«Инновационные технологии в музыкальном образовании дошкольников»
методическая разработка

Шалаева Марина Леонидовна

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества.

Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, надо давать детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, необходимо использовать также методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.

В своей работе я использую некоторые современные технологии.

• Здоровьесберегающая технология;

• Элементарные формы музыкальной импровизации;

• Эстетотерапия (это совокупность методов психотерапевтического воздействия через обращение к творческой сфере человека);

• Эвритмия. (Это уравновешенность элементов, слаженность, соразмерность, гармоничность). Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой.

• Музыкально-речевая и пальчиковая гимнатика;

• Анимационные танцы и флешмобы;

• Игры с инструментами;

• Применение ИКТ

Поэтому одна из целей в моей работе музыкального руководителя - найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально-игрового пространства, создать комфортные условия для усвоения программного материала.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми.

Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя эту технологию, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

Такие музыкальные занятия усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Средства новых информационных компьютерных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую диски, которые специально идут к программам по возрастным группам.

Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение.

«Пение» занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создаю электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла», детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают понять значение слов.

В разделе «Пения» применяю метод ритмодекламации. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.

Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Так же в этом для разучивания новых песен использую дидактический приём: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память.

В разделе «Музыкально-ритмической деятельности» широко использую технологию М. Картушиной. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

-развития коммуникативных навыков

-работы над ощущением формы

-развития двигательной координации

-развития чувства ритма.

Применение инновационных компьютерных технологий при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

«Музыкально-дидактические игры» также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

Дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где дети пропевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных героев или животных, которых видят на экране.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. При просмотре видеозаписи у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно знакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.

В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, во время вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре. Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

Практика работы с дошкольниками показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда нашего дошкольного образования носит проблемный характер. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование инновационных технологий в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.

Использование интерактивной доски в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию, во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника, видео-открытки с поздравлением детей для родителей, видео ролики о жизни детей в детском саду на выпускном и т. д.

Таким образом, использование инновационных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

Литература:

1. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3

2. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

3. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10

4. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб. : СМИО Пресс 2010.

5. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79.

6. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

7. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.

8. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П. : Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.

9. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в музыкальном образовании дошкольников»

  Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, надо давать детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, необходимо использовать также методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.

В своей работе я использую некоторые современные технологии.

  • Здоровьесберегающая технология;
  • Элементарные формы музыкальной импровизации;
  • Эстетотерапия (это совокупность методов психотерапевтического воздействия через обращение к творческой сфере человека);
  • Эвритмия. (Это уравновешенность элементов, слаженность, соразмерность, гармоничность).  Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой.
  • Музыкально-речевая и пальчиковая гимнатика;
  • Анимационные танцы и флешмобы;
  • Игры с инструментами;
  • Применение ИКТ

  Поэтому одна из целей в моей работе музыкального руководителя - найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально-игрового пространства, создать комфортные условия для усвоения программного материала.

  Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя эту технологию, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Такие музыкальные  занятия усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

  Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

  Средства новых информационных компьютерных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

  Так, в разделе «Слушание музыки»  использую диски технологии, которые специально к программам по возрастным группам.

  Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение.

  «Пение» занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создаю электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла» , детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают понять значение слов.

  В разделе «Пения» применяю метод ритмодекламации. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить), а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Так же в этом для разучивания новых песен использую дидактический приём: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память.

  В разделе «Музыкально-ритмической деятельности» широко использую технологию М.Картушиной. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

-развития коммуникативных навыков

-работы над ощущением формы

-развития двигательной координации

-развития чувства ритма.

  Применение инновационных компьютерных технологий при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

  «Музыкально-дидактические игры» также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

  Дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где дети пропевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных героев или животных, которых видят на экране.

  При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. При просмотре видеозаписи у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на  детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

  Видеоролики позволяют интересно, ярко и понятно знакомить  дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера. В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры помогают запоминать названия музыкальных инструментов, во время вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре. Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

  Практика работы с дошкольниками показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

  При создании предметно-развивающей среды в образовательной области «Музыка» учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20 лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда нашего дошкольного образования  носит проблемный характер. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование инновационных технологий  в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.

  Использование интерактивной доски в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию, во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

  В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника, видео-открытки с поздравлением детей для родителей, видео ролики о жизни детей в детском саду на выпускном и т.д.,

  Таким образом, использование инновационных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

Литература:

1. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3

2. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

3. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10

4. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.

5. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79.

6.Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. — М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

7.Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.

8.Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.

9.Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании дошкольников»

Если говорить о использовании здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности, то можно утверждать, что если будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потре...

«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» Журнал «Дошкольное образование» (разное)

Я – музыкальный руководитель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Алёнушка», хочу поделиться опытом своей работы с детьми....

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ. "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников."

Опыт работы на тему: "Инновационные технологии в музыкальном воспитании". Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый сло...

Консультация для музыкальных руководителей. Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические ...

Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».

laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...

Мастер класс музыкального руководителя "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «...

Инновационные технологии в музыкальном образовании

Музыка –  это источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных инновационных  методов решает важнейшую задачу музыкального воспитания детей – форми...