Отчёт о реализации исследовательского проекта "Русский язык в жизни современных людей"
методическая разработка (старшая группа)

Южакова Светлана Александровна

Проект направлен на формирование у детей старшего возраста положительного отношения к родному языку, чувства принадлежности к русскому народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx480.34 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о реализации исследовательского проекта

«Русский язык в жизни современных людей»

На базе МБДОУ №1 «Улыбка» при реализации проекта (Приложение 1) была проведена исследовательская работа.

С родителями:

1. Анкетирование родителей «Русский язык в жизни Вашей семьи». Были выявлены следующие результаты:

Таблица 1.

Анкета для родителей

Вопросы

Ответы (36 родителей – 22 семьи)

Да

Нет

1.

Говорите ли Вы с ребенком о родном языке, его значении?

14%

86%

2.

Смотрите ли Вы с ребенком обучающие передачи на данную тему?

21%

79%

3.

Читаете ли Вы ребенку перед сном русские народные сказки?

32%

68%

4.

Как Вы думаете, необходимо ли изучать русский язык, его особенности в дошкольном возрасте?

17%

83%

Анализ анкетирования показал, что больший процент родителей не считают главной задачей ставить обучение и изучение детьми дошкольного возраста русского языка.

2. Оформление папок-передвижек. «Перечень мультфильмов, рекомендуемых детям для просмотра, при обучении русского языка» (Приложение 2); «Речевое развитие современного ребенка» (Приложение 3)

С детьми:

1. Изучение отношения детей дошкольного возраста к русскому языку при помощи анкетирования и песочной диагностики.

  • Анкетирование (Приложение 4) Результаты диагностики представим в виде диаграммы.

Диаграмма 1. Анкетирование детей

  • Песочная диагностика

C:\Users\Алексей\Desktop\Я избиратель\20190312_162956.jpgC:\Users\Алексей\Desktop\Я избиратель\20190312_162339.jpg

Анализ данной диагностики показал, что у 73% детей сформировано нейтральное отношение, а у 17% - положительное. Отрицательных ответов нет. Результаты указывают на то, что необходима выработка положительных чувств.

2. Просмотр презентаций на тему: «Я люблю свой родной язык» и дальнейшее наблюдение, как люди общаются в саду, дома и на улице.

3. Тренинг для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Одно слово – язык». Цель – формирование у родителей и детей положительного отношения к русскому языку, формирование познавательной активности к изучению русского языка.

Наиболее результативными стали упражнения:E:\Подготовит 19\20181206_173831.jpg

- игра-пантомима «Родной язык»;

- рисование слов «родина», «русский язык»; 

- выставка рисунков «Мой родной язык – русский!» (Приложение 5);

- маскотерапия – изготовление маски «Говорю». Цель – осознание своей принадлежности и значимости родного языка.

4. Психологический настрой на восприятие слова «родина», формирование патриотического чувства через звуковую панель «Лесенка». Дети эмоционально произносили слово «родина» и на табло высвечивался цвет, который срабатывал на силу голоса ребенка. Тем самым фиксируя положительные эмоции на данное слово.

5. Опрос с детьми жителей нашего района - «Родина начинается с родного языка? Анализ данных опроса представим в виде таблицы.

Таблица 2.

Опрос жителей района

Вопросы

Ответы

Старшее поколение

Молодое поколение

1.

Считаете ли Вы, что нужно соблюдать культуру и ценности русского языка?

Да

98%

Нет

2%

Да

64%

Нет

36%

2.

Родина начинается с родного языка?

92%

8%

71%

29%

6. Разработка и распространение с детьми буклетов для жителей нашего района «Наша родина – наш родной язык!» Цель - создание условий для сохранения, развития и популяризации русского языка.

E:\Избираи\20190304_161844.jpg

7. Интервью у руководителей разных организаций «Значение русского языка в профессиях»

E:\20190328_094617.jpgE:\Я избиратель\20190314_105417.jpg

8. Посещение центральной библиотеки (Приложение 6)

9.  Итоговая диагностика (Приложение 7)

Результаты указывают на то, что благодаря проделанной работе мы реализовали цель нашего проекта, сформировали у детей положительные чувства по отношению к родному языку, мотивацию к изучению языка. Гипотеза подтвердилась.

Приложение 1.

Название исследовательского проекта:

«Русский язык в жизни современных людей»

Актуальность

Раннее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию нашей страны, уважение к языку и культуре русского народа, способствует развитию  коммуникативно-речевого такта, а также формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Основной задачей изучения русского языка является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме.

В современном дошкольном образовании, огромную роль отводят воспитанию нравственно-патриотической личности ребенка. Но изучением восприятия ребенком русского языка, конкретных слов, фраз изучается в меньшей степени. Мы считаем это новизна проекта.

Гипотеза: русский язык – это не простые слова, а неотъемлемая часть русской культуры, они обладают особой силой, имеющей огромное значение для жителей нашего района, области, страны.                                                                

Цель изучение отношения детей дошкольного возраста к русскому языку, формировать мотивацию к познанию русского языка.

Задачи:

1. Познакомиться с понятием «русский язык», его особенности.

2. Узнать, что в русском языке означает слово «родина», его влияние на формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

3. Выяснить с детьми дошкольного возраста, какое место занимают слова «русский язык», «родина» в жизни жителей нашего поселка.

4. Разработать с детьми дошкольного возраста и распространить буклеты «Русский язык – наша родина!»

Предмет исследования: слова «русский язык», «родина».

Методы: изучение и анализ литературы, анкетирование, экспериментирование, песочная терапия, маскотерапия, практическая работа.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагог-психолог.

Тематическое планирование

Содержание деятельности

Сроки

1.

Анкетирование родителей «Русский язык в жизни Вашей семьи».

07.09.20г.

2.

Оформление папок-передвижек:

- «Перечень мультфильмов, рекомендуемых детям для просмотра, при обучении русского языка»

- «Речевое развитие современного ребенка»

09.09.20г.

3.

Изучение отношения детей дошкольного возраста к русскому языку при помощи анкетирования и песочной диагностики.

11.09.20г.

4.

Просмотр презентаций на тему: «Я люблю свой родной язык»

15.09.20г.

5.

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Одно слово – язык».

17.09.20г.

6.

Выставка рисунков «Мой родной язык – русский!»

18.09.20г.

7.

Психологический настрой на восприятие слова «родина», формирование патриотического чувства через звуковую панель «Лесенка».

22.09.20г.

8.

Опрос с детьми жителей нашего района - «Родина начинается с родного языка?

23.09.20г.

9.

Разработка и распространение с детьми буклетов для жителей нашего района «Наша родина – наш родной язык!»

25.09.20г.

10.

Итоговая диагностика.

26.09.20г.

11.

Отчет о проделанной работе

27.09.20г.

Предполагаемый результат: формирование положительного отношения к русскому языку у детей дошкольного возраста, мотивации к изучению родного языка.

Анализ данной диагностики показал, что у 96% детей сформировано положительное отношение, а у 4% - нейтральное. Отрицательных ответов нет. Результаты указывают на то, что благодаря проделанной работе мы реализовали цель нашего проекта, сформировали у детей положительные чувства по отношению к родному языку, мотивацию к изучению языка. Гипотеза подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по реализации проекта "У леса загадок немало" в подготовительной группе в рамках проведения конкурса "Интеллектуальный проект"

отчёт по реализации проекта "У леса загадок не мало". Проект краткосрочный.Направлен на расширение знаний детей о лесе, его обитателях, растительном мире, о неизведанных тайнах и загадках....

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Отчёт о запланированных занятиях родных языков и фольклора коренных малочисленных народов Югры

Отчёто запланированных занятиях родных языков и фольклора коренных малочисленных народов Югры...

Отчёт о проведении недели «Родного языка»

В нашей группе прошла неделя, посвящённая Дню родного языка....