Инновационные технологии в музыкальном образовании
материал по музыке (старшая группа)

Бухтатая Марина Владимировна

Музыка –  это источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных инновационных  методов решает важнейшую задачу музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников старшего дошкольного возраста Подготовила музыкальный руководитель Бухтатая М.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Октябрьский детский сад №7» с. Октябрьское, 2022 г.

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Педагогические инновации – это целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. В связи с этим музыкальное содержание программы, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство, и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. В настоящее время я как музыкальный руководитель подобрала инновационные методы и приемы, которые активно использую в своей работе.

Слайд 3

Актуальность Важнейшим этапом в становлении человека является период детства - удивительное время развития познавательного интереса. Дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, их души открыты для творчества. От того, какой фундамент будет заложен в детстве, зависит всё дальнейшее развитие. Это касается как его общечеловеческих качеств, так музыкального развития и всего творческого потенциала. Музыкальные занятие, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». Музыка – это источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных инновационных методов решает важнейшую задачу музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации музыкального и творческого развития детей.

Слайд 4

Цель музыкального воспитания в ДОУ -развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся -овладение вокальными навыкам -формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.

Слайд 5

Достижению данной цели способствует решение задач: образовательных - овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания; развивающих - развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления; воспитательных - воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры .

Слайд 6

Современная педагогика не является статичной, поэтому музыкальный руководитель ДОУ сегодня обязан формировать основы духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшего компонента гармоничного развития личности. Чтобы решить основную задачу развитие музыкального воспитания у детей старшего дошкольного возраста, я использую в своей работе новые инновационные технологии на занятиях, в различных видах музыкальной деятельности: здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии .

Слайд 7

Инновационные технологии Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Информационно -коммуникационные технологии Ритмодекламация; Психогимнастика Коммуникативные танцы;Флешмоб, Пальчиковая гимнастика . видео и аудио файлы

Слайд 8

Здоровьесберегающие технологии Термин « здоровьесберегающие образовательные технологии » можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью ребенка и, которые не наносят прямого или косвенного вреда. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - это музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. В своих занятиях я использую следующие здоровьесберегающие технологий: -Психогимнастика; -Ритмодекламация.

Слайд 9

Психогимнастика Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы. С помощью этого метода ребенок учится лучше чувствовать свое тело, выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей. И в то же время с помощью психогимнастики можно научить ребенка контролировать свои эмоции и управлять ими. При использовании психогимнастики на музыкальных занятиях у детей происходит: снятие психологической напряженности, снижение мышечного утомления; снижение агрессии, помощи преодоления страха, робости, развития уверенности в себе; развитие коммуникативных способностей; совершенствование тактильной памяти; воспитание способности к согласованному взаимодействию; формирование вербального и невербального средства общения; повышение уровня произвольности действий , двигательного творчества; формирование умения подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.

Слайд 10

Ритмодекламация представляет собой синтез поэзии и музыки На первом плане в ритмодекламации выступает соединение ритма и выразительного речевого интонирования. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения. Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Ритмодекламация -по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Слайд 11

I этап. Речевые упражнения которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками) Цель познакомить детей с музыкально ритмическими упражнениями с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально – ритмических способностей. Задачи: - познакомить участников с речевым упражнением; - раскрыть содержание по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий; - показать практическую значимость использования данного комплекса, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки. II этап. Выстукиваем ритм ударами палочек в разных направлениях(по коленям , палочка об палочку) Цель познакомить детей с музыкально ритмическими упражнениями с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально – ритмических способностей. Задачи: - познакомить участников с выстукиванием ритма ударами; - раскрыть содержание по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий; - показать значимость выстукивания ритма. Чередование заданий с приговариванием

Слайд 12

Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаються в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра, упражнение неоднократно повторяеться и варьируеться в течение всего учебного года. Занятия носят непринужденный характер, без каких – либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

Слайд 13

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребенка в обществе. Использование игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. Игровые технологии включают : Коммуникативные танцы Пальчиковая гимнастика

Слайд 14

Пальчиковые игры Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку и развивают у детей: речь ребенка; двигательные качества; совершенствуют внимание и память; повышают координационные способности пальцев рук; соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Слайд 15

Коммуникативные танцы - это творческие проявления, умение общаться, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом в танце в разнообразных специально созданных ситуациях. Коммуникативные танцы вырабатывают умение действовать в танце, эмоционально откликаться на состояние другого. Цели: - развивать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе. Задачи: - развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия; - создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Коммуникативные танцы разнообразны по форме. Пластические импровизации развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Бабочка и ветерок», «Облачко и ветер»). Игры – по типу зеркало , пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения «Море волнуется», «Зеркало», «Тряпичная кукла».

Слайд 16

Флешмоб Популяризация активного отдыха, здорового образа жизни. Задачи: пропаганда здорового образа жизни; обучение простейшим танцевальным движениям; формирование позитивного отношения к активному образу жизни.

Слайд 17

ИКТ Технологии В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по теме праздника, видео-открытки с поздравлением детей для родителей, видео ролики о жизни детей в детском саду на выпускном и т.д.,. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями.

Слайд 18

Вывод Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов: Удается создать на музыкальных занятиях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения. Дети активны и раскрепощены. Усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового общения с музыкой . Использование современных технологий способствует обогащению педагогического опыта и является эффективным средством развития певческих, творческих способностей детей, ценным фактором здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях.

Слайд 22

Литература Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. ‒ 2011. ‒ №12. ‒ С. 88-94. Буренина А.И. Новые тенденции организации музыкального образования в детских садах // Музыкальная палитра. ‒ 2011. ‒ № 3. – С. 2. Буркова Е.В. Музыкальный руководитель XXI века // Молодой ученый. ‒ 2019. ‒ № 3. – С. 349-351. ‒ URL: https://moluch.ru/archive/241/55676/. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка // Справочник музыкального руководителя. ‒ 2014. ‒ № 2. Ковтун Т.Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста // Молодой ученый. ‒ 2014. ‒ № 7. ‒ С. 513-514. Кузнецова Г.В. ФГОС ДО: Новые подходы в работе музыкального руководителя // Музыкальный руководитель. ‒ 2014. ‒ № 8. – С. 2-5. Кузнецова Г.В. Проводим музыкальные занятия с требованиями ФГОС ДО // Музыкальный руководитель. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 2-4. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. ‒ М.: Феникс, 2018. ‒ 835 c. Рубан Т.В. Реализация ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие в практике работы детского сада» // Музыкальный руководитель. ‒ 2015. ‒ № 6. ‒ С. 2-6. Скородумова Л.В. Инновационные формы и технологии музыкально оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-i-tehnologii-muzykalno-ozdorovitelnoy-raboty-muzykalnogo-rukovoditelya-s-detmi-v-dou Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. ‒ URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании дошкольников»

Если говорить о использовании здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности, то можно утверждать, что если будут учитываться возрастные особенности дошкольников, их личные интересы, потре...

Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"

Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....

«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» Журнал «Дошкольное образование» (разное)

Я – музыкальный руководитель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Алёнушка», хочу поделиться опытом своей работы с детьми....

Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.

Из данного мастер -класса можно узнать, как можно  мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической  деятельности  сре...

«Инновационные технологии в музыкальном образовании дошкольников»

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных прог...

Инновационные технологии в дошкольном образовании. Метод кейс – технологий.

Использование кейс - технолдогий в дошкольном образовании....