Творческий отчет по проекту "Моя семья"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Махмутова Румия Монзуровна
Творческий отчет по проекту « Моя семья»
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я может быть, запомню.
Вовлеки меня, и я пойму.»
Конфуций .
С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. Для этого природа щедро одарила его познавательной активностью. Малыша интересует всё. Потому, используя все доступные ему средства – взять в руки, подействовать, попробовать, - он стремится к познанию мира.
Но один ребенок с этой задачей не справится, поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность младшего школьника.
В детском саду я работаю давно лет и очень люблю свою работу. И вот в 2008 году, изучая новинки методической литературы и, наблюдая за детьми, я пришла к выводу о целесообразности вовлечения родителей в процесс обогащения дошкольников новыми знаниями.
Для того чтобы развивать познавательную активность детей, необходимо учитывать три основных внешних условия:
- Общение со взрослыми и сверстниками.
- Субъективная позиция ребенка в деятельности.
- Направленность деятельности на познание окружающего мира.
Начала я свою работу с того, что изучила литературу по этой теме. Далее я провела диагностику познавательной активности детей. Опираясь на диагностику авторов Т. В. Кирсановой, С. П. Кузьминой оценивала следующие категории:
- Содержание и характер знаний;
- Особенности познавательной активности;
- Проявление интеллектуальных качеств.
По результатам диагностики я увидела, что высокий уровень познавательной активности у 24% детей, а у 30% недостаточный уровень.
Следующим этапом работы стало составление перспективного плана по развитию у детей познавательных способностей. Для того, чтобы вовлечь родителей в работу, заинтересовать, включить в педагогическую деятельность мною составлена «Анкета интересов родителей» (см. приложение). Результаты анкетирования показали, что родители готовы заниматься с детьми такими видами деятельности как:
Чтение – 10%.
Рисование – 20%.
Игры – 23%.
Экскурсии – 10%.
Помощь в организации праздников – 5%.
Придумывание с воспитателем различных нововведений – 3%.
Подбор дома нужных материалов – 10%.
Помощь в планировании работы – 15%.
Анкета показала некоторую пассивность родителей, их отстраненность от воспитательного процесса.
Для оповещения родителей о темах и содержании образовательной работы, а так же создания мотивации для оказания действенной помощи использовала «модель трех вопросов». В любое свободное время разговаривала с детьми о том, что они знают или хотят узнать. Все идеи детей записывала в специальном листке.
Что получила в результате такого опроса?
Родители понимают, что и откуда знают их дети, определяют круг интересов своих детей и получают представления о том, какими способами те готовы получить новые знания.
В начале года провели родительское собрание по теме «Знаете ли вы своего ребенка», на котором обсудили результаты анкетирования детей по теме «Познавательные интересы вашего ребенка», цель которого определить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы.
Результаты показали, что у родителей мало совместных с детьми дел. Родители, сами ссылаясь на свою занятость, не стремятся к совместному с детьми творчеству.
Исходя из анкетирования, поставила перед родителями следующие задачи:
- Побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов;
- Направлять поисковую деятельность детей;
- Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- Помочь использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации.
В процессе обсуждения наметили пути взаимодействия с родителями, способствующими развитию познавательных способностей детей.
- Создание альбома «Моя семья».
- Традиция «Встречи с интересными людьми».
- Семейные проекты «Познаем вместе».
- Создание «Уголка познания».
- Привлечение отцов к воспитательному и образовательному процессу.
- Создание мини-музея «В гостях у сказки».
Работа в группе начинается со знакомства с семьями воспитанников посредством анкетирования. Однако собранные анкеты не дают полного представления о семье, и главное, недоступны детям. Поэтому я предложила каждой семье оформить альбом «Моя семья». Приведу примеры страничек альбома:
«Наша семья».
«Генеалогическое древо семьи»,
«Что обозначает мое имя».
«Рассказ о маме (папе, дедушке, бабушке)».
«Когда мне грустно» и др.
При оформлении страничек родители вместе с детьми проявляли творчество, фантазию, мастерство (использовали фотографии, рисунки, аппликацию). Единственным моим требованием было оформлять и заполнять страничку вместе с детьми. Надо отметить, что создание альбома не разовое мероприятие. Постоянная работа с ним способствует появлению у детей самых разнообразных познавательных интересов. Составляя странички в альбоме «Моя семья» дети больше задумываются о себе, узнают о своих родных. Альбомы я использую на праздниках, различных познавательных мероприятиях.
Главные выводы, к которым я пришла, наблюдая за детьми и их родителями в процессе работы с альбомом «Моя семья» сводятся к следующему:
- Подобная работа способствует налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье;
- У детей появляется познавательный интерес к истории своей семьи;
- У детей правильно формируется социальное понятие «семья»
Особый интерес у детей среднего возраста вызывают рассказы родителей о своей работе, увлечениях, совместном с детьми отдыхе, семейных традициях.
Так родилась традиция «Встречи с интересными людьми». Данная традиция нужна для формирования у детей понятия «деятельность людей», умение общаться с людьми. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.
Были проведены встречи с родителями: «Мой папа - военный», «Когда мамы нет дома», «Выходной в нашей семье», «Моя мама работает врачом».
Традиционные «встречи с интересными людьми» с участием родителей начинают проводиться со средней группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. В группу приходят не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, любят дети общаться со старшими братьями и сестрами своих друзей. Такие встречи очень интересны, дети испытывают чувство гордости от общения с родителями. Они благотворно влияют на познавательную активность
детей.
Именно родителям, как первым воспитателям, необходимо развивать познавательные способности своих детей. Для более полной информированности мною изготовлены папки – передвижки «Без папы – как без рук», «Дети учатся жить», «Дела домашние», «Ошибки семейного воспитания».
Суть семейного проекта «Познаем вместе» состоит в том, что каждая семья, учитывая свои познавательные предпочтения и возможности, готовит материал по самостоятельно выбранной теме. Так появились проекты «Путешествие капельки», «Мой друг собака», «Как я выращивал горох».
Родители вместе с детьми рассказывают о своих проектах, какую литературу прочитали, что нового узнали. Как приятно видеть светящиеся гордостью глаза ребенка и его родителей. На подобные встречи приглашаются все желающие родители. Обычно это стимулирует другие семьи включиться в проект и подготовить новые познавательные темы. Каждая встреча дает толчок к возникновению и развитию новых познавательных интересов дошкольников, а в группе появляются все новые и новые альбомы, которые ребята любят рассматривать. Как правило, при этом рассказ ведет ребенок – автор альбома.
При активном участии родителей создали в группе «Уголок познания». В нем собран необходимый материал для экспериментальной деятельности детей. Родители вместе с детьми с удовольствием занимаются экспериментированием, чтением журналов, детской научно-популярной литературы. Все это имеет огромное значение для развития познавательного интереса детей.
В современном обществе становится все меньше условий, благоприятных для полноценного развития ребенка, увеличивается дефицит общения ребенка со взрослыми. Можно утверждать, что если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться ее понимать.
Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи. Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец своей будущей семейной жизни.
Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности с отцами – одно из важнейших направлений в моей работе. В работе с родителями существует одна особенность – в нее необходимо включать как можно больше разнообразных, интересных для детей и родителей форм взаимодействия.
Был составлен перспективный план взаимодействия с отцами с целью повышения их роли в семье (см. приложение). Наметили совместные мероприятия, досуги, праздники. В нашей группе существует традиция «Встречи с интересными людьми», где папы рассказывают о своих профессиях, увлечениях, играют с детьми. Очень интересно прошло мероприятие «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». Стараюсь привлекать пап для изготовления атрибутов к играм, фотоуслугам. В детском саду ежегодно проводится неделя «Мой папа лучше всех». Здесь и фотовыставки, и совместные с детьми поделки, спортивные досуги.
Все эти мероприятия способствуют повышению роли отцов в познавательном развитии детей, их воспитании.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка, как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
К.Д. Ушинский пишет: «Родное слово…объясняет ребенку природу, как не смог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк, оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик…»
Сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает ускоренную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
Совместными усилиями с родителями создали музей «В гостях у сказки». Я составила план работы, определила цели и задачи мини-музея:
1. Донести в доступной форме до сознания детей народные ценности;
2. Воспитание любви ко всем людям и природе;
3. Расширение кругозора и представлений о мире;
4. Закладывание нравственных норм и начал;
5. Развитие связной речи.
Родители сделали своими руками интересные экспонаты, что-то принесли из дома. В результате получился интересный, яркий, со множеством игр, экспонатов мини-музей. Дети с удовольствием проводят здесь время. Часто приходят родители, рассматривают вместе с детьми волшебные предметы, читают книги. Я провожу на основе мини-музея викторины, беседы. Когда к нам приходят родители, самые активные дети выступают в роли экскурсоводов. Создание мини-музея имеет большое значение прежде всего в нравственном развитии детей. Ведь не секрет, что родители в современном обществе просто забыли о сказках. Чаще всего они включают телевизор, и ребенок остается один, лишенный общения с родителями.
В течение восьми лет веду кружок. В средней группе – «Умелые руки», в старшей группе занимаемся квиллингом или бумагокручением. Кружок называется «Кручу-верчу». Дети расширяют свои знания, учатся делать интересные поделки, изготавливают поздравительные открытки к праздникам. Занятия в кружке имеют большое познавательное значение, развивается моторика рук, внимание, воображение.
Работу по развитию познавательных способностей детей буду продолжать и подготовительной к школе группе. Ведь привлечение родителей к обучению и развитию детей имеет огромное значение и сказывается на результатах.
По результатам диагностики высокий уровень познавательной активности детей повысился на 22%, средний – на 21%.
Таким образом, я считаю, что за два года работы по теме «Развитие познавательных способностей детей через работу с родителями» я добилась хороших результатов. Самое главное – родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками процесса обучения и воспитания детей. Результаты анкетирования – яркое тому подтверждение. Активно участвуют в познавательном развитии детей – 65%, интересуются результатами успехов своих детей – 25%. Все родители готовы прийти в группу и внести свой вклад.
В дальнейшем планирую привлечь родителей и детей к участию в научно-практической конференции «Умные совы и совята», ввести новую традицию «День рождения группы», привлечь родителей к такому проекту как «Презентация семьи».
Я надеюсь, что дети нашей группы в психологическом и интеллектуальном плане к школе будут подготовлены.
Кроме работы с детьми и родителями на протяжении двух лет проводила определенную работу с коллегами – педагогами. Делилась с ними результатами своей работы. Проводила открытые занятия по познавательному развитию: «Целебная сила цвета», «В гостях у Кота Ученого». Свой опыт я обобщила на педсоветах, на совещаниях при заведующей. В этом году провела консультации: «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников», «Условия оптимизации познавательной активности детей в ДОУ», «Наглядные формы работы с родителями».
Хочется верить, что вся проведенная мной работа привлечет внимание педагогов к привлечению родителей в ДОУ, как к эффектному методу обучения и воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-321717-1475076493.jpg)
Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/16/picture-654558-1439733386.jpg)
Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»
Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка. Главная цель моей работы- это развитие личност...
творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-911400-1490932833.jpg)
Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"
Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-496149-1582812615.jpg)
Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1007793-1570601328.jpg)
Творческий отчет "Развитие творческих способностей детей в продуктивной и театрализованной деятельности"
Отчет по самообразованию. 1-ая младшая группа....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/30/picture-1325774-1617116468.jpg)
Творческий отчет "Роль семьи и ДОУ в воспитании самостоятельности детей
МБДОУ Калтасинский детский сад №3 "Сказка" МР Калтасинский район РБПодготовила воспитатель Вахитова Лилия Григорьевна2015 г....