь  мы  поиграем  в  цветы.  Сначала  одна  группа  будет  розами,  а  другая -- ромашками.  Потом,  наоборот,  первая  группа - ромашками,  а  вторая -  розами.  Я  буду  бабушкой  Ариной,  буду ходить  и  в  саду,  и  в  поле. Раз,  два,  три -  играть  начни!

 (Дети  играют  в  цветы.  Ведущая  ухаживает  то  за розами,  то  за  ромашками,  спрашивает, что  хочет  получить  цветок,  какую  волшебную силу.  Дает  каждому  требуемое. Потом розы  с  ромашками  меняются  ролями. Все  повторяется  сначала).

ВЕД  (Бабушка  АРИНА).  Давайте  закончим  нашу  игру  веселым  цветочным  танцем. Вы  танцуете,  а  я угадаю,  кто  вы  роза  или  ромашка.

  (  Звучит  "Вальс  цветов" П.Чайковского,  дети танцуют,  а  ведущая  угадывает).

ВЕД. Смолкла  чудесная  музыка  и нам пора  возвращаться  домой.  Раз, два,  кончилась  игра.

  (Дети рассаживаются  кругом  на  ковре,  и  начинается  обсуждение  итогов).

ОБСУЖДЕНИЕ   ИТОГОВ

ВЕД. - А  теперь  давайте  вспомним, как  вы  были  розами  и  ромашками,  что  чувствовали,  чего  хотели, что  просили у  бабушки Арины?  Кем  понравилось  быть  больше?

КАТЯ -  Мне  понравилось  и  розой,  и  ромашкой.  Было  приятно  нравиться,  быть со   всеми.

ОЛЯ  -  Мне  нравилось  быть  розой.  Она  красивая, ее  все  любят.  А  я  еще  была  волшебной,  мне  Бабушка  Арина  подарила  волшебную палочку.  Я  делала,  что  хотела.

СОНЯ  -  А мне  больше  всего  понравилось  быть  ромашкой.  На  полянке  хорошо,  я  чувствовала,  что  здесь  мой  дом.

САША  - Мне  было  все  равно.  Просто  понравилось  со  всеми  играть.

ОЛЕСЯ  -  Мне  тоже  нравилось  быть  ромашкой  и  розой  одинаково.  Мне  было  жалко  ромашку,  что  ее  меньше  люди  любят,  а  все  розу.  Попросила   у  Бабушки  Арины  много  друзей  для  ромашки.

АНДРЕЙ  -  Мне  было  весело  играть.  Я  был  смешной  ромашкой  и  глупой    розой.

ВЕД  -  А  почему?

АНДРЕЙ -  Да,  что  они  спорят,  кто  лучше:  все  хорошие,  главное,  что  вместе.

ВЕД  -  Я  тоже  считаю,  что  все  цветы  хорошие  и  каждый  красив  по-своему.  Особенно,  когда  их  любят,  за  ними  ухаживают  и  берегут.

(Ведущая   проводит  деролинг,  ритуал  прощания).

КОМЕНТАРИИ.  Интересно,  что  танцевали  больше  "ромашку",  чем  "розу",  чувствовалось,  что  дети  поняли:  не  в  одной  красоте  дело.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

        Самым  главным  достижением,  полученным  в  результате  осмысления  мной  основ  психодрамы  вообще  и  детской  психодрамы,  в  частности,  считаю  создание   небольшого  цикла  занятий, направленных  на  развитие  спонтанности  детей.

         Сочетая  в  занятии  музыку,  танцы  и  сказкотерапию,  я  на  каждом занятии  получала  от  детей  "обратную"  связь,     живой  интерес,   положительный  отклик.  Конечно  же,  это  только  начало  пути, впереди  еще  много  поразительных  открытий  и  для  меня,  и  для  детей,  но  первый  шаг  уже  сделан.  Он  показал,  что  психодрама  в  дошкольных  учреждениях  нужна,  важна  и  востребованна.  Востребованна  прежде  всего,  детьми,  для  которых  это  еще  один  из способов  познания  этого  мира,  законов,  по  которым  он  живет,  раскрытия  себя  и  нахождения  своего  места  в  группе, а  в  дальнейшем  и  в  мире  взрослых  людей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...