«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста как основа развития успешной личности»
статья

Тема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста - наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья детей и работоспособность растущего организма - это двигательная активность, естественная потребность в движении. Удовлетворение этой природной потребности детей является важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Здоровье ребенка - это важнейший показатель готовности его к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_detey.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста как основа развития успешной личности»

Тема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста - наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья детей и работоспособность растущего организма - это двигательная активность, естественная потребность в движении. Удовлетворение этой природной потребности детей является важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Здоровье ребенка - это важнейший показатель готовности его к школе.

За последние 10 лет здоровье детей ухудшается, заметим, что тенденция не очень хорошая. С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. На основе норм ФГОС разрабатывается и осуществляется образовательная программа ДОУ. В соответствии с данным документом, изменяются требования к кадровому обеспечению. Педагогические работники должны быть компетентны в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие. Таким образом, проблема подготовки педагогических кадров, которые имеют определенный уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления задач по физическому воспитанию, владеющих теоретическими и практическими навыками для создания и реализации здоровьесберегающей системы в ДОУ в контексте ФГОС, становится актуальной.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, что сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. А из больных детей вырастают больные взрослые.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет практически здоровы, но имею функциональные отклонения в состоянии здоровья:


33% - нарушение осанки;

30% - невротические отклонения;

50% - низкий показатель развития основных двигательных качеств;

В Липецкой области уровень здоровья снизился на 14,5%

1 -е место - ОРВИ;

2-е место - нарушение опорно-двигательного аппарата;

3-е место - инфекционные заболевания;

15-18% - различные формы психических расстройств.

Результаты исследований НИИ

Нарушение осанки:

24% - дети с 3-х лет;

66% - дети с 6-ти лет;

35% - дети с 7-ми лет;

Сколиоз формируется в детском возрасте с 6-ти лет. Он поражает в среднем 10-15% детей. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночные мышцы, окружающие позвоночный столб. С недостаточностью физической нагрузки мышцы спины слабеют, в итоге - нарушение осанки. Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность связочного аппарата. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и физические качества: скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие.

Большое влияние на формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая. Детей с диагнозом плоскостопие становится больше год от года.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают:
-неблагоприятные условия окружающей среды,
-недостаточная двигательная активность,
-слабый мышечный тонус,

-длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

Факторы, влияющие на здоровье детей:

  • неблагоприятная среда - 20%;

- образ жизни - 50%;

  • медицинская помощь - 30%;

Вновь на повестке дня проблема «школьной зрелости». Специалисты отмечают, что среди современных детей седьмого года жизни «школьно-незрелые» составляют более 40%, что в 3 раза превышает количество таких детей в 70-е гг. и в 2 раза больше, чем в 80-е гг. Они связывают такое положение с ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей. Раннее начало обучения (с 6-ти лет) на фоне функциональной незрелости и неготовности отдельных детей к школе приводит чрезмерному нарастанию психоэмоциональных и физических нагрузок. Настораживает их и тот факт, что среди «школьно незрелых» детей седьмого года жизни мальчиков почти в 2 раза больше, чем девочек. Исследования убедительно показали, что дошкольное учреждение помогает избегать часть неблагоприятных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье детей. Это говорит о том, что дошкольное воспитание еще не утратило свою значимость.

В перечне причин, негативно влияющих на здоровье детей, называются:

- снижение общего уровня жизни, экологическая обстановка;

- безграмотность и безразличие родителей в вопросах формирования и охраны здоровья;

- низкий уровень медицинского обеспечения, направленного, как правило, только на
оказание экстренной медицинской помощи;

- недостаточное финансирование образовательных учреждений и многие другие.

Однако нельзя не отметить, что основные причины снижения показателей здоровья детей в образовательных учреждениях связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной перегрузки, а также недостаточными знаниями педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья. Все вышеизложенное убедительно показывает, что только комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблемы оздоровления детей. Особая роль в организации педагогического процесса здоровьесберегающей направленности в дошкольном образовательном учреждении принадлежит педагогу, как носителю определенных качеств личности, культуры и профессионализма. Педагог как активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на здоровый образ жизни, осознания здоровья как ценности, стереотипы здоровьесберегающего поведения.

Оценка двигательного режима в ДОУ:

  1. Время двигательной деятельности с отражением содержания и качества в различные режимные моменты;
  1. Объем двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для качественной оценки двигательной активности;
  1. Интенсивность двигательной активности.

Существующий двигательный режим восполняет 50% потребности в движении. Показатель двигательной активности - ее продолжение. Дети должны двигаться не менее 50- 60% всего периода бодрствования. По данным большинства исследований, 30-40% детей имеют избыточный вес.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ребенком в течение дня, ниже возрастной нормы. В статичном положении увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Отсюда нарушение осанки, плоскостопие, нарушение координации, гибкости, силы и т.д.

Оценка двигательной активности детей в НОД проводится путем вычисления моторной плотности. При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановления нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

полезное время

Общая плотность =        х 100

продолжительность занятия

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.

Педагогически оправданное время - это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%.

время, затраченное на движении

Моторная плотность =        х 100

общее время занятия

Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стоимость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физической нагрузки занимающегося.

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Немного истории. В своем развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку приходилось пробегать и проходить ежедневно десятки километров в поисках пищи, чтобы выжить. Так выделились пять основных жизненно важных движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования - выживал тот, кто лучше владел ими. Измерять объем двигательной активности не было необходимости. Человек двигался на пределе своих возможностей. Развитие науки и техники снижает ДА людей, поэтому имеем такие неутешительные данные. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» физическими упражнениями. Отсюда встала проблема определение нормы ДА.

В каких же единицах можно измерить движения ребенка? Прежде всего - в условных шагах. Для этого используется шагомер - прибор оценки двигательной активности. Он активно реагирует на движение и считает шаги. В Японии уже 30 лет пользуются активно шагомером. Этот прибор позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т.д.). Использование шагомеров позволяет оценить двигательную активность детей и дать количественную характеристику и при проведении физкультурного занятия.

У взрослых норма 10 000 шагов в день;

У детей старшего дошкольного возраста - 14 000 шагов в день;

У младших дошкольников - 9 000-13 000 шагов в день;

Интенсивность двигательной активности - среднее количество движений в минуту.

- примерно 44-50 у детей трех - четырех лет;

  • примерно 54-60 у детей пяти - шести лет;
  • примерно 70-87 у детей шести - семи лет;

- смена движений составляет 550-1000 раз в день.

Благодаря частой смене движений происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для разных движений. Весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется главным образом предложенным двигательным режимом в течение дня, площадью для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизной игровых и физкультурных пособий.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно - как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия- своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Двигательная активность

  • один из важнейших показателей физического развития;

- один из показателей готовности детей к школе;

Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной
активности детей:

- объем движений за день составляет в пределах 2160 до 13000, в среднем 6000 шагов;

-время двигательной активности колеблется в пределах 1-3 часов;

-интенсивность от 21 до 108 движений в минуту, в среднем 38-53 движения.

Таким образом, можно условно выделить три группы детей:
большой, средней и малой подвижности.

Дети малой подвижности составляют в саду примерно 25% .
Среднесуточное количество шагов: 2700-4500 шагов в день.

Продолжительность двигательной активности в день - 40-50 минут

Причины малоподвижности:

- слабые двигательные умения и навыки;

- дефицит условий для движений;

- состоянием здоровья;

  • дети уже приучены к малоподвижному образу жизни.

Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не уверены в своих возможностях, отказываются выполнять трудные задания. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты

Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования.  В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...

«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».

        В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...

Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...

Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...